Причины близорукости у учеников средних и старших классов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 24.02.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Матевосян, Л. А. Причины близорукости у учеников средних и старших классов / Л. А. Матевосян, Е. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4203/ (дата обращения: 02.05.2024).



Тема исследования установить причины, способствующие прогрессированию врождённой и приобретенной миопии у учеников средних и старших классов школы.

Объект — ученики старших и средних классов.

Предмет исследования анализ статистики заболевания миопии и причины её прогрессирования у учеников средней и старшей школы.

Актуальность Близорукость (миопия) — наиболее частый дефект зрения. Аномалии рефракции, среди которых лидирующее место занимает близорукость, являются наиболее частыми причинами понижения зрения в детском и подростковом возрасте. Близорукость всегда вызывала пристальное внимание не только офтальмологов, но и общества в целом, поскольку она сопровождается психоэмоциональными нарушениями, снижением качества жизни и социально-адаптивных возможностей детей, ограничивая информацию об окружающем мире и ориентацию в нём, выбор наиболее интересующей профессии, любимого вида спорта. Актуальность проблемы связана с тем, что миопия по распространённости среди населения занимает в РФ второе место среди болезней глаз, имеющих наибольшее медико-социальное значение, что определяется высокой частотой встречаемости в популяции и склонностью к развитию осложнений. Прогрессирование миопии может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. Осложнённая близорукость — одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз. Медико-социальная значимость проблемы увеличивается в связи с тем, что осложненная миопия развивается у лиц самого работоспособного возраста. В связи с этим борьба с миопией — это государственная задача, для решения которой необходимо проведение активных и широких мер по предупреждению близорукости и её осложнений. Прогрессирующая миопия, заболеваемость, которая выросла за последние 10 лет у подростков в 1,3 раза, до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных проблем здоровья ученика (2).

Цель исследования — Обосновать причины развития близорукости у школьников 7–11 классов.

Для достижения заданной цели мы определили следующие задачи :

  1. Проведение социологического опроса среди учеников.
  2. Изучение статистических данных среди учеников лицея по проблемам близорукости.
  3. Измерение и изучение коэффициента освещенности в классах и в домашних условиях.

Гипотеза: Основная причина ухудшения зрения у подростков неправильный режим зрительной нагрузки (в том числе влияние компьютера), неправильная посадка во время чтения и письма.

Методы исследования: Подсчёт количества учеников с плохим зрением в каждом классе лицея; вычисление коэффициента естественной освещённости в классах, комнатах общежития и в домашних условиях. В качестве объектов исследования в исследовательской работе использовались ученики ГАУ ОО КО ШИЛИ (7-х-11-х классов) с миопией слабой, средней и высокой степеней, состоящие на учёте в Калининградской детской областной поликлинике.

Социологический опрос

Данные получены среди учеников 7–11 классов ГАУ ОО КО ШИЛИ — опрошены 200 человек. (Диаграммы 1,2,3).

Бланк ответов, представленный учащимся:

Выберите ответ, который вам подходит

1. Сколько времени вы проводите за компьютером в день?

А)0,5–1,5 часа

Б)1,5–3 часа

В) Более 3

2. На каком расстоянии вы читаете книгу?

А) до 30 см,

Б) 30–35см,

В) более 35 см,

3. Следите ли вы за своей осанкой во время уроков и выполнения домашнего задания?

А) да

Б) нет

Были получены следующие данные:

1. а) 68(34 %)

б) 104(52 %)

в) 28(14 %)

2. а) 102(51 %)

б) 82(41 %)

в) 16(8 %)

3. а) 36(18 %)

б) 164(82 %)

По результатам опроса видно, что 66 % учеников проводят за компьютером больше времени, чем предусмотрено нормами СанПИН, 59 % школьников не следят во время чтения за расстоянием до книги, 82 % детей не следят за своей осанкой во время учёбы.

Количественный анализ статистики миопии у детей средних и старших классов (2023–24 учебный год)

521 ученик учится в лицее, 89 человек — врождённая миопия (17,1 %), 78 человек — приобретённая (15 %), итого — 32,1 %.

Классы (параллель)

Количество человек всего

Количество человек с миопией

% соотношение близоруких от общего числа

7 А,Б,В,Г

111

11

9,9 %

8 А,Б,В,Г

112

12

10,7 %

9 А,Б,В,Г

103

26

25,2 %

10 А,Б,В,Г

91

16

17,6 %

11 А,Б,В,Г

104

24

23,1 %

Итого

521

89 + 78=167

32,1 %

Результат обработки медицинских карточек учащихся показал, что с каждым годом % школьников, страдающих близорукостью, возрастает. По таблице видно, что в 7 классе близоруких — 9,9 %, в 9 — уже 25,2 %, в 11–23,1 %. Несмотря на то, что это разные дети, по данным статистики видно, что 78 человек приобрели миопию во время обучения. В результате количество учеников с плохим зрением увеличилось почти в 2 раза.

Изучение естественной освещённости класса (1)

Основными причинами приобретённой близорукости являются длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Поэтому чтобы доказать нашу гипотезу, мы должны изучить освещение рабочего места.

Цель : рассчитать световой коэффициент и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Объект изучения: естественная освещённость классной комнаты.

Оборудование и материалы: рулетка.

Световой коэффициент, который рассчитан в данной работе, характеризует гигиенические условия помещения по естественному освещению. Данный показатель не даёт оснований говорить о достаточной освещённости каждого рабочего места, особенно в осенне-зимний период. Тем не менее естественный дневной свет является важным экологическим фактором, поддерживающим иммунитет человека и бактерицидную обстановку в помещении, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться. Расчёт светового коэффициента имеет определённый смысл лишь в том случае, если выполняются другие гигиенические нормы и требования. Например, на окнах отсутствуют тюлевые или капроновые занавески, которые не раздвигаются, а также комнатные растения; систематически поддерживается чистота стёкол; соответствует гигиеническим требованиям окраска пола, потолка, стен и мебели.

Световой коэффициент :

К(св.) = S: S 1,

где S — площадь застеклённой части окон;

S 1 — площадь пола.

Коэффициент заглубления — отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.

Характеристики естественной освещённости помещений

Помещение

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Комната в общежитии ученика 9 Г класса

0,1

0, 25–0,17

0,5

0,5

Комната Матевосяна Левона в квартире

0,25

0, 25–0,17

0,52

0,5

Кабинет биологии 211

0,21

0, 25–0,17

0,41

0,5

Результаты исследования показывают, что характеристики естественной освещённости помещений, в которых обучаются школьники, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и не могут оказывать значительного влияния на ухудшение зрения учеников.

Выводы:

  1. Социологический опрос показал, что большинство школьников не соблюдают нормы СанПИНа: длительное время пользуются компьютером, не следят за своей осанкой и расстоянием до книги во время учёбы.
  2. Количественный анализ статистики миопии у детей средних и старших классов выявил, что половина детей, страдающих близорукостью, приобретает её во время обучения.
  3. Характеристики естественной освещённости помещений, в которых обучаются школьники, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и не могут оказывать значительного влияния на ухудшение зрения учеников.
  4. Гипотеза нашла своё подтверждение, поэтому учителям на уроках и ученикам при выполнении домашнего задания рекомендуется уделять повышенное внимание гигиене зрения.

.

Рис. 1.

.

Рис. 2.

.

Рис. 3.

Литература:

  1. Алексеев С. В. и др. «Экологический практикум школьника». — Самара, изд-во «Учебная литература», 2005 г.
  2. Куделина Н. Ю. «Разработка методов оценки и рационального управления комбинированной терапией с учетом риска возникновения прогрессирующей миопии», Воронеж, 2007 г.


Задать вопрос