Можно ли разбить «стеклянный потолок»? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (75) январь 2024 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Маняк, Л. А. Можно ли разбить «стеклянный потолок»? / Л. А. Маняк, Н. В. Липпа. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 1 (75). — С. 42-47. — URL: https://moluch.ru/young/archive/75/4021/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящее время успешная карьера женщины является важнейшим условием изменения ее социального статуса. Однако существует ряд факторов, препятствующих карьерному росту женщин в современном обществе. Данная проблема — «стеклянный потолок» — рассматривается в статье через изучение мнения старшеклассников, полученного в ходе опроса.

Ключевые слова: стеклянный потолок, женщина-руководитель, гендерное равенство, карьера.

В обществе до сих пор распространен стереотип, согласно которому мужчина-начальник — естественное явление, в то время как женщина-руководитель — это, скорее, исключение из правил. Общественное мнение, разделяя гендерные роли мужчины и женщины, предполагает, что мужчина в большей степени ориентирован на трудовую деятельность, его задачей является материальное обеспечение, а удел женщины — это семья и домашнее хозяйство, поэтому профессиональная деятельность для нее является вторичной и неперспективной.

При этом женщины могут владеть знаниями и навыками так же хорошо или даже лучше, чем их коллеги-мужчины, но часто останавливаются в карьере и не двигаются дальше, наталкиваясь на невидимую и формально не обозначенную черту, которая ограничивает их профессиональный рост. Хотя принципиальных ограничений для занятия позиций выше этого барьера нет, тем не менее, фактически женщины не могут продвинуться дальше. Эта проблема получила в социологии название «вертикальная гендерная сегрегация», или образно говоря, «стеклянный потолок».

Однако в настоящее время успешная карьера является важнейшим условием изменения социального статуса женщины. Она обеспечивает ей материальное благополучие, а также способствует удовлетворению потребностей в развитии, самореализации, уважении, успехе и власти. В связи с этим исследование вопросов, связанных с управлением карьерой женщин в современных условиях, является весьма актуальным.

Цель статьи — изучение мнения старшеклассников о факторах, препятствующих карьерному росту женщин в современном обществе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) определить сущность и масштабы проблемы «стеклянного потолка» в современном обществе;

2) провести опрос старшеклассников школы по данной проблеме;

3) на основе результатов опроса выяснить причины возникновения и устойчивого существования изучаемой проблемы и предложить способы ее решения.

Гипотезой в данном исследовании является предположение о том, что существование проблемы «стеклянного потолка» воспринимается старшеклассниками как серьезное препятствие на пути формирования их жизненной стратегии.

Сущность проблемы «стеклянного потолка»

Образное выражение «стеклянный потолок» впервые было произнесено в конце 1970‑х гг. менеджером телефонной компании Нью‑Йорка 31‑летней Мэрилин Лоден на конференции, обсуждавшей права и возможности работающих женщин. В своем выступлении она озвучила объективные, не зависящие от поведения и самооценки, социальные нормы, ожидания и предубеждения, которые не дают возможности продвигаться вверх даже самым умным, решительным и упорным женщинам.

По мнению исследователей, «стеклянный потолок» — это некий барьер, мешающий человеку подняться вверх по карьерной или социальной лестнице, например, пробиться на должность руководителя, хотя все необходимые навыки, опыт, уровень образования у претендента вполне соответствуют желаемой позиции. При этом человек видит перспективы и наблюдает, как другие люди рядом с ним, зачастую менее умные и образованные, легко преодолевают то же препятствие.

Теоретически никто не ограничивает движение вверх: дискриминирующих законов или явно сформулированных запретов не существует, то есть со стороны «потолок» выглядит абсолютно проницаемым. Тем не менее разбить этот прозрачный барьер порой оказывается совершенно невозможно.

Как считает российский социолог С. Ю. Рощин, «стеклянный потолок» — это уровень в карьере, выше которого женщины практически не имеют возможности подняться, при этом формальных ограничений для занятия позиции нет [8, с. 3]. Если женщине удается занять руководящую позицию, коллеги-мужчины воспринимают ее как выскочку, как удар по мужскому самолюбию. Мужчинам проще и комфортнее работать с мужчинами, поэтому появление женщины-руководителя воспринимается ими как нежелательное явление. При этом большинство мужчин считают для себя большим риском помогать женщине в продвижении по карьерной лестнице, поскольку это может подорвать их собственный должностной рост, а также профессиональную репутацию.

Масштабы проявления проблемы в мире

Существуют разные проявления феномена «стеклянного потолка». Одним из его ярких примеров являются выборы президента США. В стране нет закона, который запрещал бы занять эту должность женщине, как нет и недостатка в женщинах — успешных политиках. Но ни одна из них пока еще не выиграла выборы — избиратели всегда отдают предпочтение мужчине.

Как показывают исследования, в Канаде женщины составляют 47 % рабочей силы, но только 5,7 % являются руководителями. В Великобритании им принадлежат лишь 10 % постов менеджеров, Португалии — 13, а в Испании — всего 6 % [8, с. 15].

Вертикальная сегрегация прослеживается во всех отраслях и профессиях. Даже в такой феминизированной отрасли, как образование, доля женщин последовательно снижается при переходе к более высоким должностным позициям. Например, в Беларуси в сфере высшего образования женщины составляют 66,6 % среди рядовых преподавателей вузов, на уровне деканов факультетов — 36,2 %, а в числе ректоров вузов их насчитывается всего лишь 9,6 % [5, с. 97].

Однако наиболее яркое проявление эти тенденции находят в сфере государственного управления. Здесь отчетливо прослеживается пирамидальная структура занятости женщин на различных властных уровнях. В Беларуси женщины составляют 67,4 % всех государственных служащих. Но если на должностях ведущих специалистов женщины среди них составляют 78,4 %, то уже на должностях руководителей организаций и их заместителей женщин только 56,2 % [5, с. 132], а из 24 министров вообще только одна женщина (министр труда и социальной защиты), что составляет 4,2 %.

На этом фоне довольно благоприятно смотрится гендерный состав законодательного органа власти Республики Беларусь — Национального собрания. Так, в 2022 г. в Палате представителей женщины-депутаты составляли 40 % (44 места из 110), что соответствует среднемировому показателю. Кроме того, Председателем Совета Республики является женщина (Наталья Кочанова).

Чтобы оценить масштабы проблемы, воспользуемся данными ежегодного доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), содержащего информацию об Индексе гендерного равенства за 2023 год. Его эксперты проанализировали прогресс в достижении гендерного равенства в 146 государствах мира в различных областях: экономика, здравоохранение, образование и политическая жизнь.

На верхних строках рейтинга расположились страны Северной Европы (Исландия, Финляндия и Норвегия). Беларусь в этом Индексе находится на довольно высоком 41-м месте, идя сразу за Францией и опережая Колумбию, США, Люксембург, Австрию. Однако в сравнении с 2021 годом, когда Беларусь была 33-й, и 2022 годом (36-е место), ее позиция снизилась. Соседи Беларуси занимают в Индексе 9-е место (Литва), 13-е (Латвия), 60-е (Польша), 66-е (Украина). К сожалению, второй год подряд в рейтинге нет России [2].

В целом же, по оценке экспертов ВЭФ, при нынешнем глобальном развитии полное равенство возможностей для женщин и мужчин будет достигнуто только через 131 год.

Взгляд старшеклассников на проблему

Для изучения поднятой в статье проблемы в ноябре 2023 г. был проведен социологический опрос старшеклассников средней школы № 22 г. Борисова, в котором участвовало 56 учащихся 10–11-х классов в возрасте 16–17 лет, в том числе 30 девушек и 26 юношей (таблица 1).

Таблица 1

Результаты опроса учащихся (в %)

Вопросы

Варианты ответов

Юноши

Девушки

1. Слышали ли Вы раньше выражение «стеклянный потолок»?

А) Да

53,8

40

Б) Нет

46,2

60

2. Считаете ли Вы, что в современном обществе действительно есть проблема «стеклянного потолка»?

А) Да

53,8

86,6

Б) Нет

38,5

6,7

В) Затрудняюсь ответить

7,7

6,7

3. Если эта проблема есть, то каковы ее причины?

А) низкий профессиональный уровень женщин

7,7

2,9

Б) традиционный взгляд на женщин как хранительниц домашнего очага

19,2

31,4

В) численное преобладание мужчин в коллективе

3,8

0

Г) нежелание мужчин доверять женщине более сложную работу из джентльменских побуждений

23,1

17,1

Д) наличие чисто женских и чисто мужских профессий

7,7

2,9

Е) вынужденные перерывы в карьере женщины

19,2

20

Ж) предвзятое отношение к женщине как руководителю

15,5

25,7

З) мужчины более стрессоустойчивы

3,8

0

4. Сталкивались ли Вы, Ваши родственники, знакомые с этой проблемой?

А) Да

7,7

20

Б) Нет

92,3

80

5. Какие варианты решения проблемы Вы можете предложить?

А) изменение законодательства

33,3

17,6

Б) повышение образовательного уровня женщин

13,4

5,9

В) пропаганда гендерного равенства в школе, в СМИ

33,3

70,6

Г) ничего не менять

20

5,9

6. В какой сфере общественной жизни более всего распространена эта проблема?

А) политика

33,3

33,3

Б) экономика

14,3

11,1

В) культура и образование

0

3,7

Г) социальная сфера

9,5

3,7

Д) армия и другие силовые структуры

38,1

44,5

Е) во всех

4,8

3,7

7. Кто возводит «стеклянные потолки»?

А) семья

5,9

3,7

Б) работодатель

11,8

25,9

В) общественное мнение

64,7

51,9

Г) государственная политика

17,6

18,5

8. Кого бы Вы хотели видеть своим начальником?

А) мужчину

46,2

6,7

Б) женщину

0

26,6

В) не имеет значения

53,8

66,7

Анализ ответов показал, что примерно половина респондентов (53,8 % юношей и 40 % девушек) слышали выражение «стеклянный потолок» в качестве образного обозначения проблемы. При этом 53,8 % юношей и 86,6 % девушек уверены, что в современном обществе действительно эта проблема существует, хотя сами респонденты, их родственники и знакомые в большинстве случаев с ней не сталкивались (отрицательные ответы дали 92,3 % юношей и 80 % девушек).

По мнению 38,1 % юношей и 44,5 % девушек, изучаемая проблема ярче всего проявляется в армии и других силовых структурах. Заметна она и в сфере политики и государственного управления. Так считает треть опрошенных старшеклассников. А вот в экономике, культуре и образовании, социальной сфере проблема выражена меньше.

Что касается причин возникновения проблемы «стеклянного потолка», то основной из них опрошенные (19,2 % юношей и 31,4 % девушек) назвали традиционный взгляд общества на женщин как хранительниц домашнего очага. Именно общественное мнение как создателя «стеклянного потолка» на пути карьерного роста женщины назвали 64,7 % юношей и 51,9 % девушек.

Кроме того, важную роль в появлении данной проблемы играют предвзятое отношение к женщине как руководителю (15,5 % юношей и 25,7 % девушек), а также вынужденные перерывы в карьере женщины, например, в связи с рождением ребенка, его болезнью и т. п. (19,2 % юношей и 20 % девушек). Необходимо отметить, что многие юноши (23,1 %) и девушки (17,1 %) считают, что женщинам мешает продвигаться по карьерной лестнице нежелание мужчин доверять им более сложную работу из джентльменских побуждений. Интересно, что при этом для большинства молодых людей (53,8 % юношей и 66,7 % девушек) не столь важно, кто будет их будущим руководителем: мужчина или женщина.

Рассматривая варианты решения проблемы «стеклянного потолка», большинство девушек (70,6 %) предлагает проводить более активную пропаганду гендерного равенства в школе и в средствах массовой информации. В то же время мнение юношей разделилось: третья часть из них (33,3 %) поддерживает позицию девушек, но столько же считает, что проблему может решить радикальное изменение законодательства. Обращает на себя внимание и такой факт: 20 % юношей считают, что ничего менять не стоит.

Таким образом, опрос показал, что существование проблемы «стеклянного потолка» воспринимается старшеклассниками как серьезное препятствие на пути формирования их жизненной стратегии.

Причины возникновения и устойчивого существования проблемы

Опрос старшеклассников и знакомство с литературой позволяют утверждать, что источником возникновения проблемы «стеклянного потолка» являются гендерные стереотипы по отношению к женщинам, согласно которым общество выступает против того, чтобы женщины занимали где-либо (в семье, на работе, в политике и т. д.) доминирующие, руководящие позиции. Тем самым стереотипы не только устанавливают неравенство, но и оправдывают его, из-за чего неравенство, следовательно, выглядит вполне естественным [1, с. 312].

Как отмечалось выше, проблема «стеклянного потолка» характерна для многих стран, в том числе и для развитых. Согласно различным опросам, ее существование подтверждают 70 % респондентов-женщин и 57 % респондентов-мужчин [8, с. 3]. Их данные, а также анализ ответов учащихся средней школы № 22 г. Борисова позволяют выделить несколько групп причин, объясняющих возникновение и существование проблемы «стеклянного потолка».

Во-первых, это различия в уровне образования: мужчины чаще становятся руководителями, так как имеют более высокий уровень образования. Но, скорее всего, такое объяснение годится для понимания проблемы в прошлом. В настоящий момент женщины имеют более высокий уровень образования. Так, в Беларуси в структуре работающего населения доля женщин, имеющих высшее образование, составляет 40,5 %, в то время как мужчин 28,5 %, среднее специальное — соответственно 27,3 и 18,7 % [7, с. 63]. Лучше сказать, что речь здесь идет не столько об уровне образования, сколько о его качестве.

Во-вторых, причины могут заключаться не только в уровне, но и в структуре образования. Хотя средний уровень образования у женщин выше, чем у мужчин, тем не менее, женщины больше склонны получать образование, которое менее востребовано на руководящих должностях (например, гуманитарное, педагогическое, медицинское). Это, действительно, так: в топ-5 «женских» сфер деятельности в Беларуси входят здравоохранение и социальные услуги, где 83,3 % работников — женщины, образование (83,3 %), финансовая и страховая деятельность (77,6 %), услуги по временному проживанию и питанию (69,4 %), оптовая и розничная торговля (67,9 %) [3].

В-третьих, причины «стеклянного потолка» лежат не столько в уровне или структуре образования, сколько в накопленном опыте и трудовом стаже. У женщин, как правило, стаж меньше за счет перерывов в трудовой деятельности, связанных с рождением и воспитанием детей. Это может существенно уменьшать конкурентные преимущества женщин при профессиональном продвижении. Тем более что опыт, который оказывается важным для карьеры, накапливается как раз в те периоды жизни, когда у женщин особенно высока вероятность перерыва в трудовой деятельности. Таким образом, они проигрывают стартовые позиции мужчинам, оставаясь на «липком полу» («липким полом» социологи называют ситуацию, когда женщины дольше, по сравнению с мужчинами, задерживаются на начальных позициях служебной лестницы) [4].

В-четвертых, причины могут заключаться и в различных характеристиках стилей руководства. Современная жизнь создает ситуации, когда предъявляется больший спрос на «мужской» стиль руководства, при котором более важными являются качества авторитарного, жесткого управления, обеспечивающего постоянную готовность к изменениям, умение при необходимости навязать свою позицию, чувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений и правил. В этом плане показательны результаты опроса старшеклассников, которые показали, что почти половина юношей (46,2 %) хотят в будущем работать под руководством мужчины и никто (!) — под женским началом.

В-пятых, корни проблемы «стеклянного потолка» можно увидеть и в корпоративных правилах и стереотипах, сформировавшихся в мужском сообществе. Предыдущий период развития общества обеспечил преимущественное участие мужчин в бизнесе, в политике, в государственном управлении, в армии. В результате эти сферы воспринимаются как мужские. Мужчины владеют в них ресурсами и информацией и не пускают женщин в эти сферы, не давая им возможности встроиться в них. Здесь царят мужские интересы, пристрастия, мужской образ жизни, поэтому женщины не могут войти в эти сферы, где они распознаются как «чужие» и отторгаются ими [6].

Шестая группа причин проблемы связана с различиями в гендерных ролях за пределами профессиональной деятельности. Неписанное разделение этих ролей обществом привело к тому, что женщины отдают много сил выполнению домашних обязанностей и у них остается меньше времени для трудовой деятельности. В такой ситуации женщины не могут в полной мере сосредоточиться на карьере и проигрывают конкурентную борьбу мужчинам за позиции руководителей.

В то же время женские гендерные роли предполагают бóльшую альтернативность поведения, то есть женщины могут реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в семейной, поэтому они могут позволить себе и не стремиться к карьере. У мужчин такой альтернативы нет, для них карьера, успех — важнейший элемент поведения. При этом успех за пределами семейной жизни, то есть в деловой сфере, является одним из главных параметров мужского социального статуса.

Способы преодоления «стеклянного потолка»

В наши дни преодоление «стеклянного потолка» требует от женщины огромного напряжения сил. Ей приходится работать намного больше и активнее, чем ее коллеге-мужчине. Но есть и позитивные изменения. Так, знакомый всем стереотип «политика — не женское дело» в настоящее время разрушается. Вспомним громкие имена известных женщин-политиков, например, Индиры Ганди, Маргарет Тэтчер, Ангелы Меркель и других.

Итак, можно ли разбить «стеклянный потолок»? К сожалению, гарантированных способов, которые помогли бы это сделать быстро, пока не существует. Конечно, можно и нужно прислушаться к мнению моих сверстников, которые предлагают активизировать пропаганду гендерного равенства в школах, вузах, в средствах массовой информации. Можно установить формальное равенство и официально, закрепив его в законодательстве. Но в целом это эволюционный, медленный процесс: общество должно привыкнуть к тому, что женщины все активнее строят карьеру и участвуют в профессиональной жизни.

Пробить «стеклянный потолок» в карьере — непростая задача, требующая комплексной поэтапной работы. Используя ответы моих сверстников, я бы выделила несколько шагов к успеху. На мой взгляд, это:

– упорный добросовестный труд;

– учет своего и чужого опыта, особенно полученного на основе ошибок;

– поиск помощников, причем как наставников, так и покровителей;

– эффективное использование своих профессиональных и личностных качеств;

– пропаганда гендерного равенства.

Литература:

  1. Анкер, Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор / Р. Анкер // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. — М., 2002. — С. 299–328.
  2. Беларусь по гендерному неравенству оказалась между Францией и Колумбией. — URL: https://thinktanks.by/publication/2023/06/27/belarus-po-gendernomu-neravenstvu-okazalas-mezhdu-frantsiey-i-kolumbiey.html (дата обращения: 23.11.2023).
  3. Белстат назвал топ-5 «женских» сфер деятельности. — URL: https://www.belta.by/society/view/belstat-nazval-top-5-zhenskih-sfer-dejatelnosti-488704–2022/ (дата обращения: 20.11.2023).
  4. Гендерное равенство: проблемы, обеспечение, мировая статистика. — URL: https://mentamore.com/socium/ gendernoe-ravenstvo.html (дата обращения: 23.11.2023).
  5. Женщины и мужчины Республики Беларусь: статистический сборник. — Минск: Нац. статистич. ком-т Респ. Беларусь, 2018. — 166 с.
  6. Объяснения явления «стеклянного потолка». — URL: https://studopedia.ru/6_112981_ob-yasneniya-yavleniya-steklyannogo-potolka.html (дата обращения: 20.11.2023).
  7. Республика Беларусь — 2022: статистический сборник. — Минск: Нац. статистич. ком-т Респ. Беларусь, 2022. — 374 с.
  8. Рощин, С. Ю. Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике / С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 52 с.


Ключевые слова

карьера, женщина-руководитель, гендерное равенство, стеклянный потолок
Задать вопрос