Изучение внешних признаков витаминно-минеральной недостаточности и возможные меры ее превенции среди младших школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Исламова, С. Р. Изучение внешних признаков витаминно-минеральной недостаточности и возможные меры ее превенции среди младших школьников / С. Р. Исламова, С. А. Дементьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3981/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье рассматривается негативное влияние нехватки кальция на состояние опорно-двигательного аппарата, приводятся результаты оценки уровня теоретических знаний младших школьников по вопросам знаний ими роли некоторых витаминов и минералов в организме человека и их пищевым предпочтениям, и данные, полученные при изучении внешних признаков витаминно-минеральной недостаточности среди указанных респондентов.

Ключевые слова: витамины и минералы, рацион питания, внешние признаки витаминно-минерального дефицита.

Введение

Состояние кожи, слизистых оболочек, ногтей, волос и зубов является «зеркалом» организма человека и по изменениям в их состоянии врачи могут судить о проблемах со здоровьем, в том числе витаминно-минеральной недостаточности [1, 2].

Причинами дефицита в организме витаминов и микроэлементов является недостаточное поступление их с пищей или же нарушение их усвоения из-за проблем с органами пищеварительной системы [3, 7, 8].

Цель исследования:

— продемонстрировать негативное влияние на состояние опорно-двигательного аппарата (на модели куриной косточки) дефицита такого широко известного макроэлемента, как кальций.

Задачи исследования:

— узнать о том, какие витамины и минералы существуют и проанализировать данные литературы о проявлении внешних признаков их дефицита в организме по состоянию кожи, слизистых оболочек, ногтей, волос и зубов;

— экспериментальным путем оценить влияние дефицита кальция на прочность костей (на модели куриной косточки);

— выяснить, что знают мои сверстники о витаминах и минералах и изучить их пищевые предпочтения;

— оценить внешние признаки возможного наличия у них витаминно-минеральной недостаточности и проблем с ЖКТ по состоянию кожных покровов, ногтей, слизистой ротовой полости, зубов и языка.

Методы исследования:

— эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализ.

Результаты собственных исследований

Влияние дефицита кальция на прочность костей

В своих предыдущих экспериментах я показала негативное влияние дефицита кальция на твердость зубной эмали (на модели яичной скорлупы) [9]. В данной работе я изучала влияние нехватки кальция на прочность костной ткани на модели куриных косточек.

Кости состоят из органического компонента (коллагеновых волокон) и неорганического (различных минералов). Твёрдость костной ткани зависит, в основном, от содержания в ней солей кальция [4, 5].

Способствуют «вымыванию» кальция из костей различные негативные факторы, в том числе, кислоты.

Я подвергала косточки воздействию физраствора и раствора лимонной кислоты. Раствор лимонной кислоты я готовила путём смешивания её концентрата с водой. Физраствор я использовала в качестве имитации привычной для всех органов и тканей организма среды.

Мною было использовано несколько куриных косточек. Вначале я очистила их от мышц, промыла и оценила твердость, постукивая по ним металлическим шпателем, и, пробуя согнуть. Они были прочными: не гнулись, при постукивании звук был звонким.

Косточки погружались в 2 стакана. 1-й был контрольным и содержал физраствор, во 2-м стакане был раствор лимонной кислоты. После этого я накрыла оба стакана плотной крышкой и оставила их на 7 дней.

По истечении данного срока я достала косточки и изучила их.

В 1-м стакане с физраствором изменений в свойствах косточек не наблюдалось: их невозможно было согнуть, при постукивании был слышен отчетливый звук. Таким образом, физраствор не оказал на прочность костей никакого влияния

Косточки же из 2-го стакана заметно поменяли свои характеристики: они утратили свою прочность, стали гибкими и легко гнулись в разные стороны. При постукивании звук был глухим.

Таким образом, под влиянием лимонной кислоты произошло «вымывание» кальция из костей, виду чего они утратили свою прочность. То есть, мы увидели, что дефицит кальция ведет к утрате твердости костной ткани.

Данные анкетирования школьников по вопросам знания ими роли некоторых витаминов и минералов в организме человека и их пищевым предпочтениям

Критерии включения: дети обоих полов в возрасте от 8 до 9 лет, отсутствие общесоматической патологии, информированное добровольное согласие родителей или законных опекунов на участие в исследовании.

В анкетировании приняло участие 30 учеников 2-го класса в возрасте 8–9 лет. Разработанная мною анкета содержала вопросы о значимости витаминов и минералов для человека, о том в каких продуктах они содержатся и о том, какие продукты и как часто употребляют их мои сверстники вне школы.

Ответы из анкет заносились в электронную базу данных, результаты сравнивались с образцом, после чего для каждого опрошенного определялось количество верных ответов и их отношение к общему количеству вопросов. Количество вопросов и их содержание для каждого из испытуемых было одинаково.

Результаты исследования обрабатывались с помощью методов прикладной статистики.

Опрос показал, что 15 человек (50 %) из 30 опрошенных знают, что такое витамины. 18 (60 %) ответили, что могут рассказать о влиянии кальция на наш организм. На вопрос, в каких продуктах больше всего содержится витамина С 20 человек (67 %). 13 детей (43 %) ежедневно употребляют сладости Таких, кто не ест их совсем среди опрошенных оказалось 7 (23 %). 9 детей (30 %) знают, что такое витамин А. 20 человек (67 %) могут рассказать о значении витамина Д. О роли железа знают 14 человек (47 %); о том, что такое цинк- 16 детей (53 %). 18 второклассников (60 %) употребляют молочные продукты ежедневно. Свежие фрукты и овощи вне школы ежедневно едят 20 детей (67 %).

1636352315947

Таким образом, опрос показал, что не все дети имеют достаточно знаний о том, что такое витамины и минералы и их роли в организме. Анализ домашних приемов пищи указывает на нарушение рациональной диеты среди большинства опрошенных первоклассников. Многие дети недостаточно употребляют свежие овощи и фрукты, молочные продукты, часто едят кондитерские изделия. Всё это, несомненно, создаёт предпосылки для развития у них витаминно-минеральной недостаточности.

Результаты оценки внешних признаков витаминно-минеральной недостаточности среди младших школьников

В исследовании приняли участие 30 второклассников. Мы вместе с врачом внешне оценивали состояние кожи, ногтей, волос, ротовой полости моих одноклассников на предмет наличия каких-либо отклонений от нормы и делали соответствующие пометки в лист наблюдений каждого участника [6].

Осмотр показал, что у некоторых детей 8–9 лет отмечаются изменения ногтевых пластинок (поперечная исчерченность, ломкость, белые точки), сухость кожи, губ, единичные (излеченные) кариозные зубы, «голубизна» склер.

Эти данные говорят о том, что у вышеупомянутых школьников имеются косвенные внешние признаки витаминно-минеральной недостаточности.

У некоторых детей язык был обложен, имелся налет на зубах. Это может указывать на наличие у них дисбаланса в работе органов пищеварения.

Таким образом, результаты внешнего осмотра показывали, что ряд детей 8–9 лет имеет субъективные признаки дефицита некоторых витаминов и микроэлементов, у некоторых, возможно, отмечается нарушение работы ЖКТ.

Обсуждение результатов исследования и выводы

В ходе проведенных мною исследований, было показано, что дефицит кальция оказывает негативное влияние на прочность костной ткани (на модели куриной косточки).

Не все дети имеют достаточно знаний о том, что такое витамины и минералы и какова их роль в организме. Среди большинства опрошенных второклассников наблюдается нарушение принципов рационального питания. Внешне у ряда детей отмечаются косвенные признаки витаминно-минеральной недостаточности и дисбаланса в работе органов пищеварения.

Вышеизложенные факты определяют необходимость повышения уровня знаний школьников 8–9 лет по вопросам профилактики витаминно-минеральной недостаточности и основам рационального и правильного питания путем проведения с ними специальных бесед.

Литература:

  1. Анатомия и физиология человека: Учебник / И. В. Гайворонский. — М.: Академия, 2019. — 208 c.
  2. Физиология: Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / Под ред. В. М. Смирнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. — 576 с.
  3. Физиология питания: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Васильева, Л. В. Беркетова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 212 с.
  4. Наглядная медицинская биохимия / Дж.Г. Соловей. — М.: Гэотар-Медиа, 2017. — 160 c.
  5. Клиническая биохимия: Учебное пособие / С. В. Лелевич. — СПб.: Лань, 2018. — 304 c.
  6. Пропедевтика внутренних болезней: учебник с приложением на компакт-диске для студентов медицинских вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2017. — 847 с.
  7. Культура здоровья. Правильное питание / А. Б. Литвинов. — Воронеж: Кварта, 2018. — 156 с.
  8. Нутрициология: учебник / Л. З. Тель, Е. Д. Даленов, А. А. Абдулдаева, И. Э. Коман. — М.: Литтерра, 2017. — 543 с.
  9. Исламова С. Р. Изучение факторов риска кариеса и возможности его профилактики среди школьников 7–8 лет // Юный Ученый.- 2023, № 10 (73).- С.50–51.


Ключевые слова

рацион питания, витамины и минералы, внешние признаки витаминно-минерального дефицита
Задать вопрос