Значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае Отличные иллюстрации

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.11.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Каримова, Я. Т. Значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган / Я. Т. Каримова, Д. Е. Ошан, Н. А. Искакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 147-152. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3965/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы сделали попытку определить значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган.

Ключевые слова: дунгане, национальная идентичность, историческая память, традиции и обряды, переселение.

В современном мире под влиянием глобализации, малые народы находятся на грани исчезновения. Глобализация приводит к стиранию национальных особенностей в культуре, языке, традициях. Мир приобрел черты «мировой деревни» (ЮНЕСКО). Однако в Хартии Земли отмечено, что «Наше культурное разнообразие является бесценным наследием, и пусть различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения». Сохранение национальной самобытности важно, каждый народ уникален. Осознание этого факта вызвал рост интереса к особенностям этнической культуры. Происходит реальный процесс возрождения национальных традиций. В данной статье предлагается исследование картин дунганского художника М.-У. Паншаева, посвященных дунганскому этносу и его культуре, для определения роли картин в сохранении исторической памяти, в частности, происхождения и культуры дунган.

Ключевым фактором, влияющим на формирование культурно-генетического кода, является историческая память. Она включает в себя всю информацию об историческом пути, пройденную нацией. Согласно мнению академика Д. С. Лихачева: «память противостоит уничтожающей силе времени…. Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры…». [1] Значимость исторической памяти в том, что она является связующим звеном между прошлым и настоящим. Без опыта прошлого человек не в силах распознать, что для него будет возможным, а что нет. Только зная историю развития своего народа, люди способны определить, что будет полезным для общества в будущем. Когда происходит утрата исторической памяти, нации угрожает потеря собственной идентичности. В науке еще не выработано единое понятие термина «историческая память». Чаще всего его рассматривают как способ сохранения, передачи исторической информации; как сумму представлений о социальном прошлом. Доктор философских наук Ж. Т. Тощенко предлагает следующее определение: историческая память «является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания» [2, с. 296]. И главным становится не только память о прошлом этноса, народа, а его коммуникативный опыт с другими этническими группами.

Одним из самых первых феномен исторической памяти был рассмотрен социологом Морисом Хальбваксом. Он считал, что существуют индивидуальная и коллективная формы памяти. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В совокупности они составляют историческую память, определяющую идентичность определенного народа. Французские историки, вдохновленные этой идеей, создали проект «Места памяти», под руководством Пьера Нора. Он объединил места, вещи и события, являющиеся источниками формирования исторической памяти Франции, и в конечном счете, французской национальной идентичности. В перечень вошли: Жанна д’Арк, Триумфальная арка, Пантеон, Стена коммунаров и т. д. Создание данного проекта подтверждает мнение французского философа Поля Рикѐра в отношении изменений исторического знания XX века: «историю событий сменила история интерпретаций». Таким образом, мы считаем, что картины художника Паншаева также представляют собой интерпретацию истории и культуры дунган.

Кто же такие дунгане? Есть ряд гипотез, предполагающих происхождение дунган. К ним относятся: арабо-персидская, среднеазиатская, тюркская, уйгурская и китайская. Большинство ученых поддерживают гипотезу об арабо-персидском происхождении дунган. Они считают, что дунгане произошли от смешанных браков между арабскими торговцами, персами, служившими в монгольской армии, и китаянками в период Танской, Сунской и Юаньской династий. Окончательной точки в этом вопросе не поставлено, одно ясно, дунгане (как, и большинство народов мира) прошли сложный путь, прежде чем сложиться как этнос.

Переселение дунган в Казахстан и Кыргыстан произошло после жестокого подавления в 1862–1877 гг. антицинского восстания в провинциях Шэньси, Ганьсу и Синьцзян. Чтобы спастись, дунгане прошли зимой, с большими трудностями, перевалы Тянь-Шаня. Местное население спрашивали, откуда они пришли, на шэньсийском диалекте ответ звучал так: «дунган!», «С востока!». Так и стали называть переселенцев. Первыми о них начали писать русские путешественники и ученые-синологи. Основными занятиями дунган являлись земледелие и торговля, содержание харчевен. Исповедовали они ислам суннитского толка, говорили на китайском языке. Дунганский этнограф Л. Т. Шинло собрал в своей книге «Культура и быт советских дунган» большое количество сведений о материальной и духовной культуре дунганского народа. На исторической родине, в Китае, согласно последним данным, проживают около 10 миллионов «хуэйцзу», китайцев, принявших ислам. В Казахстане живут 78 817 тысяч дунган. Из них 58 063 проживает в Жамбылской области. На территории с. Жалпактобе дунгане проживают более 100 лет. Село было образовано к юго-востоку от г.Аулие-Ата (современный г.Тараз) в конце XIX века. По данным переписи 2021 года, в селе проживали 8394 человека (4148 мужчин и 4246 женщин). В самом начале, село представляло собой закрытую общину. Для дунган характерной чертой является компактное проживание. Важную роль в их жизни всегда занимала религия и религиозные деятели.

Дунгане, проживающие в с.Жалпактобе, относятся к шэньсийцами — потомкам из провинции Шэньси. Родной язык относится к шеньсийскому диалекту, из китайско-тибетской семьи. Со временем, в нем появилось много заимствованных слов из языков народов, живущих рядом. Тем не менее, дунгане смогли сохранить на протяжение долгого времени свои традиции и обычаи, язык и религию, проживая на данной территории, в качестве диаспоры. «Дунгане берегут национальные традиции, выполняя тем самым наказ предков. Предки говорили, что необходимо беречь культуру и традиции, это спасет саму национальность» — так считает М.Дауров, президент Республиканского общественного объединения «Ассоциация дунган Казахстана», член Совета Ассамблеи народов Казахстана 3.

Дунгане, как часть народа Казахстана, имеют возможность жить и развиваться на новой родине. Примером такой успешной жизни может быть судьба первого профессионального художника среди дунган — Мухамеда-Умара Паншаева. Он родился в 1957 году в селе Жалпак-тобе Жамбылского района Жамбылской области. Окончил Государственное художественное училище им. С. А. Чуйкова, Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова и аспирантуру живописи Академии художеств СССР. Мухамед-Умар Паншаев является членом Союза художников СССР (1986), Союза художников Казахстана; заслуженным деятелем искусств РК; профессором изобразительного искусства; академиком Международной ассоциации «Искусство народов мира». Он постоянный участник республиканских и международных выставок, персональные выставки были проведены в Таразе, Алматы, Москве, в Китае, Тунисе, Саудовской Аравии, Иране. На этих выставках художник демонстрирует картины, посвященные односельчанам, пейзажам родной земли; жанровые зарисовки, отражающие жизнь, традиции и обычаи дунганского народа. В последние годы он создал серии картин, посвященных истории происхождения дунганского народа — «Арабская серия», «Иранская серия». Многие музеи и галереи мира купили картины дунганского художника, в частных коллекциях в Германии, Франции, Швейцарии, США, КНР, Японии и др. находятся более 300 его картин.

Рассмотрим несколько картин М-У. Паншаева, отображающих историю возникновения дунган, их культуру и его объяснения, данные во время интервью (рис.1, 2, 3).

Интервью с художником М.-У. Паншаевым

Рис. 1. Интервью с художником М.-У. Паншаевым

Художник Мухаммед-Умар Паншаев

Рис. 2. Художник Мухаммед-Умар Паншаев

«… я скорее сельчанин, так как вырос в селе, большую часть жизни прожил в Жалпактобе. И когда учился в Москве, часто писал сюжеты из своего детства».

Мастерская художника

Рис. 3. Мастерская художника

«… я убежден, что не обязательно работа должна проникать в сердце зрителя, сердце и душу следует вкладывать в саму работу. Только при соблюдении этого условия до человека дойдет смысл картины, он поймет, что хотел сказать автор».

«Вечер в селе»

Рис. 4 «Вечер в селе»

«…Я стремился показать в своих картинах жизнь моего родного села Жалпак тобе, быт первых колхозников, трактористов, дунганских женщин, которые любят и чтят свои обычаи».

На данной картине изображен вечерний ужин дунганской семьи, где старшие по возрасту и дети сидят вокруг расстеленной скатерти, а молодые женщины накрывают на стол и наливают чай. Художник нарисовал их в национальных платьях и прическах.

Семья сидит на деревянном топчане, который когда-то был в каждом дворе дунган.

Картина напоминает о традициях дунган в отношении одежды, уважения к старшим, о той семейной атмосфере, которая устанавливалась после тяжелого рабочего дня.

«В своих картинах я уделяю большое внимание быту дунган. Эта тема очень интересует китайцев, ведь в Сиане подавляющее большинство населения — представители дунганского народа».

Дунганский этюд

Рис. 5. Дунганский этюд

На приведенной картине изображена девушка в национальном платье, сидящая на топчане под навесом, который у дунган обычно находится отдельно, вне.

Картина передает обычную бытовую жизнь дунган. Летом дунгане почти все время проводили на улице, и именно навес, обеспечивал комфортные условия для этого, создавая приятную тень в жаркий летний день. На картине изображена домашняя утварь: стол, посуда, ведро, сундук, в котором чаще всего хранили соль, муку, крупы. Мы можем увидеть особенности жизни дунган, которые сегодня уже не встретишь.

«Зарождение дунган. Аравийская серия»

Рис. 6. «Зарождение дунган. Аравийская серия»

«Всё началось со страсти к путешествиям в те страны, которые по легенде связаны с происхождением дунган. Сказание гласит, что прародителями дунганского народа были арабские воины и прекрасные китайские девушки. Поэтому я посещал Саудовскую Аравию, Иран и Китай, где черпал вдохновение. Так родились серии картин, рассказывающие о происхождении дунган — «Аравийская серия»,

«Персидская серия»

М-У. Паншаев владеет не только декоративно-орнаментальным пониманием цвета, но и умением пластической обработки и выявления с помощью него живописных качеств и свойств в произведениях.

Отвлеченная и условная красочность в произведениях построен на живом, внимательном наблюдении цвета в природе. Так, вышедшая из-под его кистей образец живописи «Арабская серия» и «Персидская серия» написаны в широко развернутой, горячей и мажорной гамме.

Лирическая эмоциональность картины была передана именно цветом. Колорит М-У. Паншаева в огромном большинстве случаев опирается на так называемый ахроматизм, т. е. на отношения чистых цветов спектра. Метод реализации и яркий колорит дарят уникальные впечатление смотрящему, чувство несовместимости с реальностью, что и объясняется сюжетом картины, ведь полотно написано на основе легенды о происхождении дунганского народа. На картине отсутствуют четкие линии и границы, что заставляет композицию казаться еще более фиктивным, иллюзионистическим. Легенда заключается в том, что Танскому императору Китая Ли Шиминь, приснился сон, что его стране поможет решить проблемы, человек в белой чалме и зеленой одежде. Придворные советники посчитали, что спаситель — это пророк Мохаммед.

Император послал послов к самому пророку и тот отправил на помощь правителю Поднебесной более трех тысяч человек: послов, советников, ученых, ремесленников. Император дал им возможность жениться на китаянках и свободно проповедать свою религию. Многие остались жить в Китае, а их потомки стали основой зарождения дунганско-хуэйского народа. В памяти дунганского народа сохранились реальные имена трёх руководителей этой первой посольской миссии — Гейс, Вейс и Вангас(Абу Вакас). В центре внимания — женщина и мужчина, об этносе которых можно легко догадаться по особенностям чертей лица и одежде. Мужчина является арабом, одетый в кандуру, традиционная длинная роба, со смуглой, загорелой кожей и густыми бровями и бородой. Женщина является представительницей китайского этноса, что можно понять по традиционной китайской прическе, оданго, бледному лицу, тонким бровям и традиционной одежде.

Женщина держит на руках ребенка, олицетворяющий собой рождение и происхождение дунганского народа, ведь по легенде дунгане-это потомки от браков арабов и китаянок. На фоне можно увидеть китайские пайфаны, дома с изогнутыми крышами, по которым можно с легкостью понять, что дунгане сформировались в народность на территории Китая.

«Зарождение дунган. Персидская серия»

Рис. 7. «Зарождение дунган. Персидская серия»

Данная картина относится к «Персидской серии» и представляет еще одну из версий происхождения дунганского народа. Дунгановеды исходят из того, что арабские колонисты, прибывавшие как торговцы в период Танской, Сунской и Юаньской династий, стали костяком южной группы дунганской народности, а персы, служившие в монгольской армии (а также пленные мастера), сыграли важную роль в формировании северной ее группы. Девушка изображена в национальном дунганском платье, с традиционной прической. На руках она держит младенца, на голову которого надета мусульманский головной убор, тюбетейка белого цвета. Рядом с ней стоит персидский воин, что видно по его одежде. На заднем фоне Великая Китайская стена как факт, удостоверяющий родину. В XIII веке, монгольский хан Хубилай, основатель династии Юань, поддержал переселение в Китай до 3-х миллионов персов и тюрков из Центральной Азии. В основном это были военные специалисты и воины, а также ремесленники, ученые, чиновники и купцы. Картина пробуждает интерес к этому факту и заставляет искать доказательства достоверности.

«Переселение дунган»

Рис. 8. «Переселение дунган»

Картина «Переселение дунган» не закончена, но представляет собой одну из самых важных полотен художника. Картина «Переселение дунган» напоминает трагическую страницу из истории дунган — переход через вершины перевалов Тянь-Шаня. Три группы беженцев, спасаясь от жестокого подавления крестьянских восстаний против Циньской династии, зимой, в конце XIX века перешли через границу Российской империи. Декабрьский мороз не щадил и детей, и слабых здоровью стариков. Многим дунганам приходилось преодолевать расстояние от Китая до ближайших Азиатских стран пешком, взяв с собой только самые важные вещи, что и передано через картину. В центре изображена крупная мужская фигура, олицетворяющая решимость. Этим самым героем картины является Биянху Мухаммед Аюб, предводитель одной из групп. Выживших людей разместили в в Ошской, Иссык-Кульской и Чуйской регионах. Картина не только дает нам информацию о времени, сезоне и местоположения важнейшего события в формировании и сохранении целостности дунганского этноса, но и дарит визуальное представление, всю трагичность события, эмоционально влияя на зрителя. М.-У. Паншаев, как художник, стремится напомнить современной дунганской молодежи, историю своего народа, вызвать к ней интерес.

Мы согласны с мнением Т. П. Григорьевой, что «народ обязан сберечь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он может внести в сокровищницу народов что-то свое неповторимое, без чего невозможно мировое единство. В этом, а не в том, чтобы быть, «как все», и состоит его интернациональный долг» 4.

Российский ученый В. К. Соколова считает, что «Возврат к национальной культуре должен происходить не только с помощью более успешного овладения своим родным языком, но и путем сохранения и изучения своих национальных традиций, сконцентрированных в том числе в календарных и семейных обрядах и обычаях» 5. И картины художника М.-У. Паншаева, по нашему мнению, способствуют сохранению памяти об истории дунганского этноса и его культуре.

Литература:

  1. Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо сороковое. СПб. «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.
  2. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. 2-е изд. — М., 2008. — с. 296–297.
  3. История и культура малочисленных народов Казахстана Учебное пособие для 10 кл. общеобразовательных школ Алматы «Дайк-пресс» 2001 г.
  4. Японская художественная традиция. Григорьева Т. П..М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», Институт востоковедения Академии наук СССР, 1979.
  5. Глобальный кризис идентичности: личность, общество, культура. Семененко И. С. Глобализация и Россия. М., 2004.
  6. Обычаи, обряды, поверья дунган Центральной Азии. А. А. Джон. Бишкек. Илим.2016 г.
  7. История Казахстана (XVIII в. — 1914 г.) Учебник 8 класс общеобразовательной школы «Атамұра», г. Алматы.
  8. Народы и религии мира: Энциклопедия. Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с.


Ключевые слова

историческая память, национальная идентичность, переселение, дунгане, традиции и обряды
Задать вопрос