История танца как инструмента человеческого общества | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 15.02.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Бадретдинова, Э. Р. История танца как инструмента человеческого общества / Э. Р. Бадретдинова, Т. Р. Сафиуллин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 356-359. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4176/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия различных форм танцевальной культуры, объективные причины их возникновения.

Ключевые слова: танец, хореография, искусство, история, танцевальная культура.

В настоящее время тема эволюции танца широко освещена в исследованиях отечественных ученых. Это содержательные тексты историков балета XX века С. Н. Худекова, Л. Д. Блок, Ю. А. Бахрушина, В. И. Уральской, российских искусствоведов современности В. В. Ванслова, В. М. Красовской и других. В работах данных авторов исторический срез представлен для танца как вида искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных поз и положений человеческого тела [1, с. 119]. Такое толкование является наиболее распространенным при обращении к специальной литературе и позволяет проследить влияние природно-географических, социально-экономических, культурных факторов на развитие танцевальной культуры. Итогом исследований стал ответ на вопрос: как танцевали в каждую историческую эпоху?

За рамки искусства выходят в своих трудах И. А. Герасимова, С. Н. Куракина, В. В. Ромм, Л. П. Морина, рассматривая танец как феномен, явление культуры, которое пронизывает всю человеческую жизнь. [8, с. 26]. Их интересуют проблемы происхождения, ответ на вопрос: почему люди танцуют?

Аккумулируя оба подхода, можно получить ответ на вопрос: почему люди танцуют в каждую историческую эпоху? При этом проявятся прикладные функции танца, реализуемые порой в совершенно неожиданных формах. Тогда танец становится средством, способом для достижения чего-нибудь — незаменимым инструментом человека.

Главным технологическим элементом инструмента выступает хореографическая лексика, при использовании которой возникает явление «человека танцующего».

«Homo saltans»

Одной из отличительных особенностей «человека разумного», «нomo sapiens», в борьбе за выживание было использование речи в повседневной деятельности. Однако еще более ранним инструментом адаптации к окружающему миру, который получил в свое распоряжение человек, был танец. Что является вполне логичным, ведь способность к движениям дается уже при рождении. При этом ценность и эффективность этого приспособления проверены историей: вплоть до наших дней не прекращалось его применение, а человечество так и не изобрело достойных аналогов.

Назначение инструмента было разнообразным. Танец использовался:

— для поддержания священной связи с окружающим миром, единения с природой;

— для передачи ценной информации, накопленного опыта, организации взаимодействия между поколениями, полами, членами общины;

— для определения своего уникального «я» в сравнении с другими людьми и формирования «мы» в сравнении с другими группами людей;

— для игры, возможности самовыражения;

— для эмоциональной разрядки, снятия напряжения, отдыха, установления ситуации комфорта.

Если причины попадания танца в инструментарий человека не вызывают споров среди исследователей, то мнения относительного того, каким образом это произошло, достаточно противоречивы.

О существовании танца до появления человека гласят биологическая и космологические концепции. Одна исходит их того, что потребности в танце заложены генетически, другая, утверждает, что все в мире подчинено законам ритма. Социальная концепция рассматривает танец как феномен, порожденный социокультурной жизнью человека.

Несмотря на различные точки зрения относительно отправной точки, «homo saltans», «человек танцующий», совершил свой путь через всю историю человеческого общества. При этом в разные эпохи набор функций инструмента изменялся и дополнялся. Под влиянием природно-географических, социально-экономических и культурных факторов на первый план выходило определенное назначение, сфера применения и вид танца.

Танец как ритуал

Для танца как инструмента выживания характерна полифункциональность, когда человеку был необходим широкий спектр возможностей для обустройства своего существования в гармонии с окружающей средой. Все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного.

Однако, не в силах объяснить природные процессы, человек «населил» мир вокруг себя духами. Идеальным проводником в мир духов стал танец, приобретя ярко выраженный ритуальный характер.

Утилитарно-практические действия наполнились духовным смыслом. Это первая форма хореографического инструмента, очищенная от всего второстепенного по отношению к главной задаче, его отличает ясность и простота, ему присущ строгий аскетизм. [6, с. 30–31].

Исполнение ритмичных движений представляло собой центральный компонент ритуала. Несмотря на свою простоту и наивность инструмент позволял входить в особое состояние «общения с духами», выхода из себя — животного на пути к себе — разумному [9, с. 90].

Особая техника работы с телом для достижения единения с божеством позволяла гармонизировать мироустройство. Танец был частью повседневности и, вместе с тем, способом выхода из нее.

Танец как спорт

Следующее назначение инструмента логически продолжало линию работы с телом в тесной связи с представлением о священной природе танца.

Древняя мифология и её обилие сюжетов с богами была лучшим двигателем совершенствования природы человека, а танец был одним из инструментов «обработки» человеческих тела и души [7, с. 57].

В Греции танец считался даром богов и имел своего покровителя — музу Терпсихору. Выделение отдельного божества свидетельствовало о важности данного занятия в жизни человеческого общества. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его как средство оздоровление тела, гимнастику, спорт.

При этом определенные виды танца требовали наличия особых физических навыков. В этот период впервые появляется спортивный элемент состязательности у танцующих. Такими были кубистика, пляска на руках, пирриха, построенная на гимнастических основах, пляска с прыжками через быков на острове Крите и другие. Гомер описывает состязание танцоров, которое происходит на пиру феакийского царя Алкиноя, чтобы развлечь опечаленного гостя — Одиссея [4, с. 8].

Танец органично вписался в мироустройство греческого общества, одной из отличительных черт которого была агональность. Виртуозное исполнение требовало годы специальной подготовки. Этим занималась специальная наука — орхестрика, а танец как обязательная учебная дисциплина был включен в систему греческого образования.

Танец как запрет

Попытка запрета применения инструмента танца в эпоху Средневековья была предпринята под влиянием господствующей Церкви. Разделение на тело и душу, признание тела «сосудом греха», привело к тому, что танец и телесность лишились статуса «священного», а ритуальная, сакральная функция танца была выхолощена [5, с. 41].

Духовенство видело в танце форму выражения низменных сторон человеческой натуры, «бесовское наваждение». Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в том числе пляски.

Однако человек не может не танцевать. Более того, в период суровых запретов и правил танец стал одним из самых востребованных инструментов эмоциональной разрядки, крайне необходимой человеку. Развиваясь как запрет, контркультура, в конечном итоге этот инструмент был реабилитирован и взят на вооружение духовенством. Ведь для привлечения масс религия и Церковь должны были учитывать настроения и желания неграмотных и неискушенных в культуре людей. Требования обыденного сознания не могли не включать танец в религиозную жизнь. [2, с. 111–112].

Танец как идентификатор

Стратификация средневекового общества оказала весомое значение на развитие танца, который становится идентифицирующим инструментом положения и состояния человека. К примеру, по исполнению одного из самых популярных танцев Европы того времени — бранлю, можно было определить род профессиональной деятельности исполнителей.

Танец стал внешней памятью народа, отражением действительности для исполнителей определенной местности, социального положения, в конкретный исторический период.

Помимо бытового появляется санкционированный Церковью придворный, «благородный» танец. При этом их формы построения, несмотря на единство происхождения, становятся противоположными.

Вместо смешанного по составу хороводного круга появляется колонна танцующих пар. В кругу все равны, нет ни первых, ни последних. В колонне не так: танцоры располагаются строго по рангам [3, c. 10].

Часто карьера и положение при дворе напрямую зависели от мастерства владения инструментом танца. Выход в свет превращался в настоящий экзамен для представителей высших сословий, который мог стать социальным лифтом, успешным началом карьерного роста или средством продвижения политических идей.

Танец как общение

Парный танец становится главным инструментом общения между мужчиной и женщиной. Этому во многом способствовал культ рыцарства, романтизировавший образ Прекрасной Дамы.

Изменение отношения к женщине, появление ее в светском обществе потребовало установления четких правил этикета. Танец уходит от спонтанности, становится более формализованным и церемониальным. Широкое распространение получает такая форма танцевального общения, как балы.

На балу были созданы все условия для комфортного личного и делового общения. Этому способствовал особый распорядок, включающий как непосредственно сами танцы, так и другие сопутствующие моменты (игры, ужины и другие). При этом владение инструментом танца становится для «благородного» человека не только необходимостью, но и его обязанностью.

Танец как профессия

Запрос со стороны общества рождает новую престижную профессию — учителя танцев. Человек начинает использовать инструмент танца как способ денежного обеспечения своей жизни.

В XIV веке в Италии появляются первые учебники танца, а в 1661 году во Франции открывается первое специализированное учебное заведение — Королевская академия музыки и танца. Возникает «ученая хореография» — появляется собственная терминология, разрабатываются практические и теоретические правила. Помимо учителей танца готовятся профессионалы — исполнители, танцовщики.

Происходит дифференциация инструмента по области использования — бытовой, придворной и сценической. Сценический танец отделяет профессиональных артистов от публики, его основной функцией становится общение со зрителем [5, с. 47].

Танец как искусство

Логичным результатом появления собственной школы, профессиональных учителей явилась трансформация инструмента танца. Хореография преобразовалась в самостоятельное сценическое зрелище [11, с. 152].

Танец стал инструментом создания произведений искусства. В этом качестве хореография достигла высшей ступени своего развития в форме балета.

Именно понимание танца как вида искусства распространено в современном обществе. Это связано с собой ценностью результатов творческой деятельности человека. При этом танец не просто продолжает оставаться инструментом отражения действительности через художественные образы, он становится инструментом конструирования новой реальности.

Танец как развлечение

В настоящее время танец как вид искусства доступен каждому. Это связано с тем, что в середине XX века в разных странах и с разной степенью интенсивности возникло явление, получившее название одомашнивание культуры [10, с. 100].

Танец вновь вернулся в быт людей, но в новом виде. На это повлияло массовое тиражирование танцевальной культуры средствами массовой информации, социальными сетями, учреждениями культуры. Танец стал популярным инструментом развлечения и организации досуга, который позволяет отвлечься от обыденности и забот, проблем и жизненных трудностей.

В заключении стоит отметить, что при ответе на вопрос о том, почему люди танцуют в каждую историческую эпоху, были определены доминирующие прикладные функции и формы танца. Человек никогда не забывал о других возможностях этого многофункционального инструмента. Так и в настоящее время, словно возвращаясь к своим истокам, танец представляет собой приспособление к совершенствованию себя и окружающего мира через множественность форм, от развлечения до терапии.

Литература:

  1. Абызова Л. И. Теория и история хореографического искусства: термины и определения: глоссарий: учеб. пособие / Л. И. Абызова. — СПб.: Композитор, 2021. — 168с.
  2. Акиндинова Т. А., Амашукели А. В. Танец в традиции христианской культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство РХГА, 2015. — 239с.
  3. Великович Э. И. Танцевальные истории. — М.: Музыка; ГАММА-ПРЕСС, 2014. — 88с.
  4. Ильясова Р. Х. История искусств. Раздел «Хореография»: Учебно-методическое пособие / Р. Х. Ильясова. — Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011. — 199 с.
  5. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Изд. 3-е, испр. — Санкт-Петербург: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2022. — 456с.
  6. Маликов Е. В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научная монография / Под ред. М. С. Кухта. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 304с.
  7. Милосердова И. В. Социальная значимость танца / И. В. Милосердова. — Текст: непосредственный // Научно-теоретический журнал «Наука, образование и культура». — 2016. — № 5 (8). — С. 56–61.
  8. Ромм В. В. Танец и секреты древнейших цивилизаций / В. В. Ромм. — Новосибирск: НГК, 2002. — 456 с.
  9. Философская антропология: Актуальные понятия: учеб. пособие / Е. С. Черепанова и др.; [под общ. ред. Е. С. Черепановой]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 324 с.
  10. Фомченко Е. В. Перформанс как современный ритуал. / Е. В. Фомченко. — Текст: непосредственный // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 4 (60). — С. 94–102.
  11. Худеков С. Н. Иллюстрированная история танца / С. Н. Худеков. — Москва: Просвещение-Союз: просвещение, 2023. — 208с.


Задать вопрос