«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 09.02.2024

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Панфилова, А. В. «Речевой портрет» и языковая культура современных подростков / А. В. Панфилова, А. А. Ястреб. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4142/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Ключевые слова: культура речи, речевой портрет, сленг, языковая культура.

Речь — убранство души: если она старательно подстрижена, подкрашена и отделана, то ясно, что и в душе нет ничего подлинного, а есть некое притворство.

Сенека Младший

Трудно не согласиться с высказыванием римского философа, поэта и государственного деятеля о речи человека. Внешность человека производит первое впечатление, которое может быть напрочь испорчено или наоборот исправлено в ходе беседы. По определению «речевой портрет» — это комплекс особенностей языка человека, показывающий уровень его речевой культуры. Человеческая речь может нам помочь узнать многое о человеке: по речи можно определить пол и возраст, место жительства, национальность, уровень образования, а также уровень культуры и воспитания человека.

Речевой портрет формируется на основе множества элементов, взаимодействующих между собой и создающих образ человека через его речь. Существуют 4 основных этапа формирования речевого портрета личности:

  1. Лексический аспект, включающий в себя выбор слов и лексических единиц, которые используются в речи человека. Каждый человек имеет определенный словарный запас, который отражает уровень его образования, профессию, интересы.
  2. Грамматический аспект, напрямую связанный с правильным использованием грамматических конструкций и грамматических норм языка. Чем образованнее человек, тем более сложные конструкции и обороты он использует в своей речи.
  3. Фонетический аспект, связанный с правильностью артикуляции звуков и интонацией. У человека в зависимости от региона проживания может быть характерный акцент и особенности произношения.
  4. Стилистический аспект связан непосредственно с выбором человеком стиля речи и его соответствием ситуации общения.

Все вышеперечисленные аспекты тесно взаимосвязаны между собой и вместе формируют речевой портрет человека. Речевой портрет каждого отдельного человека является уникальным и отражает его индивидуальность, профессию, уровень образованности, культуру и другие факторы.

К сожалению, проводимое мною исследование среди сверстников и материалы, с которыми я ознакомилась в ходе работы над темой позволяют мне сделать неутешительные выводы, потому что подростки сейчас практически отказываются воспринимать термин “языковая культура” и “культурная речь”. В первую очередь ребята выделяют среди главных критериев успешной коммуникации со сверстниками или дома — “главное, чтобы меня понимали”. Вторым немаловажным критерием является желание «быть в теме и актуальным». Проблема использования в речи подростков сленга существовала всегда, в наше время, мне кажется, она ощущается очень остро. Сленговые слова появляются очень быстро и еще быстрее распространяются благодаря современным технологиям.

Но что же такое культурная речь, как можно определить является ли речь культурной или нет. Учёными были выделены несколько основных критериев культурной речи. Ниже рассмотрены некоторые из них:

  1. Правильность речи — соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
  2. Точность речи — соответствие мыслям пишущего или говорящего.
  3. Ясность речи — доступность пониманию слушающего или читающего.
  4. Логическая речь — соответствие законам логики.
  5. Простота речи — естественность, отсутствие вычурности слога.
  6. Богатство речи — разнообразие используемых языковых средств.
  7. Сжатость речи — отсутствие лишних слов, повторов.
  8. Чистота речи — отсутствие в речи диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.
  9. Живность речи — выразительность, образность, эмоциональность.
  10. Благозвучие речи — соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т. е. подбор слов с учётом их звуковой стороны.

В ходе проводимого мною опроса, я использовала таблицу с данными критериями, чтобы ребята могли выяснить подходит ли их речь под критерии культурной или нет. В частности, было задание “Поставь плюс, если твоя речь соответствует следующему критерию...” У большинства анкетируемых данное задание вызывало улыбку, а для многих оказалось невыполнимым.

Как уже упоминалось выше, речевой портрет является важной характеристикой индивидуальных и профессиональных качеств личности. К сожалению, в последнее время всё чаще отмечается, что речь современных подростков является скудной и небрежной, а также усечённой на уровне построения фраз. Желание быть понятым стоит выше желания выражать свои мысли красиво и правильно. Какие же факторы влияют на те процессы, которые происходят с речью современной молодёжи? Конечно же основным влияющим фактором является среда общения. Снижение общего уровня речевой культуры в окружении подростка неумолимо ведет к снижению его речевой культуры. Современный мир и общество невероятно динамичны и быстро развиваются, новые тенденции и тренды требуют от современного человека быстроты реакции и действий, речь начинает изобиловать множеством кратких фраз. Вторым не менее важным фактором является то, что имея неограниченный доступ к интернету, подростки стали мало читать. Роль чтения в формировании красивой и грамотной речи очень недооценивается современной молодёжью. Еще Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». В ходе работы над материалом статьи я пыталась также найти ответ на вопрос, а является ли данная ситуация поправимой. Ответа в источниках, к сожалению, я не нашла, но опираясь на некоторые данные, могу смело говорить о том, что да. Даже при том, что в процессе взросления подростки пытаются проявить себя в обществе, прибегая в том числе и к не очень корректным высказываниям, используют в речи сленг и бранные слова с целью показать сверстникам, что они «свои». В процессе взросления у ребят происходит переосмысление, переоценка ценностей, появляется желание развиваться и стать личностью, индивидуальностью. За всем этим следует повышение уровня своей образованности, культуры, что обязательно приведёт к изменению и речевого портрета.

Литература:

  1. Речевой портрет Русский язык, Культура речи Фоксфорд Учебник (foxford.ru)
  2. Подолякина, О./ Речевой портрет современного российского школьника как коммуниканта в социальных сетях https://school70kem.ucoz.net/podoljakina/podoljakina_o.s.vkr.pdf
  3. Казакова, Е. Языковой портрет современного подростка http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/16788/1/fopd-2016–23–20.pdf?ysclid=ls3iu2hf2r686057097
  4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.– 240 с.
  5. https://studopedia.su/13_131570_viskazivaniya-i-aforizmi-izvestnih-lyudey-o-yazike-i-kulture-rechi.html?ysclid=ls90pn7q16118929452


Задать вопрос