Влияние иллюстративного материала на познавательные процессы у детей | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 23.02.2024

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Максимова, Э. С. Влияние иллюстративного материала на познавательные процессы у детей / Э. С. Максимова, Т. А. Замотина, Е. Ю. Егоркина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4208/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрено зарождение и развитие иллюстрации в целом и детской иллюстрации в частности, изучены иллюстраторы, изучено донесение духовных и нравственных ценностей до детей через иллюстрацию, рассказано как понятно, эффективно, а главное интересно повествовать информацию детям с помощью книжных иллюстраций. В результате мы узнаем особенности детского восприятия, и критерии, которые нужно учитывать для создания успешной литературы для подрастающего поколения.

Ключевые слова: детская иллюстрация, история иллюстрации, иллюстраторы, детская иллюстрация, развитие детской иллюстрации в России, функции детской иллюстрации, тенденции иллюстрации, инструмент обучения, образование через иллюстрацию.

Гипотеза: Иллюстративный материал влияет на образовательные процессы детей лучше, чем обычный печатный текст в книгах.

Цель статьи: определить, как детские иллюстрации могут продолжать выполнять свою роль в донесении культурного кода и образовательных ценностей до подрастающего поколения в условиях быстро меняющегося среды. А также, изучение воздействия цифровой эры на восприятие и роль детских иллюстраций.

Основная проблема заключается в том, как сохранить значимость традиционных иллюстраций в эпоху цифровых технологий, которые предлагают альтернативные и более динамичные способы визуализации информации. Это включает в себя анализ того, как новые медиа-форматы, такие как интерактивные электронные книги, приложения с дополненной реальностью и виртуальная реальность, могут сосуществовать с традиционными печатными книгами, дополняя и обогащая образовательный опыт.

Задачи:

  1. Исследовать историческое развитие детских иллюстраций и их взаимодействие с текстом в литературе, выявляя ключевые тенденции и поворотные моменты, которые определили современное состояние жанра.
  2. Анализировать влияние культурных и технологических изменений на стили и функции детских иллюстраций, рассматривая, как адаптация к новым аудиториям повлияла на визуальный язык иллюстраций.
  3. Изучить современные тенденции в детских иллюстрациях, включая рост популярности цифровых форматов, таких мультимедийные приложения, а также их влияние на восприятие и понимание мира у детей.
  4. Определить стратегии, которые могут помочь детским иллюстрациям оставаться важным и эффективным инструментом обучения и культурного развития в современном мире, учитывая новые технологии и меняющиеся предпочтения аудитории

С самого нашего рождения, мы внимательно изучаем иллюстрации в разных детских книгах. Эти изображения не просто привлекают внимание ребенка своей яркостью и контрастностью, но и служат первыми строительными блоками в обучении. Иллюстрация становится первым этапом познания культуры человеком, ведь через визуальные образы ребенок начинает осваивать базовые понятия о мире и обществе. И, конечно, иллюстрация неотъемлемо связана с текстом, но именно она становится основой художественного восприятия, лежащего в основе эстетического развития ребенка. А значит, она сама по себе несет информацию и новые знания, формируя начальное визуальное представление о мире.

У большинства из нас именно картинки в книжках были основой нашего лексикона в раннем детстве. Благодаря этим иллюстрациям мы развивали свое воображение и знакомились с разными сказками и рассказами, что играло ключевую роль в развитии нашего языкового и когнитивного потенциала.

Как говорил Леонардо да Винчи: «Если вы хотите изобразить человека и все подробности его конструкции при помощи слов, откажитесь от этой идеи. Чем подробнее вы будете описывать, тем больше вы будете ограничивать воображение читателя, и тем больше вы будете отдалять его от предмета своих описаний. Именно поэтому, к описанию необходимо добавить рисунок». Эта мысль да Винчи подчеркивает важность визуализации для более глубокого понимания и восприятия мира, особенно для детей, чье воображение еще только формируется.

Иллюстрация (от лат. Illustratio — освещение, наглядное изображение) — это «изображение, сопровождающее и дополняющее текст, сказано в словаре» Есть более широкое определение этого понятия — «область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения» Иллюстрация детской литературы (как и иллюстрация в общем) имеет свое прошлое и настоящее. Ее сочетание с текстом важно для становления детской личности, помогая формировать как языковые, так и визуальные навыки. Иллюстрации служат мостом между абстрактным текстом и конкретными образами, что особенно важно в детской литературе, где образное мышление развивается интенсивнее.

С течением времени иллюстрация меняется: от максимально приближенных к реальности картинкам иллюстрация постепенно превратилась в яркие комиксы. Это отражает не только эстетические предпочтения разных эпох, но и технологическое развитие, доступность материалов и изменившееся восприятие аудитории. Современные иллюстрации стали более динамичными, цветными и экспрессивными, что соответствует быстрому темпу жизни и медиа-потребления современных детей.

История иллюстрации начинается еще со времен наскальной живописи. Люди тогда, еще не умея говорить и писать, пытались взаимодействовать друг с другом с помощью резьбы на скалах, камнях и пещерах. В основном они изображали разных животных: бизонов, медведей, львов, носорогов, мамонтов, оленей, лошадей и т. д. Людей они рисовали крайне редко. Эти изображения не только служили средством коммуникации, но и выполняли ритуальные и образовательные функции, передавая знания о мире и природе.

Также, все знают про древнеегипетское искусство, где люди рисовали иллюстрации к древним мифам, легендам и эпосам. Они расписывали стены религиозных строений, таких как гробницы и усадьбы. В росписях изображалось их реальная жизнь. Египтяне верили, что когда они умрут, их рисунки оживут, и они смогут иметь все то, что было у них при жизни. Также у них были определённые правила живописи, называемые канонами. Их соблюдали все художники того времени. Древнеегипетские рисунки можно найти в музеях в виде расписанных сосудов, свитков и дощечек.

Книжная иллюстрация уходит своими корнями в глубокое Средневековье, эпоху, когда книги были не только источником знаний, но и произведением искусства. В это время все книги писались вручную, преимущественно на религиозные темы. Монахи, настоящие мастера своего дела, трудились над их иллюстрированием, превращая каждую страницу в произведение искусства. Из-за отсутствия возрастных ограничений в литературе, сюжеты и иллюстрации к ним должны были быть понятны и интересны как детям, так и взрослым, что добавляло дополнительную сложность и глубину в работу художников.

В XIX веке книжная иллюстрация приобретает статус устоявшегося жанра в художественном искусстве. Особое внимание уделяется иллюстрациям к сказкам в Викторианскую эпоху, когда сказка начинает восприниматься не как часть религиозного нарратива, а как самостоятельный жанр с несуществующим, вымышленным сюжетом. Это время ознаменовалось бурным развитием литературы и появлением новых фантастических историй. Иллюстрации к этим сказкам отличались необычностью и оригинальностью, подчеркивая уникальность каждого произведения.

В ту же эпоху зарождается и развивается книжная графика, особенно в детских сказках. Это стало возможным благодаря развитию технологий печати, которые позволили художникам распространять свои работы широкой аудитории. Возникло осознание того, что дети воспринимают мир иначе, чем взрослые, что требовало особого подхода к созданию иллюстраций, способного разжечь воображение ребенка и передать ему магию сказочного мира.

В России идея иллюстрировать детские сказки получила развитие благодаря Елене Поленовой, выдающейся художнице своего времени. Елена осознала, что русские дети выросли на иллюстрированных сказках английских и немецких авторов, и стремилась внести в русские сказки уникальный поэтический взгляд, характерный для русской культуры. Она начала с иллюстраций к сказке «Белая уточка», создавая работы, которые отличались особой душевностью и передавали глубокий смысл рассказа. Позже Елена Поленова иллюстрировала такие сказки, как «Морозко», «Война Грибов», «Волк и Лиса», «Избушка на курьих ножках» и другие, оставив значительный след в истории русской книжной графики.

Помимо Елены Поленовой, в России было много талантливых художников-иллюстраторов, чьи работы вдохновляли детей и вносили яркие краски в их детство. Иван Билибин, например, знаменит своими иллюстрациями к многим русским народным сказкам, таким как «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка» и многие другие. Его стиль отличался использованием различных художественных традиций и техник, что делало его работы уникальными и узнаваемыми.

Борис Дехтерев, еще один знаменитый русский иллюстратор, получил прозвище «главного детского художника» благодаря своему таланту создавать иллюстрации, которые рассказывали историю, доступную даже самым маленьким детям. Его работы к таким сказкам, как «Золушка» и «Красная Шапочка», стали классикой жанра.

Владимир Сутеев, один из первых режиссеров-мультипликаторов, также внес значительный вклад в развитие детской литературы и иллюстрации. Он не только писал сказки, но и сам иллюстрировал их, создавая уникальные произведения, которые полюбились многим поколениям детей. Примером его творчества является известная всем сказка «Мешок яблок».

Современная эпоха технологических изменений и информационного потока в интернете привела к изменениям в восприятии иллюстраций в детских книгах. Дети современности привыкли воспринимать информацию быстро и в сжатой форме, что отразилось и на формате детских книг. Короткие форматы, яркие и запоминающиеся образы, которые легко переключаются с одной темы на другую в социальных сетях, стали конкурентами традиционным иллюстрациям. В этой среде детям становится сложно и неинтересно сосредоточиться на одной теме на длительное время, что требует адаптации иллюстраций под новые реалии.

Комиксы как форма детской литературы привлекают своей уникальной способностью сочетать текст и изображения, создавая яркую и запоминающуюся картину. Они особенно популярны среди молодежи, что объясняется их способностью компактно и наглядно передавать информацию. Эти книги часто содержат большое количество иллюстраций, выполненных в стиле мультипликации или карикатуры, что делает их легкими для восприятия и не перегруженными излишней смысловой нагрузкой. Такой подход к представлению информации способствует более глубокому погружению в материал и стимулирует интерес к чтению.

Комиксы используют привлекательную графику, впечатляющие спецэффекты и захватывающие сюжеты, чтобы увлечь читателя. Этот формат оказывается более эффективным для изучения различных тем, поскольку красочные изображения и интересные рассказы способствуют более активному вовлечению в учебный процесс. В отличие от традиционной литературы, комиксы могут предложить более динамичное и интерактивное обучение, что особенно ценно для молодого поколения, выросшего в эру цифровых технологий.

Комиксы охватывают широкий спектр тематик, что позволяет удовлетворить интересы различных категорий молодых читателей. Например, дети, увлеченные динозаврами, найдут комиксы о палеонтологии захватывающими; те, кто мечтает о приключениях, будут в восторге от комиксов о путешествиях; а юные исследователи обрадуются комиксам о научных экспериментах. Таким образом, комиксы предлагают уникальный и доступный способ изучения мира в его многообразии.

Развитие технологий, таких как дополненная и виртуальная реальность, открывает новые горизонты в сфере образовательных иллюстраций. Дополненная реальность (AR) позволяет наложить цифровые объекты на реальный мир, создавая новый уровень взаимодействия с учебным материалом. Примером такого подхода являются 3D и 4D книги, которые привносят элементы виртуальной реальности в традиционное чтение. Это не только повышает эмоциональную вовлеченность детей, но и предоставляет им возможность «оживить» иллюстрации книг, используя смартфон для сканирования цифровых кодов. Такие «живые» книги могут значительно повысить интерес к обучению, делая уроки более захватывающими и интерактивными.

Виртуальная реальность (VR) также играет важную роль в образовании, позволяя учащимся не просто наблюдать за объектами, но и погружаться в центр событий. Использование VR в образовании способствует геймификации учебного процесса, превращая обучение в захватывающую игру. Это помогает учащимся лучше усваивать информацию и активно участвовать в образовательном процессе. VR уже начинает применяться в учебных заведениях, и это направление будет продолжать развиваться, предлагая всё новые способы изучения различных предметов, от астрономии до машиностроения.

Со временем традиционные книжные иллюстрации будут все больше интегрировать элементы дополненной и виртуальной реальности, чтобы оставаться актуальными и эффективными в образовательном процессе. Эти инновации в области образовательных иллюстраций не только улучшают процесс обучения, но и способствуют более глубокому пониманию и усвоению материала. Использование AR и VR в образовании — это будущее, которое будет продолжать развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать меняющимся потребностям учащихся.

Важно также учитывать образовательную эффективность иллюстраций. Они играют ключевую роль в повышении интереса и вовлеченности учащихся в учебный процесс. Иллюстрации представляют визуальные образы, которые могут помочь в понимании сложных концепций и тем. Книжные иллюстрации предлагают визуальное представление объектов и явлений, в то время как инновационные технологии, такие как AR и VR, позволяют не только увидеть, но и глубже понять процессы, происходящие в этих объектах. Различные виды иллюстраций обеспечивают разную степень эффективности обучения, делая его более гибким и адаптированным к потребностям учащихся.

На сегодняшний день существует множество методов обучения, однако ключевой элемент в этом процессе всегда остаются иллюстрации различных видов. Их роль в образовании неоценима: будь то традиционные книжные изображения или современные цифровые графики, они играют важную роль в облегчении усвоения материала. Иллюстрации способствуют более глубокому пониманию сложных концепций и явлений, делая обучение более интерактивным и захватывающим. Они обеспечивают визуальную поддержку теоретическим утверждениям, что особенно важно в детском образовании, где визуальное восприятие играет ключевую роль.

Таким образом, для того чтобы иллюстрации продолжали эффективно выполнять свою функцию — передачу культурного кода подрастающему поколению — они должны эволюционировать, соответствуя меняющимся предпочтениям и интересам детей. Важно, чтобы иллюстрации отражали современные тенденции и были релевантны для современной молодежи, что позволит им лучше ассоциироваться с изучаемым материалом. Благодаря такому подходу, иллюстрации не просто привлекают внимание ребенка, но и стимулируют его к более активному обучению. Это особенно важно в современном быстро меняющемся мире, где способность удерживать внимание ребенка и мотивировать его к изучению нового материала является ключевым фактором успешного образовательного процесса. Современные иллюстрации, интегрирующиеся с цифровыми технологиями, могут включать интерактивные элементы, анимацию и даже дополненную реальность, что делает процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным.

Литература:

  1. Саллистер, У. «Детская книжная иллюстрация: История и техника» / Мск: Изд-во «Букмарк», 2020. — 256 с.
  2. Николская, Т. К. «Искусство книжной иллюстрации: От классики до современности» / СПб: Изд-во «Арт-Родник», 2019. — 320 с.
  3. Блэкберн, Л. «Визуальная культура и детская литература» / Мск: Изд-во «Литера», 2021. — 212 с.
  4. Андерсон, М. «Иллюстрация в контексте детского чтения» / СПб: Изд-во «Питер», 2022. — 180 с.
  5. Гринберг, А.С. «Эволюция детской книжной графики» / Мск: Изд-во «АртБук», 2018. — 144 с.
  6. Фрейман, Дж. «Современные технологии в детской иллюстрации» / Мск: Изд-во «Новое Знание», 2023. — 198 с.
  7. Иванов, А.В. «Иллюстрация как средство образования: история и методы» / СПб: Изд-во «Образование», 2021. — 234 с.
  8. Кузнецова, Е.И. «Детская иллюстрация в России: история и современность» / Мск: Изд-во «Библиотека», 2022. — 290 с.
  9. Петрова, С.А. «Инновации в детской книжной иллюстрации» / Мск: Изд-во «Мир книги», 2020. — 168 с.
  10. Васильева, И.Н. «Цифровые технологии в иллюстрации детских книг» / Новосиб: Изд-во «Сибирское университетское издательство», 2021. — 210 с.
  11. Шмидт, О.К. «Роль иллюстраций в формировании визуальной грамотности у детей» / Екб: Изд-во «Уральский университет», 2019. — 256 с.
  12. Левина, М.Е. «История детской книжной графики: от классицизма до постмодернизма» / СПб: Изд-во «Академия искусств», 2020. — 336 с.
  13. https://infourok.ru/news/komiksi-kak-vid-iskusstva-ili-pochemu-vashi-deti-lyubyat-stena-li-881.html
  14. https://easyteka.online/blog/marketing/dopolnennaya-realnost-detyam
  15. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/09/25/knigi-s-dopolnennoy-realnostyu
  16. https://hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/


Ключевые слова

детская иллюстрация, история иллюстрации, иллюстраторы, развитие детской иллюстрации в России, функции детской иллюстрации, тенденции иллюстрации, инструмент обучения, образование через иллюстрацию
Задать вопрос