Геокультурный образ чорона в современном культурном пространстве | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Отличные иллюстрации

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Старостин, А. Г. Геокультурный образ чорона в современном культурном пространстве / А. Г. Старостин, Н. К. Данилова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4060/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует происхождение якутского чорона и рассматривает современный геокультурный образ чорона.

Ключевые слова: чорон, ысыах, геокультурный образ.

Люди, не знающие Якутию, часто интересуются ее культурой, бытом.

Исторические предания якутов появление Ысыаха связывали с именем их легендарного родоначальника Эллэя, одинокого, не знавшего родителей, мастера на все руки [1]. Эллэй, говорится в преданиях, первый устроил Ысыах, первый изобрел кумыс и посуду для него — чорон — деревянный кубок для питья кумыса и других молочных напитков. Рис.1.

Подготовка к Ысыаху 1945г. Борогонцы, Усть-Алданский улус [1, с. 15]

Рис. 1. Подготовка к Ысыаху 1945г. Борогонцы, Усть-Алданский улус [1, с. 15]

Чорон происходит от слова чорой, чорот, означающего: держать торчмя, заострять, вытягивать, напрягать.

Форма чорона напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации. При рождении каждому ребенку выполняли свой кубок [1].

Так, после изучения истории чорона мне стало интересно, и я посетил краеведческие музеи в городе Якутске и нашел интересные археологические данные раскопок. Так в XVI веке Попов нашел в местности Улахан-Алаас Баягинского наслега Таттинского улуса чорон. В XVII-XVIII веках Константинов в местности Сайылык Эбэ, Ожулунского наслега Чурапчинского улуса такой чорон. И в конце XIX-го в начале XX-го века нашли в Чөркөхе Таттинском улусе чорон. Сведем данные нашего исследования в таблице 1.

Таблица 1

Археологические данные раскопок:

Материал археологических раскопок

Место нахождения

Фото чорона

XVI век

В. В. Попов

в местности Улахан-Алаас Баягинского наслега Таттинского улуса

C:\Users\Музей\Pictures\2021 г\чорон 16 века\DSC06585.JPG

XVII-XVIII век

И. В. Константинов

в местности Сайылык Эбэ, Ожулунского наслега Чурапчинского улуса

C:\Users\Музей\Pictures\2022 г\2022-01-14\DSC06604.JPG

Конец XIX — начало XX вв.

Черкех, Таттинский улус

C:\Users\Музей\Pictures\2022 г\2022-01-14\ЯГОМ КП-37719 ИII-1039 Сосуд кумысный на поддоне. Чороон (якут.). Таттинский улус_ с.Чёркёх._1.JPG

Я сходил к народному мастеру Василию Егоровичу Протопопову по изготовлению чорона и он мне показал приемы резьбы по дереву, узнал много нового как делают чороны и узнал способы нанесения разных орнаментов.

Сперва выбирают кусок дерева и очищают от бересты, из готовой чурки начинают делать чорон. Было очень интересно учиться у мастера. Рис. 2.

Работа мастера Василия Егоровича Протопопова Работа мастера Василия Егоровича Протопопова

Рис. 2. Работа мастера Василия Егоровича Протопопова

История трансформации чорона от XIX века до наших дней разнообразен. С 2000 годов в период «пост модернизма» появились памятники, муралы как часть объекта, символы. Так чорон стал геокультурным символом Якутии [2]. Рис.3.

Образы чорона в современной Якутии [2, с.24]

Образы чорона в современной Якутии [2, с.24]

Рис. 3. Образы чорона в современной Якутии [2, с.24]

В заключении хочется отметить, что чорон испокон веков считается у народа саха — сакральным и таинственным сосудом, что доказывают наши исследования в первой части.

Чорон был и остается любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, хотя и как показывает мое исследование современный геокультурный образ чорона изменился за прошедшие года, но все равно даже сейчас чороны есть практически в каждой якутской семье. И являются символами богатства, изобилия и счастья. Доказательством этого является пусть и небольшое, но показывающее действительность исследование — по анкетированию которого современные дети часто ассоциируют чорон именно с праздником Ысыаха, но по-настоящему значение чорона для народа Саха не представляют. И можно сказать, что повышение знаний о чороне было у 90 % мною опрошенных, что считаю действительной плодотворным итогом моей исследовательской работы. Если раньше образ чорона представлял более сакральный и мифический характер, с оригинальными ритуалами, каждый чорон, например представлял свою ценность, то сейчас можно сказать, что В XXI в. мы вновь обрели наш чорон в виде символа счастья, богатства и изобилия. Чорон стал культовым брендом Республики Саха и заслуженно может считаться уникальным произведением искусства. Орнаменты на чоронах имеют богатую семантику, глубокий философский смысл и требуют дальнейшего, более детального исследования. В дальнейшем планирую изучить образы чорона в разных районах нашей республики и мира, сравнить их узоры и орнаменты, в дальнейшем создать энциклопедию чорона по разным улусам нашей республики.

Литература:

  1. Алексеев А. Н. О происхождении якутских чоронов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. — № 1 (10). С. 53–60.
  2. Кисель В. А. Якутские чороны и их происхождение //Этнографическое обозрение. — 2003. — № 6. — С. 70‒77.


Ключевые слова

ысыах, чорон, геокультурный образ
Задать вопрос