Профилактика буллинга | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 09.02.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Лапа, В. Т. Профилактика буллинга / В. Т. Лапа, Т. В. Дорошенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 243-247. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4152/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждениях. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого явления современного мира. Мной исследуется суть проблемы буллинга и влияние её на участников. В работе представлены развернутые определения терминов «буллинг» и «конфликт», что поможет различить обычный подростковый конфликт от более серьезной проблемы, и помочь ученикам сформировать верное восприятие конфликтной ситуации, а в случае необходимости обратиться за помощью к старшим. Вместе с тем, данный проект «Профилактика буллинга» даёт понимание каковы факторы его появления и каким образом он может проявиться, как должны действовать педагоги и родители, чтобы помочь ребёнку, подверженному травле.

Актуальность данной работы заключается в том, что буллинг часто встречающаяся проблема в школе. В России больше половины школьников сталкиваются с травлей, при этом треть детей не говорят об этих ситуациях, что приводит к их развитию. Дети всячески насмехаются, распространяют слухи, отказывают в общении и портят имущество. Последствиями травли могут быть сниженная самооценка, тревожные расстройства, социофобия, суицидальные мысли, неконтролируема агрессия жертвы, замкнутость и не реализация человека как личности, сложности в дальнейшем трудоустройстве. Поскольку все самые важные качества в людях закладываются с детства очень важно обратить внимание на эту проблему как можно раньше.

Работа адресована учащимся школ и может быть полезна всем, кто интересуется темой буллинга.

Ключевые слова: буллинг, травля, школа

С травлей сталкивалось огромное количество людей во все времена. Несмотря на то, что понятие буллинг возникло еще в XX веке смысл оно приобрело сравнительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому доктору психологии Данку Ольвеусу. Его работа принесла явление буллинга в пространство психологической науки, сделала его видимым, и данная проблема скоро стала трендом всемирной психологии. Первое анонимное исследование Д. Ольвеуса проведенное в 1980-х гг. в Норвегии и Швеции, показала, что 15 % детей регулярно сталкиваются с буллингом: 9 % являются жертвами, 7 % агрессорами и 2 % осваивают обе роли. В настоящие время Дан Ольвеус выступает в качестве известного авторитета в вопросах буллинга [2, с.2]

Сейчас же ситуация во всем мире гораздо хуже. По всему миру почти каждый третий ребёнок от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с буллингом в школе [5]

В 2019 году компания «Михайлов и партнеры. Аналитика», провела опрос, и было заявлено, что 52 % школьников в возрасте от 10 до 18 лет когда-либо сталкивались с травлей в школе. И самая частая причина буллинга, по мнению российских школьников — внешность: с этим согласны 43,8 % опрошенных. Вторая по популярности причина — религия, ее назвали 33,6 % учащихся. [5]

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам, на фоне становления самосознания, проблема постепенно сходит на нет.

Согласно данным исследования HBSC-2014, в России в 2013–2014 годах в драках в школе участвовало 24 % мальчиков в возрасте 11 лет и 16 % мальчиков в возрасте 15 лет; доля девочек колебалась от 5 % в 15 лет до 7 % в 11 лет. Российские мальчики и девочки в 11 и 13 лет становились жертвой буллинга в среднем в два раза чаще их сверстников в 42 странах и территориях Европы и Северной Америки. Так, 27 % мальчиков и 23 % девочек в возрасте 11 лет и 21 % мальчиков и 15 % девочек в возрасте 13 лет подвергались в школе буллингу как минимум 2–3 раза в месяц. Причиняли обиды 19 % мальчиков и 13 % девочек среди 11-летних школьников, а среди 13-летних — 24 % мальчиков и 14 % девочек. К 15 годам доля обижаемых среди мальчиков сократилась до 15 %, а девочек — до 12 %, но доля обидчиков (22 % мальчиков и 13 % девочек) осталась практически такой же, как в 13-летнем возрасте. ЮНЕСКО же пишет, что буллингу подвергались 42,5 % российских школьников в возрасте от 9 до 15 лет. [1, с. 19]

Буллинг — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы, (Olweus, 1993г.).

Конфликт это состояние несогласия между двумя или более сторонами из-за различий во взглядах, ценностях, целях, интересах или потребностях.

Эти два понятия очень схожи, но все же имеютсущественныеотличия :

  1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы , так как «буллят» человека группой люде, а в конфликте стороны равны и у них есть одинаковые возможности постоять за себя.
  2. Разные последствия. Буллинг может привести к серьезным психологическим и эмоциональным последствиям для жертвы, а конфликт, в зависимости от его характера, может способствовать развитию творческого подхода к решению проблемы.
  3. Конфликт чаще завязывается случайно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Буллинг (травля) — это спланированное постоянное унижение одного человека группой.
  4. В конфликте обе стороны ответственны за случившееся . В случае травли жертва не виновата в произошедшем. Стать жертвой может любой ребёнок.
  5. Конфликт длится небольшое количество времени . Стороны стараются урегулировать его как можно скорее. Травля же — систематически повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить, ущемить жертву.
  6. Конфликт возможно разрешить. Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прервать, с помощью из вне (специалистов, учителей, родителей). [5]

Факторы буллинга:

1.Личностные факторы . Обычно, школьники или подростки, совершающие насильственные действия над другими, отличаются психологическими особенностями: активностью, нервозностью, низким уровнем контроля над своим поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, низкой школьной успеваемостью, склонностью к агрессии и гневу. Как правило, агрессор, который издевается над другими, делает это для того, чтобы самоутвердиться и «быть выше» других.

2.Семейные факторы . Семейные факторы могут играть роль в появлении буллинга. Например, дети, живущие в семьях, где присутствует насилие, агрессия или недостаток эмоциональной поддержки, могут испытывать трудности в общении со сверстниками. Также отсутствие контроля со стороны родителей и недостаточное внимание к проблемам ребенка. Все эти факторы могут пагубно сказаться на ребёнке и привести к насильственным действиям в школе по отношению к другим ученикам.

3.Ситуативные факторы также могут повлиять на действия агрессора.

— Место и время: как правило насилие над ребёнком совершается в гардеробе, туалете или других «укромных» местах, вне территории школы и местах, где нет взрослых.

— Присутствие наблюдателей: обычно для «буллера», главной целью которого является самоутвердиться в глазах других, насилия без присутствия сверстников не имеет смысла, а наличие старших наоборот оттолкнёт его от совершения подобных деяний.

— Употребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия: установлено, что обидчики чаще других школьников употребляют спиртное и носят оружие; кроме того, человеку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения сложнее контролировать свои действия и поступки, так, что последствия от взаимодействия агрессора и жертвы могут быть гораздо тяжелее.

4.Социальные факторы. Среди социальных факторов, способствующих возникновению буллинга, можно выделить следующие:

Социальные нормы и ценности. В обществах, где доминируют агрессивные и конкурентные ценности, буллинг может быть частью социальной динамики.

Отношения в коллективе. Негативные отношения и конфликты между учениками или сотрудниками могут способствовать возникновению буллинга.

Недостаточное вмешательство взрослых. Если учителя, родители или другие взрослые не реагируют на случаи буллинга, это может усугубить ситуацию.

Групповая динамика. Групповое поведение может облегчить возникновение буллинга, особенно если участники группы ощущают себя безнаказанными.

Медиа и культура. Пропаганда агрессии, насилия и унижения в медиа и культуре также может способствовать возникновению буллинга.

Социальное неравенство. Неравенство по социальным, экономическим или культурным признакам может способствовать возникновению буллинга. [3]

Типы и участники буллинга

Всего существует четыре типа буллинга:

Физический буллинг (физическое насилие, нападение, угрозы)

Вербальный буллинг (оскорбительные реплики, угрозы, насмешки, унижения)

Социальный буллинг (изоляция, исключение из группы, распространение слухов)

Кибербуллинг (домогательства, угрозы, оскорбления в онлайн-средах, в том числе через социальные сети, сообщения и комментарии)

Участники буллинга:

В процессе буллинга происходящем в школе как правило, наряду с агрессором и жертвой присутствуют еще и свидетели (наблюдатели). Среди обидчиков обычно выделяются главный и один или несколько последователей, которые положительно относятся к насильственным действиям и принимают в них непосредственное участие, но не являются их зачинщиками и не принимают ведущую роль.

Агрессор — человек, который проявляют агрессию или насилие в отношении других людей, групп.

Жертва — человек, на которого направлено насилие.

Наблюдатели — группа людей, кто не участвует в буллинге, но не пытаются помешать.

Последователи — те люди, которые начинают следовать примеру агрессора.

Защитники — люди, которые встают на сторону жертвы и пытаются помочь противостоять агрессору [2].

Последствия для жертвы:

Буллинг наносит пострадавшему вред, который выражается в психологических последствия, такие как тревожность, депрессия, низкое самооценка, посттравматический стрессовый синдром. Социальных последствиях, такие как изоляция, потеря доверия к окружающим, нарушение отношений с друзьями и семьей. Физических последствиях, такие как боли, травмы, бессонница, головные боли и проблемы со здоровьем. Учебных последствиях, такие как отсутствие в школе, плохие оценки, отсутствие мотивации и концентрации на учебе. Поведенческих последствиях, такие как агрессия, нарушения поведения, риск употребления наркотиков и алкоголя.

Дети, которым регулярно причиняют обиды, со временем теряют способность постоять за себя, у некоторых формируется комплекс вины — в том, что их обижают, они обвиняют себя, жертвы перестают доверять людям и это осложняет процесс социализации и развития человека как личности. [4]

Одним из наиболее серьезных последствий буллинга является высокий риск суицидального поведения у пострадавших. [4]

Доведённые до отчаяния подростки могут начать заниматься скулшутингом (англ. school shooting, буквально — школьная стрельба; школьные расстрелы, массовые расстрелы в школах, вооружённые нападения в образовательных организациях).

Последствия для агрессора:

Со слов Людмилы Петрановской, агрессор получает опыт безнаказанности, иллюзию собственной силы и абсолютной правоты: «этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности» [3].

В книге «Травля» [7] пишут, что агрессора обычно воспринимают в коллективе как авторитетного и уважаемого человека, но сам по себе этот человек не имеет достойных качеств, которым стоит подражать, поэтому идти и прислушиваться к нему не стоит.

Агрессор не умеет строить отношения с другими людьми. Во взрослом возрасте может занимать высокое положение в обществе, но часто страдает от одиночества. Анализ исследований 2016 года показал, что участие в буллинге негативно сказывается на психике человека независимо от его роли [4].

Что делать преподавателям школы в случае выявления буллинга:

Важно, чтобы каждый преподаватель школы понимал свою ответственность за допущение насилия и в случае столкновения с ним или попытки его осуществления знал, что делать, чтобы остановить и предотвратить буллинг. Часто сами школьники могут разрешить конфликт и примирить стороны гораздо эффективнее, чем старшие, но в случае с буллингом детям потребуется поддержка со стороны педагогов и администрации школы, а возможно и помощь специалиста. Классный руководитель или любой другой учитель, заметив, что обучающийся чувствует себя некомфортно в коллективе и ведёт себя странно (молчалив, робок, необщителен или наоборот задирист, агрессивен), во-первых, должен обсудить это наедине с учеником, а после уже с его родителями. В разговоре следует обсудить план совместных действий по предотвращению и выявлению причин агрессивности ребёнка. Принимая решение проинформировать родителей, следует иметь в виду, что это может только навредить жертве. Если родители решат наказать ребёнка за то, что он не смог постаять за себя, то школьник может ещё больше замкнуться в себе и перестать доверять им и другим людям. Также агрессор, узнав о том, что жертва пожаловалась кому-то может начать ещё больше издеваться и угрожать [4]. Стоит провести воспитательные беседы и тренинги по теме буллинга, чтобы учащиеся поняли вредность такого поведения. При необходимости провести профессиональную консультацию со специалистами по психологии, чтобы помочь ученикам и преподавателям справиться с ситуацией.

Что делать родителям жертвы:

Самое важное — снять с ребенка чувство вины, объяснить, что он не виноват в том, что подвергся буллингу. Важно выслушать и поддержать ребенка. Спросить его о том, что происходит, какие ситуации вызывают у него беспокойство, и как он себя чувствует. Дайте ему понять, что вы на его стороне и готовы помочь.

Ребёнку стоит изменить тактику поведения, которую ему навязали другие. Если он поведёт себя не так, как ожидает агрессор, то ученик сможет не только озадачить обидчика, но и сделать шаг к разрешению сложившейся ситуации. Если буллинг стал серьезным, достиг уровня преступления или угрожает здоровью ребенка, обратитесь в полицию. Следует ограничить общение ученика с обидчиками, например, не отправлять его в школу, а лучше сменить учебное заведение или класс, это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте. Очень важно помочь ребенку пережить полученную психологическую травму. Ребенку нужно будет научиться не бояться и доверять сверстникам. Обсудите с ребенком методы, как он может защититься в случае дальнейших случаев буллинга. Обучите его, как обращаться за помощью и поддержкой. Если школьника в классе не принимают и отвергают, родителям необходимо помочь ребенку повысить самооценку и преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Ребёнок должен осознавать, что ему ни в коем случае не следует подстраиваться и меняться ради других. Важно помнить, что поддержка и понимание со стороны родителей играет важную роль в помощи ребенку справиться с буллингом. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. [4].

Что делать ребёнку:

  1. Рассказывать о случаях буллинга старшим, которым вы доверяете (учитель, психолог, родители), если таковых нет, то можно обратиться по телефону доверия. Запомните: попросить помощи — это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  2. Следует укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть напористым и храбрым (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к следующим проблемам.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля.
  5. Если стал свидетелем буллинга, нужно обязательно привести кого-то из старших или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому он(а) доверяет [4].

В ходе выполненной исследовательской работы все поставленные цели и задачи выполнены. При работе с проектом «Профилактика буллинга» автором получены знания о активном распространении буллинга, и, что это безусловно одна из самых серьёзных проблем современного образования, ведь насилие наносит ребёнку непоправимый вред и приводит к психологическим расстройствам, которые будут сопровождать человека и приносить дискомфорт всю его жизнь, если вовремя не предотвратить эту проблему. Необходимо различать понятия буллинг и конфликт, иначе можно вовремя не среагировать на данную проблему. Рассмотренные в работе факторы, влияющие на возникновение насилия, рассмотренные типы участников буллинга, помогают лучше разобраться в теме. Важно понимать, что последствия буллинга пагубные как для жертвы и агрессора, так и для всех участников травли. В работе приводятся примеры, как правильно реагировать на буллинг родителям, педагогом и самой жертве насилия, это поможет всем вышеперечисленным верно скоординировать свои действия. Эффект от реализации проекта является социальным, так как все, кто познакомится с данной работой расширят свои знания о проблеме буллинга, и о важности его предотвращения. Интерес автора к теме и полученные новые знания о буллинге, его проявлениях и профилактике не исчерпан, так как в данной работе был проведён подробный теоретический анализ проблемы буллинга у подростков, а в дальнейшем есть практический смысл изучить распространение буллинга предметно, в своей школе, и подготовить проектную работу, в которой эта тема будет изучена.

Литература:

  1. Предотвращение насилия в образовательных организациях. Информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций // 2-ое дополненное издание // Л. А. Глазырина, М. А. Костенко, Е. В. Лопуга; под ред. Т. А. Епояна — Барнаул, 2017 г. // https://storage13.eljur.ru/storage/e9794910d5cc78ec966dd3ebfd1d41b5?filename=Predotvrashhenie-nasiliya-i-travle-v-shkole.-Posobie-2020.pdf&domain=klgd1473425124
  2. Журнал Высшей школы экономики. Буллинг как объект исследования и культурный феномен. // А. А. Бочавер, К. Д. Хломов. // https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283226604/Bochaver_Hlomov_10–03pp149–159.pdf
  3. Буллинг в подростковой среде: причины и последствия. // Тарасовец Л. Г. // https://borov.schools.by/pages/bulling-v-podrostkovoj-srede-prichiny-i-posledstvija
  4. Свидетель, агрессор, жертва: как буллинг влияет на человека. Травля вредит всем участникам, а разобраться с последствиями может быть непросто. // Дарья Полещикова. // https://burninghut.ru/posledstviya-bullinga/
  5. Буллинг — проблема для миллионов российских школьников. // https://journal.tinkoff.ru/no-bully/
  6. 5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли. // https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/3195872-bulling_or_conflict
  7. «Травля», Барбара Колорозо.


Ключевые слова

школа, буллинг, травля
Задать вопрос