Гаджеты и настольные игры: что лучше? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.11.2023

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Квашнин, Т. Д. Гаджеты и настольные игры: что лучше? / Т. Д. Квашнин, Т. А. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 142-147. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3964/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье автор исследует пагубное влияние использования гаджетов на развитие детей и возможность снижения времени их использования за счет настольных игр.

Ключевые слова: настольная игра, гаджет, ребенок.

Используемые термины:

—Гаджеты — любые цифровые устройства, используемые для видео игр, такие как: смартфон, компьютер, планшет, телевизор, игровые приставки.

—Настольные игры — разряд игр, которые не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного оборудования.

Сегодняшнюю жизнь любого человека сложно представить без гаджетов. Они проникли глубоко в нашу жизнь, гаджетам мы уделяем чересчур много времени, а это время мы скорее тратим впустую. Поэтому важно найти еще занятия кроме гаджетов, которые были бы такие же интересные, но более полезные. Мне очень нравятся настольные игры, они ничем не хуже игр в телефонах, планшетах и компьютерах. И вот вопрос: можно ли заменить гаджеты настольными играми?

Для того чтобы разобраться с этим я решил: выяснить плюсы и минусы настольных игр и гаджетов, сравнить их, провести анкетирование своих сверстников и сделать из этого выводы, которые могут помочь детям и их родителям проводить время вместе за более интересным и полезным занятием.

Слово гаджет в русский язык пришло из английского (gadget), которое переводится как «устройство», чаще всего мы представляем себе: компьютеры, смартфоны, планшеты и телевизоры. Смартфоны- самые популярные гаджеты, потому что они компактные, они доступные (мало того, что стоить они могут не так дорого, как компьютер, так еще в них легко разобраться и начать использовать), также они пользуются популярностью потому, что в смартфоны можно установить разные приложения.

Есть приложения, которые используются для развлечения, например: 1) игры; 2) YouTube для просмотра видео; 3) приложения с музыкой; 4) Мессенджеры и социальные сети для общения и т. п. А также есть приложения полезные, например: 1) МЭШ в котором можно смотреть домашние задания выполнять ЦДЗ, и видеть школьные оценки; 2) календарь; 3) будильник и т. п. Поэтому они есть у многих школьников, и можно сказать, что сейчас «подрастает первое поколение «экранных детей» [1], а в шутке о том, что такие дети учатся «тапать» раньше, чем топать, содержится изрядная доля правды [2].

Мой опрос детей от 8-ми до 10-ти лет показал, что все мои сверстники используют гаджеты каждый день для развлечения (рис. 1)

Рис. 1

Этот вид развлечения учит их анализировать, сосредотачивать свое внимание, а также тренирует зрительное и слуховое восприятие [3].

Основными причинами такого частого использования на мой взгляд являются:

— Интересны игры, видео и т. п.;

— Время пролетает незаметно;

— Ребенок не отвлекает родителей от своих дел;

— Ребенок находится в безопасности, а не где-то на улице [4].

Кроме хороших у гаджетов есть и плохие стороны, к которым можно отнести [5]:

— Портится зрение;

— Неправильная осанка;

— Малоподвижный образ жизни;

— Высокая утомляемость;

— Агрессия;

— Снижение общения с реальным человеком в живую.

Сегодня многие ученые говорят об изменениях развития мозга ребенка из-за частого использования гаджетов. Они называют это «цифровое слабоумие»: дети становятся глупее потому, что они смотрят много кротких, зачастую сокращенных видео и не получают целостной информации, а также их мозг не успевает усвоить эту информацию. Из-за этого страдает память и воображение [6] [7] [8].

И тут возникает вопрос, а можно ли снизить использование гаджетов? Конечно можно! И для этого, на мой взгляд, есть несколько способов. Можно просто запретить гаджет ребенку, но тогда он может расстроиться, а можно поступить более педагогично и предложить альтернативу, что будет более правильно, например:

— Чтение книг, но ребенок может не уметь читать или не любить;

— Поиграть в игрушки, но это может надоесть или их нет под рукой;

— Порисовать, по лепить и т. п., но может не быть принадлежностей;

— Пойти погулять, но может мешать погода, а еще одному скучно;

Поиграть в настольные игры!

Как мне кажется, настольные игры наиболее подходящий вариант замены гаджетов. Они с легкостью могут посоперничать с играми на смартфонах. Рассмотрим подробнее основные плюсы настольных игр:

— Вся семья или друзья вовлечены в нее;

— Они увлекательные;

— Они интересны взрослым и детям одновременно;

— Как и с гаджетами время пролетает незаметно;

— Они развивают разные навыки, которые гаджет не может развить;

— Они сближают людей и позволяют всем весело провести время;

Мы дома стараемся часто играть в настольные игры, мой опрос также показал, что почти все семьи играют в них (рис. 2), поэтому они — самый лучший вариант, на мой взгляд.

Рис. 2

Однако, как показывает тот же опрос, есть много семей в которых в настольные игры играют не так часто (рис. 3)

Рис. 3

Это может говорить о том, что настольные игры требуют больших усилий, например:

— Не интересно играть одному, поэтому требуется участие других игроков;

— Может не быть настольных игр под рукой;

— Игры могут наскучить, а обновить их в один «клик» нельзя;

Настольные игры бывают разные — на любой вкус и цвет. Каждый может найти себе несколько игр, которые ему понравятся. Строгого разделения игр на виды не существует потому, что их очень много, но каждый вид по-своему интересен и развивает разные навыки. В игровой форме можно помогать совсем маленьким детям познавать мир. Игры для самых маленьких могут развивать как базовые навыки запоминания алфавита, счета и мелкой моторики, так и подготавливать ребенка к детскому саду и школе, ведь оставаясь один (без мамы) с воспитателем и другими незнакомыми детьми ребенок может растеряться и заплакать. Подготовить его к таким непростым ситуациям можно в веселой и непринужденной обстановке. В игре дети учатся слушать и слышать, выполнять требования, выигрывать, а проигрывая — держать удар. В игре вырабатывается усидчивость, а эмоции и воля обретают баланс [9].

Для детей постарше есть более сложные и увлекательные игры. Интеллектуальные игры и стратегии могут тренировать способность понимать другого человека, смотреть на мир его глазами, что помогает в стратегическом планировании и предугадывании действий соперника. Умение общаться с другими людьми развивают карточные игры — они учат быстро реагировать и принимать решение. Игры на воображение- веселые игры, они проходит без слов с помощью мимики и жестов, приучают людей понимать эмоции своих соперников [10].

Я разделил игры на несколько основных категорий, в которых способ и цель игры похожи, а также развиваются определенные навыки (табл. 1).

Таблица 1

Ловкость

Внимательность

Логика

Воображение

Стратегическое мышление

Память

Усидчивость

Карточные

Интеллектуальные

Стратегии

Ходилки-бродилки

Игры на воображение

Проведя мой опрос, я выяснил, что самой популярной категорией настольных игр являются карточные игры. У них действительно много преимуществ относительно других: они компактные — их можно взять с собой в дорогу; легко научиться играть; игра не занимает много времени; нет возрастных ограничений; используя одну колоду карт можно играть в разные игры; необходимое количество человек для игры начинается с двух; можно проводить долгосрочные турниры.

Если говорить про три самые популярные игры, то опрошенные отдали первое место — «UNO»; второе место — шахматам; третье — «Монополия».

Очевидно, что настольные игры — хорошая альтернатива сидению в гаджете, но можно ли заменить одно на другое? Есть несколько причин, которые ограничивают использование настольных игр в повседневной жизни. Гаджеты гораздо более мобильны и более функциональны. Давайте сравним их напрямую (табл. 2):

Таблица 2

Гаджеты

Настольные игры

Простота обновления

Новую игру или приложение можно легко и быстро скачать, не выходя из дома

Х

Для того, чтобы купить новую игру необходимо пойти в магазин

Цена

Многие приложения бесплатные

Х

Стоимость игры от 300 до 10.000рублей

Мобильность

Помещаются в кармане

Х

Не все игры маленькие, для всех игр нужно игровое пространство

Универсальность

В одном гаджете много игр, а также есть и другие функции

Х

Не все имеют разнообразные игры

Компания

Можно играть одному

Х

Нужна компания для игры

Проведя это исследование, я пришёл к выводу: нельзя полностью отказаться от использования гаджетов. Они стали необходимы для комфортной жизни, и много в чем нам помогают. Но, как и с любимым техническим прибором, с гаджетом нужно соблюдать простые правила — знать меру, стараться меньше их использовать.

Проведенный мною опрос показал, что большинство детей сами предлагают поиграть в настольные игры (Рис. 4).

Рис. 4

Если родители будут готовы потратить больше времени на совместную игру с нами, чаще проявлять инициативу, то и время, проведенное с гаджетами у детей, уменьшится. Ведь по результатам исследования 75 % опрошенных детей готовы променять часть времени игры в гаджеты на настольные игры (Рис. 5)!

Рис. 5

Литература:

  1. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. Москва: Дрофа. 2008. — 207 с.
  2. Манукян О. Как найти подход к детям цифрового поколения URL: https://shkolamoskva.ru/digest/kak-najti-podhod-k-detyam-czifrovogo-pokoleniya/
  3. Юров И. А. Использование современных гаджетов // Информационные технологии в подростковой среде, 2018. № 1 (15). С. 101–106
  4. Янак А. Л., Шорыгин Е. А. Траектории гаджетизации детско-родительских отношений: основные модели // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2019. № 3 (55). С. 141–148
  5. Ященко С. Г., Рыбалко С. Ю., Пилунская О. А., Шибанов С. Э. Гигиеническая оценка влияния элекетромагнитных факторов коммуникационных устройств на состояние здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 1001–1003
  6. Курпатов А. Гаджеты делают нас глупее, несчастнее и гробят наших детей? URL: https://www.youtube.com/watch?v=bMIE8mfzJ0Y
  7. URL:https://www.youtube.com/watch?v=NE2EVZr0bDU&feature=youtu.be
  8. Старцев М. В., Хлебников В. В., Джабраилов М. А. «Цифровое слабоумие» молодежи как проблема современного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 2 (48). C. 69–75
  9. Холопова А., Горяйнова П. Как настольные игры формируют готовность к школьному обучению URL:https://shkolamoskva.ru/digest/kak-nastolnye-igry-formiruyut-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu/
  10. Каткова А. Л., Булычева Е. С., Каткова А. А. Влияние настольных игр на социализацию подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2022. Т. 16 № 2, С. 137–143
  11. Исакова Е. А. Трансформация родительства в эпоху гаджетизации практик взаимодействия школьников // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 1 (57), С. 95–101


Задать вопрос