Разработка методического пособия в электронном варианте для подготовки к ОГЭ по литературе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кириллина, И. И. Разработка методического пособия в электронном варианте для подготовки к ОГЭ по литературе / И. И. Кириллина, Т. Н. Дьячковская, С. К. Заровняева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 242-243. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4179/ (дата обращения: 02.05.2024).



В работе описана разработка электронного пособия для подготовки к ОГЭ по литературе. Пособие рассчитано на учеников, сдающих ОГЭ по литературе.

Ключевые слова: электронное пособие, литература, писатели, теория.

Актуальность: Наше электронное пособие представляет собой сборник теоретических материалов в электронном варианте, необходимых для подготовки к ОГЭ по литературе. При подготовке к ОГЭ по литературе учащиеся школы встречают некоторые трудности в поиске теоретических материалов, так как в данное время нет такого пособия, где были включены все сведения по произведениям, также имелись примерные вопросы заданий по разделам. Поэтому мы считаем, что наше пособие поможет эффективно подготовиться к ОГЭ по литературе, не теряя времени на поиски информации по произведениям.

Предмет исследования: электронное пособие по литературе.

Объект исследования : создание электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе.

Цель: Разработка электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе.

Гипотеза исследования: Самостоятельно можно подготовиться к ОГЭ по литературе при помощи данного пособия.

В соответствии с предметом, объектом, гипотезой, целью исследования мы поставили следующие задачи:

  1. Составить содержание пособия в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для ОГЭ по литературе.
  2. Проанализировать художественные тексты по плану в соответствии с перечнем проверяемых умений на ОГЭ по литературе.
  3. Разгруппировать по произведениям писателей, приложить примерные задания к произведениям из платформы «РЕШУ ОГЭ по литературе»;
  4. Создать модель электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе;
  5. Разработать структуру и содержание электронного пособия.

Новизна. Отметим, что единого пособия для подготовки к ОГЭ по литературе нет, поэтому мы разработали электронное пособие, которое включает себе всю информацию для эффективной подготовки к ОГЭ по литературе.

Практическая значимость: наше пособие может использовать учащийся, который будет сдавать ОГЭ по литературе, также учителя на своих уроках.

Методы исследования: сбор материалов, компьютерный дизайн.

Характер нашей работы подразумевает поиск и обработка различной информации о произведениях русских поэтов и писателей, исследование литературы, приведение к единому оформлению.

Изучив литературу по разработке пособий в электронном варианте, выяснили, что за последние десятилетия накоплен значительный теоретический и практический опыт в области применения информационных коммуникационных технологий в обучении школьников и студентов. В существующих методических описаниях электронных учебников представлены этапы работы, которыми может воспользоваться любой человек при создании электронных пособий. Например, Беляев М. И. в статье «Из опыта создания электронных учебников» выделяет следующие шаги в разработке электронного пособия: детальную структуризацию, интерактивность, гипертекстовую структуру мультимедийных приложений, встроенные блоки практических и проверочных мероприятий, гиперссылки на различные образовательные порталы, научные ресурсы и др. [2]

Далее ознакомились со статьей Лубашевской Е. Г., где она отмечает трудоемкость создания электронного продукта, также предлагает распределить этапы работы над электронным пособием: обозначение целей и задач электронного учебника; определение структуры электронного учебника; разработка содержания по разделам и темам учебника; программирование; апробация; корректировка содержания ЭУ по результатам апробации; подготовка методического пособия для пользователя [5].

Мы рассмотрели научно-популярные литературы и материалы в интернет. Но, к сожалению, не нашли пособия по подготовке к ОГЭ по литературе в электронном варианте. Разработанное пособие по подготовке к ОГЭ по литературе представляет собой первый опыт наиболее полно отразить все материалы для подготовки к экзамену по литературе. При анализе конкретных художественных произведений необходимо знание: темы, идейного богатства, проблематики, системы образов и средств их создания; композиции, жанра. Поэтому мы предлагаем следующие подразделы:

— История создания произведения;

— Тема;

— Проблема;

— Композиция произведения;

— Жанр;

— Характеристика героев;

— Краткое содержание произведения.

Наш электронный учебник состоит из следующих разделов:

— Древнерусская литература.

— Литература ХVIII века

— Литература ХIХ

— Литература ХХ века.

  1. Составили содержание пособия в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для ОГЭ по литературе.
  2. Проанализировали художественные произведения;
  3. Разгруппировали по разделам произведения русских писателей, где даны анализы произведений, рекомендации по подготовке к выполнению заданий с развернутым ответом ограниченного объема и заданий, основанных на сопоставительном анализе.
  4. Разработали модель электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе, также его структуру и содержание электронного пособия.

Мы использовали в своей работе такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала по подготовке к ОГЭ по литературе. В нашем электронном учебнике вы познакомитесь с анализом 102 произведений русских поэтов и писателей. В ходе создания электронного учебника были изучены материалы учебников, статей и сайтов по исследуемой теме.

Таким образом, разработанное электронное пособие является универсальной и необходимой формой для подготовки к ОГЭ по литературе. При помощи него каждый ученик может заниматься индивидуально. Пропустив занятие, школьник имеет возможность изучить ту или иную тему самостоятельно при помощи электронного пособия.

Литература:

  1. Баранова Ю. Ю. и др. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе //Информатика и образование. — 2000. — №. 8. — С. 43–4
  2. Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс] –Режим доступа: (vlsu.ru) — (дата обращения: ноябрь, 2022)
  3. Ковина Т. П. От концепции до реализации: опыт разработки электронного учебного пособия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: (ot-kontseptsii-do-realizatsii-opyt-razrabotki-elektronnogo-uchebnogo-posobiya.pdf) — дата обращения март, 2023)
  4. Краснова, Г. А.Технологии создания электронных обучающих средств / [Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов]; М-во образования Рос. Федерации [и др.]. — Москва: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. — 117, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 5–276–00203–7

5. Бояркин, А. Исследовательская работа по теме «Создание электронного учебника» / А. Бояркин. — Текст : электронный // Алые паруса : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/12/28/issledovatelskaya-rabota-to-teme-sozdanie-elektronnogo-uchebnika (дата обращения: 16.02.2024).



Задать вопрос