Якутские детские обереги XVIII–XIX вв. | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Брызгалов, Р. П. Якутские детские обереги XVIII–XIX вв. / Р. П. Брызгалов, Д. А. Каратаева, А. А. Гурьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4057/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются региональные особенности детских оберегов якутов и народов Севера. Традиционные обереги древних якутов — это целая наука. Встречаются такие защитные символы у наших предков повсюду: и на предметах быта, и на одежде, и на аксессуарах. Они ограждали их от несправедливости и несчастий, от злых духов и многих болезней. В результате работы выявлено, что обереги якутов и северных народов отражали особенности духовной культуры, мировоззрения и менталитета народа.

Ключевые слова : обереги, амулеты, магия, народ.

«Вера в талисманы возникла у первобытных людей как отражение их бессилия в борьбе с природой». Появлению различных типов оберегов способствовала вера людей в их сверхъестественную силу, которая, по представлению древних, могла оградить человека от воздействия внешних недобрых сил, нападений врагов и животных. Обереги подразделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры).

Целью данного исследования выступает рассмотрение региональных особенностей детских оберегов якутов XVIII-XIX в. Выявление роли и значения оберегов и побережной магии в культуре якутов; разделить вещественные обереги на виды по предназначению; изучить литературу о якутских оберегах; выявить региональные особенности детских оберегов якутского народа, дать им характеристику, сравнить с оберегами северных народов; сделать сравнительный анализ детских оберегов якутов с северными народами.

Оберег — предмет, обладающий, по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать от разных бедствий. По-якутски мы оберег называем « ымыы, харысхал, мал». По определению Э. К. Пекарского, ымыы — оборона, защита, вещь, орудие для всякого случая, для безопасности; амулет, талисман, пугающий какой-то таинственной силой духов, и потому хранимый человеком при себе или в доме. [8]

Значение оберегов было огромным для наших предков. Обереги призваны были защищать своих обладателей от несчастий. Считалось, что духи природы или предметов могут услышать слова, а они в свою очередь могут оказать влияние на духов. По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей природой. Обереги нужны были им, чтобы с помощью богов и сил природы защищаться от зла, болезни, стихийных бедствий и людской злобы. Якуты верили в сверхъестественную силу не только действий, слов, материалов, но и предметов. Поэтому предметами оберега для якутов служили природные материалы.

Якуты говорили, что ежедневно человека подстерегают 40 разных неожиданностей и опасностей. Для того, чтобы защитить от многих возможных опасностей и защититься от действий злых духов и последствий грехов, человек должен был соблюдать не только религиозные нормы и правила, но и иметь определенный набор особых предметов-оберегов.

Испокон веков люди пытались оградить себя от бед и несчастий. Сначала в качестве оберегов использовали все, что угодно — от мелких камней до когтей убитых зверей. Со временем люди возложили на обереги еще большие функции: на оберегах стали появляться особые надписи или изображения, предназначавшиеся для защиты от какого-то одного вида беды.

Так как якутские обереги имеют очень много разновидностей, в своей работе я хочу уделить свое внимание детским якутским оберегам, так как эта весьма мало изучена этнографами.

Виды детских традиционных оберегов якутов: Серьги, металлические украшения, пришивные обереги, обереги личного пространства.

У якутов, как и у других народов, самым большим богатством считались дети. В далекие времена в связи суровыми природными условиями в семьях умирало много детей. Неудивительно, что, по мнению населения, новорожденному, особенно в первые дни его жизни, угрожали многочисленные злые духи. В связи с этим родители прибегали к различным хитростям, которые, по мнению якутов, могли спасти ребенка от смерти, устраивали специальные обряды.

С первых дней жизни ребенка окружали различные предметы ымыы, назначение которых охранять, ограждать ребенка от различных духов –пожирателей детских душ — ого абаасыта («детские абаасы»). Они были особенно необходимы в младенческом возрасте, когда ребенок не защищен от всевозможных болезней, дурного глаза и т. д.

Серьги. Так, например, бывало, что из четырнадцати детей, в живых оставалось один-два ребёнка. Неудивительно, что, по мнению населения, новорожденному, особенно в первые дни его жизни, угрожали многочисленные злые духи. В связи с этим родители прибегали к различным хитростям, которые, по мнению якутов, могли спасти ребёнка от смерти, устраивали специальные обряды. В зажиточных семьях детей одевают старательно с самого раннего возраста, как только они начинают ходить, уже в 5–6 лет девочкам прокалывали уши. Вставляли маленькие серебряные сережки. Чтобы не привлекать внимание злых духов, якуты часто скрывали пол младенца. В этом случае мальчика выдавали за девочку, заплетая ему косички, а девочку — за мальчика.

Украшения. Волосы, одежду украшали бисером, бусами, металлическими подвесками. На шею вешали корольки, серебряные цепочки, чтобы они оберегали дитя. На одежду пришивали бляшки из серебра. При движении, они разбегались, как муравьи (Вацлав Серошевский). Якуты верили в магическую силу муравьиного масла — волшебного вещества из муравейников, приносящего счастье. Среди оберегов были и нательные кресты, неотъемлемые атрибуты крещеных якутов. Крест — это символ высших сакральных ценностей. [12]

Другой исследователь И. С. Гурвич в своей работе «Культура северных якутов-оленеводов» рассказывает, что для отпугивания злых духов якуты клали под подушки нож в ножнах, подвешивали над люлькой блестящие предметы: серебряные пластинки, ложки, серьги. Если таких металлических предметов не было, то вешали шкуру зайца. Считалось, что блеск металла, так же как белый цвет, неприятен злым духам. [5]

Некоторые родители, у которых часто умирали дети, сразу после родов укутывали младенца в собачью или медвежью шкуру, полагая, что в этом случае ребенок останется жить. А чтобы ребенок хорошо спал, матери вшивали заговоренную заячью лапку в уголочек подушки. Два амулета — «Баппа5ай» и «Билии айыыта», которые предназначены детям. «Баппа5ай» представляет собой изображение лапы медведя и служит ребенку надежной защитой. Даже сейчас медвежью лапу или коготь вешают у детской колыбели, чтобы отгонять злых духов, духов болезни. «Билии айыыта» — тоже весьма мощный амулет.

Мать новорожденного перед тем, как уложить ребёнка в колыбель, клала туда ножницы (если младенец — девочка) и нож или лук со стрелой (если младенец — мальчик). Правильное укладывание символического предмета в колыбель (он должен был лежать посередине колыбели с направленным книзу острием) считалось залогом «счастливой судьбы».

В работе Варавиной Галины Николаевны, рассматриваются традиционные обереги народов Севера, в частности эвенов и эвенков, которые использовались для охраны детской души. Желая предохранить ребенка от злых духов, у них применялись различные природные и рукотворные амулеты-обереги, которых привешивали к колыбели или пришивали к одежде ребенка. Эти охранительные атрибуты не только оберегали душу ребенка, но и помогали ей «окрепнуть», «вжиться» в тело новорожденного, а также помогали стать полноценным человеком, полноправным членом рода. [4].

В целом все эти материальные атрибуты оберегали душу ребенка, помогали ей «окрепнуть», «вжиться» в тело новорожденного, а также помогали становиться полноценным человеком, полноправным членом рода. Примечательно то, что у эвенков под изголовье также клали маленькое изображение человека, одетого в шаманский плащ, для охранения от духов враждебных шаманов. Важно отметить, что когда он расставался с колыбелью, эти подвески пришивали ему на пояс и спинку кафтанчика. В течение жизни ребенка эти амулеты оберегали его от различных злых духов и «дурных» глаз. Интересные сведения находим у А. И. Мазина. По его материалам, у эвенков-орочонов колыбель новорожденному делал обязательно чужой человек. Чтобы ребенок не болел, в новую колыбель клали сначала щенка, ребенка не называли по имени. Чтобы ребенок рос здоровым, при рождении ему изготавливали специальную шкатулку муручун, в которую помещали сшитое из замши птичье гнездо и изготовленную из ровдуги или дерева птичку хранительницу души ребенка (охранитель детской души птичка чипиче-чиче).

Эвенки после рождения ребенка также придерживались различных охранных мер. По данным У. Г. Поповой, оберегали малыша также различными талисманами. Главным из них было изображение солнца в виде магического кружочка, пришиваемого в задней части спинки люльки. Оно выполнялось разноцветным бисером: белым, голубым и синим. Вверху люльки, над головкой ребенка, пришивали различные звенящие игрушки; малыш, подрастая, играл ими. Их делали из металлических кружков, разноцветных бусинок и т. д. Дурным считалось хвалить ребенка: это могло нанести ему «порчу», «сглазить». [10]

По материалам С. А. Алексеевой, у эвенов после рождения ребенка соблюдали множество магико-охранных мер: первые сорок дней младенца старались никому не показывать, поскольку считалось, что в этот период ребенок как бы находится между двумя мирами, оберегали от дурного глаза и злых духов; над изголовьем или в боковой части колыбели подвешивали различного рода подвески-обереги: изображения птичек, зубы медведя, мальчикам лук со стрелами, девочкам наперстки и т. д. Следует отметить у эвенов разнообразие амулетов-охранителей.

Таким образом, в прошлом у эвенов и эвенков существовали различные охранительные амулеты и атрибуты, которые использовались в ритуалах защиты ребенка от злых духов. Все эти природные и рукотворные атрибуты оберегали душу ребенка, помогали ей «окрепнуть», «вжиться» в тело новорожденного, а также помогали стать полноценным человеком, полноправным членом рода.

Общее: и якуты, и народы Севера для защиты детей от злых духов использовали острые предметы и металлические предметы (ножик, ножницы, корье), применяли различные части животных и природные материалы.

Отличие:

– у детей якутов преобладали пришивные и подвесные обереги и амулеты, а у народов Севера — обереги семейные, идолы -обереги (специальные шкатулки, идолы — обереги из разных частей промысловых животных);

– наличие у народов Севера оберегов — идолов с антропоморфным и геометрическим изображением (с изображение человека и небесных тел: солнца, луны); это связано с культом поклонения солнцу и звездам у народов Севера;

– существование у представителей народов Севера множества оберегов в форме птиц.

– отсутствие у якутов детских оберегов, сделанных из березы, лиственницы.

Все различия детских оберегов — амулетов якутов и представителей народов Севера исходят от природно-климатических, религиозных верований особенностей, менталитета народа.

К заключению можно сказать, что детские обереги представляют собой магические символы, чьей единственной задачей является охрана жизни и здоровья ребенка.

Так как якутские обереги имеют очень много разновидностей, в своей работе я уделила свое внимание детским якутским оберегам.

Якуты с момента рождения ребенка, совершали различные обряды применением амулетов-оберегов. Наши предки для защиты детей использовали различные обереги-амулеты. Оберегами выступали различные природные материалы: шкуры животных, изделия из серебра, олова, железа, наконечники, ножницы и многие другие виды. По поверьям, они могли защитить ребенка от негатива, сглаза, порчи, несчастных случаев, болезней.

Якутские детские обереги носили индивидуальный характер, могли отражать социальное положение обладателя, семьи, особенности климата, фауны, региона, менталитета и особенности региона. Они не имели единой структуры, формы и в основном были комбинированные. Обереги заречных, центральных, вилюйских якутов имели региональные особенности, которые исходили из различий культурного, социально-экономического, географического факторов.

Все различия детских оберегов — амулетов якутов и представителей народов Севера исходят от природно-климатических, религиозных верований особенностей, менталитета народа.

И таким образом, тема якутских оберегов требует особого изучения историками-этнографами.

Литература:

1. Алексеев А. А. Забытый мир предков: Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья. Якутск, 1999: Ситим, 56–64 с.

2. Алексеев С. А. Традиционная семья у эвенов Якутии: (конец XIX начало XX в.): историко-этнографический аспект. Новосибирск, 2008.с 108.

3. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в конце 19-начале 20в.- Н.: Наука,1975. 210с.

4. Варавина Г. Н. «Традиционные обряды в современной культуре эвенов». С 46–50.

5. Гурвич И. С. «Культура северных якутов-оленеводов»/М, 1977. 258 с.

6. Данилова Н. К. Традиционное жилище народа Саха. Пространство. Дом. Ритуал. — Я, Бичик, 2009.

7. Окладников А. П. Ленские древности. — М.; Л., 1945–1950/Я, 1946, 188с.

8. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: В 3-х томах- М.1959.

9. Попова М. А., Павлов А. И. -Дабыл. Саха үгэһин төрүт өйдөбүлэ. Дь: Бичик, 2000. С 27–30.

10. Попова У. Г. «Эвены в Магаданской области»/М, 1981.310 с.

11. Саввинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов: 19-начала 20 в.: Историко-этнографическое исследование.-Н.: Наука, 2001. c 170.

12. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. -2-е изд,- М.,1993.c 136.



Задать вопрос