Проблема профессионального самоопределения подростков в старшем школьном возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 04.02.2024

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Дикая, М. А. Проблема профессионального самоопределения подростков в старшем школьном возрасте / М. А. Дикая, О. А. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 238-242. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4108/ (дата обращения: 02.05.2024).



Представленная работа посвящена изучению важных вопросов, представляющих интерес для подростков в старшем школьном возрасте, родителей и педагогов. Она направлена на изучение факторов, влияющих на процесс выбора профессии у подростков. В рамках исследования будет проанализировано влияние семейного окружения, образовательной среды и личностных особенностей. Результаты исследования помогут выявить основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются подростки при выборе будущей профессии, а также предложить рекомендации для разработки эффективных программ поддержки профессионального самоопределения.

Введение

В современном мире подростки сталкиваются с рядом сложных задач, одной из которых является выбор профессионального пути. Такие вопросы, как выбор профессии, определение личностных предпочтений и интересов, а также адаптация к будущим обязанностям, занимают центральное место в жизни подростков. Недостаток опыта и информации, давление со стороны семьи, учителей и общества, может создавать значительный стресс для подростков, что негативно сказывается на их психологическом и эмоциональном благополучии.

Целью этой работы является изучение и анализ проблемы профессионального самоопределения подростков. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения
  2. Выяснить трудности и ошибки при выборе профессионального пути
  3. Разработать рекомендации для выбора профессии

Глава 1. Теоретический обзор проблемы профессионального самоопределения подростков в старшем школьном возрасте

1.1. Понятие профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение — самостоятельное определение выбора профессии, построение профессионального плана и его реализация. Это непрерывный процесс, который сопровождает человека всю его профессиональную жизнь. Профессиональное самоопределение связано с поиском смысла личностью своего участия в конкретной трудовой деятельности. Кроме того, учащийся должен осознать смысл своего самоопределения, его необходимость и значимость. Можно выделить три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:

  1. самопознание (самосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера);
  2. самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
  3. саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности). [1]
    1. Основные факторы профессионального самоопределения

Правильно выбранная профессия составляет основу высокого качества жизни человека и его дальнейшей судьбы. Кто-то уже в детстве знает, кем он станет, когда вырастет. А кто-то всю жизнь не может найти себя и свое место в обществе. Также люди часто выбирают себе «неправильную» профессию, что приводит к негативным последствиям для эмоционального, финансового и профессионального благополучия человека. Поэтому важно учитывать факторы профессионального определения. Чаще всего выделяют 8 основных факторов:

  1. Учет личных профессиональных планов
  2. Учет своих склонностей
  3. Учет способностей, внешних и внутренних возможностей
  4. Учет престижности выбираемой профессии
  5. Учет информативности выбираемой профессии
  6. Учет позиции родителей
  7. Учет позиции одноклассников, друзей и сверстников
  8. Учет востребованности профессии на рынке труда

Все эти факторы взаимодействуют друг с другом, формируя уникальное профессиональное самоопределение для каждого человека. [2]

1.3. Трудности и ошибки при выборе профессионального пути

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни подростка. Многие испытывают трудности в этот момент времени, так как боятся принять неправильное решение. Старшеклассники совершают ошибки из-за непродуманных поспешных решений, которые могут привести к неудовлетворенности карьерой и потере времени и ресурсов в процессе профессионального самоопределения.

К таким ошибкам можно отнести:

  1. Низкая информативность о специальностях. Многие подростки не обладают достоверной информацией о различных карьерных путях, требованиях к образованию и реальных перспективах на рынке труда.
  2. Ориентация только на мнение семьи. Очень распространены случаи, когда профессия выбирается подростком под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребенка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. Несмотря на благие намерения семьи, желания и способности непосредственно самого ребенка уходят на второй план и не учитываются. А сам подросток, не желая огорчать и разочаровывать свою семью, идет на специальность, которую он не выбирал.
  3. Неправильная оценка своих возможностей- занижение или завышение своих способностей и талантов.
  4. Ориентация на престижность труда. Подростки при выборе профессиональной карьеры основываются в основном на престижности и заработной плате профессии, забывая о том, что на рынке труда спросом могут пользоваться совсем другие специальности.
    1. Рекомендации для выбора профессии

Этапы для взвешенного решения профессионального пути:

  1. Составить список подходящих профессий.
  2. Составить перечень требований выбираемой профессии: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности.
  3. Определить значимость каждого требования. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.
  4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Ведь кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии.
  5. Проанализировать результаты. Надо подвести итог, какая профессия больше подходит.
  6. Определить практические шаги к успеху. После принятия решения, важно выбрать учебное заведение и развивать нужные профессиональные качества. [3]

Глава 2. Исследование проблемы профессионального самоопределения подростков в старшем школьном возрасте (на примере учеников 9–11 классов образовательного учреждения ГАУ КО ОО ШИЛИ)

2.1 Цели и результаты исследования

С целью исследования обозначенной темы был проведен опрос среди учеников старшего школьного возраста, а именно 9–11 классов образовательного учреждения ГАУ КОО ОО ШИЛИ г. Калининграда на тему «Проблема профессионального самоопределения подростков в старшем школьном возрасте». В опросе приняли участие 100 человек. Результаты анкетирования представлены в диаграммах:

Результаты и выводы: По результатам опроса можно увидеть, что 68 % школьников не выбрали профессию, 70 % не определилось со своими интересами и склонностями, 66 % не уверены в своих способностях. Также 21 % школьников не уверен в своем профессиональном выборе, 15 % не знакомы с содержанием профессии, которую выбрали и ее востребованностью на рынке труда, 18 % не знает, куда хочет пойти учиться. Эти данные дают понять, что большинство учеников имеют проблемы и трудности в профессиональном самоопределении.

Методическое пособие по выбору профессии

На основе проведенного опроса можно создать методичку, которая будет полезна для старшеклассников для выбора профессии.

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать вывод, что профессиональный выбор — это сложный и важный этап в жизни каждого человека, сопряженный с рядом трудностей и возможных ошибок. Неправильный выбор профессии может привести к неудовлетворенности, стрессу и разочарованию, в то время как правильный выбор может означать удовлетворение от работы, профессиональное развитие и успех.

Однако важно помнить, что ошибки необходимы для роста и развития. Они помогают человек узнать о себе больше и разобраться в том, что на самом деле ему подходит. Лучший способ избежать трудностей и минимизировать ошибки при выборе профессионального пути — оставаться открытым для новых возможностей, изучать себя и свои интересы, а также быть готовым к изменениям и адаптации. Такого рода осознанность в профессиональном выборе позволит найти путь, который соответствует нашим способностям и страстям, и сделать успешную карьеру, приносящую удовлетворение.

Литература:

  1. studbooks, net Профессиональное самоопределение старшеклассника / net studbooks. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://studbooks.net/504977/psihologiya/professionalnoe_samoopredelenie_starsheklassnika
  2. Методика «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Е. А. Климов). — Текст: электронный // studexpo: [сайт]. — URL: https://studexpo.net/58761/psihologiya/metodika_vosmiugolnik_osnovnyh_faktorov_vybora_professii_klimov
  3. Семь шагов для верного выбора. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.i2r.ru/static/365/out_18825.shtml


Задать вопрос