История археологических экспедиций в Западно-Казахстанской области (часть II) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №10 (73) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.10.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Шаукенова, Аделя. История археологических экспедиций в Западно-Казахстанской области (часть II) / Аделя Шаукенова, Аманер Сериков, Адия Агедилова, С. С. Иргалиев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 10 (73). — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/73/3933/ (дата обращения: 03.05.2024).



Периодизация археологических памятников культуры системно и глубоко проанализирована в работе « Исторические и археологические исследования историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области» ( д.и.н, профессора Сдыков М. Н.).

Традиционно считалось, что исторические стоянки эпохи каменного века в основном имели распространение на территории Южного Казахстана, Семиречья. Однако начиная с 2001 года на территории Западно-Казахстанской области были проведены разведочные работы центра истории и археологии под руководством Сдыкова Мурат Наурызгалиевича, а также группы по изучению памятников каменного века Института археологии им. А. Х. Маргулана (к.и.н. Артюхова Ольга Анатольевна, Бексеитова Галымжана Тукумбаевича) были найдены первые памятники каменного века на территории области. В течение десяти лет найдены около 30 стоянок каменного века. Стоянки относятся ко всему периоду каменного века от эпохи палеолита до энеолита. Стоянки найдены у крупных водных источников Оленты, Утва, озера Шалкар, на горе Сантас и Сасай Теректинского района; а также открытые памятники на горе Ешкитау Таскалинского района. Стоянка эпохи мезолита обнаружены близ поселков Новая Казанка, в районе Камыш-Самарских озер.

По мнению многих ученых, появление человека, по всей видимости, было связано с отступлением Хвалынского моря, акватория которого доходила до Саратова и Чебоксар (РФ). Общее количество каменных артефактов, собранных здесь за два полевых сезона, превышает 5 тысяч экземпляров. Еще одно местонахождение мезолита Танас расположено в Теректинском районе в 23 км южнее аула Придорожное и Приречное (Трудовик), гидрологи отмечают в данном районе наличие родников, самым известным которого является Родник-Дадем, из которого берет начала река Танас, приток реки Копиранкаты.

В работе Сдыкова М. Н. отмечается что стоянки древнего человека появляются ровно со времени обмеления Хвалынского моря, т. к. находки датируются 35–30 тыс. лет до 12–10 тыс. лет назад, также отмечается слабая изученность стоянок неолита (5–2 тыс. лет назад) [10]. Археологический центр систематически проводит раскопки на Ешки-тау Таскалинского района, где обнаружено большое количество артефактов, археологи классифицируют ее как «стоянку-мастерскую», до этого считалось что единственной стоянкой мастерской на территории Казахстана являлась стоянка на правом берега р. Арыстанды, в Алгабаском районе Южно-Казахстанской области.

Заселение региона происходило по принципу «эстафетного движения», археолог Ранов Вадим Александрович отмечал данный феномен по всему Уралу, Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии, имея в виду не быстрое и целенаправленное расселение, а эстафету поколений, последовательно осваивавших новые территории и передающих импульс движения через сотни и тысячи лет.

Таким образом, древний человек впервые поселился в Западном Казахстане в эпоху позднего палеолита и постепенно осваивал земли по направлению с севера на юг. Памятники того времени представлены долговременными и кратковременными стоянками, относятся к открытому наземному типу с поверхностным залеганием артефактов. Они располагаются в древних шлейфах конусов выброса, поверхностях увалов и гряд, вершинах и склонах сопок, речных террасах и др.

Находки эпохи бронзы на территории Западно-Казахстанской области в среднем на 1 тысячу лет позже от начала самой эпохи 3300–3200 лет до н. э. скорее всего это связано с отсутствием залежей руды в регионе.

Бронзовый век Урало-Поволжского региона археологами принято делить на три этапа:

undefined

1) ямный этап (III тысячелетие до н. э.) — ранний бронзовый век; на территории Западно-Казахстанской и Актюбинской областей исследованы курганные могильники Шоктыбай III Чингирлауский район, Кумсай село в Мугалжарском районе, Жиренкопа село в Хобдинском районе, отнесенные к ямной культуре эпохи бронзы. В работе «К антропологии раннего этап бронзового века Западного Казахстана» Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 1 (16) д.и.н. Хохлова А. А. отмечается стоянка могильника Илекшар I в Западно-Казахстанской области, антропологически изучены материалы это три скелета, два мужских и один женский, находились в одном коллективном захоронении. А. И. Нечвалода отметил европеоидную структуру черепов, мезокранию и некоторую особенность женского объекта в умеренной профилировке лица на назомалярном уровне. Мужские черепа Хохлов А. А. счел близкими к ямным Южного Приуралья.

2) катакомбный (и полтавкинский) этап (первая половина II тысячелетия до н. э.) — средний бронзовый век;

3) срубный этап (вторая половина II — начало I тысячелетия до н. э.) — поздний бронзовый век.

undefined

Катакомбный этап бронзового века Западного Казахстана представляют большое количество курганов ее еще называют Катакомбная культурно-историческая общность (Полтавхинская).

Срубная культура (покровская) самая многочисленная по находкам, датируемые второй половиной II — началом 1 тыс. до н. э. большое количество встречается на р. Урал. Алебастрово I, II, Мамай I, Кос-оба, в комплексах Лебедевка, «Кресты», Факел, Бауржан-Аяк, Илекшар I (2004 г.), Утвинка I (2009 г.) В курганной стратиграфии срубные погребения занимают верхнее положение по отношению к могилам ямной и катакомбной общностей. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. [10]

Ранний железный век. С наступлением раннего железного века на просторах Евразии происходят поистине глобальные изменения в жизни степных этносов. Эта эра совпала с переходом пастушеских, скотоводческо-земледельческих племен, проживавших в степях от Монголии на востоке до Дуная на западе, к подвижным формам скотоводческого хозяйства, в основе которых лежит строгая система посезонной регламентации пастбищ и водных источников. Эти особые формы ведения степного скотоводческого хозяйства получают название «кочевого», «полукочевого хозяйства». На территории Западно-Казахстанской области археологические памятники железного века это Кырык-Оба, Облавка, Тонкерис, Булдырты, Былкылдак I, и.т.д. Степное население раннего железного века быстро развивается, процветает металлургия, торговый обмен. Появляются представители богатой племенной верхушки: «цари», военная знать. Распространяются большие «царские» курганы, сложные усыпальницы, где погребены с умершими представителями знати значительные по своей ценности изделия, в числе которых украшения, оружие и др.

Курганы эпохи раннего железа в Западно-Казахстанской области относятся, в целом, к двум большим культурно-хронологическим этапам — Раннесарматская культура (прохоровская культура) VI — I вв. до н. э.) и Позднесарматская культура (II — IV вв.). Эпоха раннего железа богато представлена в курганах Чингирлауского, Сырымского, Бурлинского, Джангалиского районов. Среди них наибольший интерес вызывают материалы раскопок у пос. Лебедевка и под Илекшаром Чингирлауского района. На обширном плато Есен-Амантау, растянувшемся на несколько километров от пос. Егендыколь на юге и до пос. Лебедевка на севере, в течение многих тысячелетий кочевниками были воздвигнуты сотни курганов — грандиозных древних кладбищ.

В 1970–1971 гг. кафедрой истории Уральского педагогического института на горе Сантас были исследованы в могильнике Чалкар III четыре кургана прохоровского этапа сарматской культуры. В Бурлинском районе интерес вызывают материалы раскопок на царском комплексе Кырык-оба. Это — уникальный памятник истории и культуры, один из самых выдающихся на территории Евразии. Исследование показывает, что погребальные обряды и могильники в Кырык Оба очень разнообразны. Захоронения отличны друг от другу по целому ряду элементов. Так, деревянные сооружения над могилами имели вид шатра. Была обнаружена могила и со входом в склеп, есть коллективное захоронение на открытой площадке. В 2001 году было открыто «святилище огня» — место, где языческим богам приносили жертвы. В Кырык-Оба наблюдается скифское направление культурных связей народов, проживавших в Приуралье. Ученые называют курганный комплекс Кырык-Оба ещё одним чудом света. Многие из них выдвигают идею о создании историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника под открытым небом — «Степная пирамида».

Курганный комплекс Таксай относится к сарматскому периоду, расположен на территории Теректинского района Западно-Казахстанской области, близ п. Долинное и железнодорожной станции Таксай. Выявлен в 2012 году археологическим отрядом Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством Лукпановой Я. А. Комплекс состоит из пяти курганных групп Таксай-1,2,3,4,5. С 2012 года по 2018 год исследовано 8 курганов из комплексов Таксай-1,2,3. Могильник принадлежал представителям привилегированных слоев раннекочевнического общества, что подтверждают архитектура курганов, погребальный обряд, уникальные изделия из металла, дерева и кости.

В кургане № 6 могильника Таксай-1 диаметром 41,0 м, высотой 1,0 м, обнаружено погребение женщины, занимавшей высокое социальное положение в кочевом обществе раннего железного века, известное сейчас как Таксайская принцесса, или Алтын Ханшайым.

В 2019 году в ходе подготовки открытия музейного комплекса «Городище Жайык» Лукпановой Я. А. был обнаружен курган с женским захоронением Жайык 1 датируемый: от V–IV до IV–III вв. до н. э. исследование данного кургана позволяет сделать вывод о значимости роли женщины в древнем обществе. В 2021 в экспедиции возглавляемой Лукпановой Я. А. было исследовано три аварийных кургана комплекса Урысай-2, Могильник Урысай-2 состоял из 14 курганов. Всего в трех курганах исследовано пять погребений, выявлено останки 10 человек. Погребения датируются концом VI — началом V в. до н. э. и принадлежат представителям воинской (мужчины) и жреческой (женщина) элиты и ребенку.

В эпоху средневековья от раннего до позднего периода археологические памятники весьма распространены в ЗКО.

Например, погребальные комплексы VIII–XI вв.: Карасу, Рубежка, Мамай, Шалкар, Калмак-Чабан I, Кос-Оба, Лебедевка. Захоронения Кипчакского периода комплекс Лебедевка VI, Лебедевка VIII.

К эпохе Золотой Орды относятся следующие комплексы: Мокринский I, III, Лебедевка VI, VIII, Кос-Оба, Шалкар IV, V, Алебастрово I, II, Калмак-Чабан I, II, Мечей (Киров), Жарсуат I, Барбастау I, Бубенцы II, Джангала, Райм I, Мамбеталы, Мамбетбай, Базар-Тюбе I.

Курганный могильник Мокринcкий I расположен в Жангалинском районе Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, в бассейне р. Большой Узень у Камыш-Самарских озер [Бисембаев, 2003, с. 61].

В 1970–1971 гг. кафедрой истории Уральского педагогического института в курганных группах Чалкар IV и V проведено исследование всех захоронений половецко-кипчакского времени, являющихся первыми находками этого времени в Западном Казахстане.

Археологические работы проводились в 1974–1975 гг. экспедицией Уральского педагогического института им. А. С. Пушкина под руководством Г. А. Кушаева и Б. Ф. Железчикова [Кушаев, Железчиков, 1975, 1976] и в 2008–2009 гг. экспедицией Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством Д. В. Марыксина [Марыксин, 2009]. Захоронения данного комплекса оставлены группой населения Золотой Орды, которая занимала высокое управленческое положение. Об этом говорят письменные арабские и персидские источники, в которых часто упоминается, Волго-Уральское междуречье как один из важных улусов и место кочевания ханов Золотой Орды. [10]

Период Золотой Орды известен такими курганными комплексами как Облавка, Тонкерис, Мокринский I, III, Лебедевка VIII, Кос-Оба, Шалкар III, Алебастрово I, II, Калмак-Чабан I, Мамбеталы, Мамбетбай, Базар-Тюбе I, Караултобе I, Кос-Оба и Илекшар. Как правило они представляют собой комплекс без инвентарных погребений скорее всего это связано с влиянием Ислама, часть из которых расположена в сырцовых оградках, что очень осложняет датировку комплексов.

Практическая часть исследования была направлена на создание интерактивной виртуальной карты археологических экспедиции.

Первый этап был направлен на определение географического положения археологических памятников культуры по районом ЗКО, где было определена следующая закономерность стоянки каменного века найдены в основном на левобережной части Жайыка в Теректинском районе и у Озера Шалкар; большое количество памятников эпохи бронзы, раннего железа расположены вдоль реки Жайык, а также Чингирлауского, Теректинского, Байтерекского, Таскалинского, Жангалинского, Бокейординского, Акжаикского районов. В процессе исследования истории археологических экспедиции обнаружено свыше 5000 памятников материальной культуры. Курганы, каменные балбалы, а также стоянки четырех городищ.

Распространение поселений и городищ в регионе связано со временем Золотой Орды и деятельностью ханов Узбека (1313–1341), Тыныбека (1341–1342), Жанибека (1342–1357), Бердыбека (1357–1359). На территории области за последние годы под руководством Сдыкова М. Н. уральскими археологами обнаружены четыре городских поселения. В средние века территория области входила в состав Золотой Орды и Ак Орды. В условиях стабильного существования данных государств активно развивается торговля, укрепляются экономические и политические связи. Как результат возникают многочисленные города. Недавние открытия уральских археологов подтверждают факт наличия разветвленной караванной торговли и соответствующей сетью городских поселений. городище Жайык, существовавшее в XIII–XIV веках, находится на берегу реки Урал. А городские поселения Сорайдын, Жалпактал, Сары — Узень, процветавшие в эпоху Золотой Орды, были расположены в центральной части области на месте слиянии рек Большой и Малый Узени. Уровень архитектуры и строительного мастерства, особенности стилей позволяют отождествлять эти поселения с городами Южного Казахстана того времени. С распадом данных государств и с ростом междоусобных войн наступает экономический упадок, в результате которого происходит разрушение городов. [19]

Таким образом, по результатам исследования мы пришли к следующим выводам:

На первоначальном этапе научные исследования осуществлялись с XVIII века царской колониальной администрацией. Они характеризовались комплексностью (созданием топографических, хозяйственных, геолого-разведывательных карт); также производился сбор этнографической информации, археологических памятников культуры, городищ и курганов, без проведения раскопок. Главной целью данных экспедиций было включение казахских земель в хозяйственный оборот Российской империи, а также сбор информации для строительства военных форпостов Оренбургской пограничной линии.

Результаты библиографического исследования дали нам интересное открытие, которое не упоминается в школьной и даже университетской программе: работы Палласа Петра Семеновича (по нем. Петр Саймон Паллас), Радлова В. В. были написаны первоначально на немецком языке и лишь затем переведены на русский, например Паллас написал «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (СПб., 1773–1788; первая часть вышла вторым изданием в 1809 году), которое первоначально называлось «Reise durch verschiedene Provinzen des Russischen Reichs» (СПб., 1771–1801) (нем.). Радлов Василий Васильевич (он же Фридрих Вильгельм Радлофф) написал «Словарь тюркских наречий» также на немецком языке Versuch eines Wörterbuches der Türkdialecte, (СПб., 1888 и сл.) / Опыт словаря тюркских наречий. т. I—IV. СПб., 1888–1911. Том 1. Часть 1. Том 1. Часть 2. Том 2. Часть 1. Том 2. Часть 2. (очевидно, что многие ученые, привлечённые из Запада, писали на своем родном языке Витус Беринг на датском (математики Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, историк Г. Ф. Миллер.), и заложили основу академической школе Российской Академии наук)).

Археологические памятники культуры в Западно-Казахстанской области имеют широкую временную хронологию от палеолита со времени отступления Хвалынского моря до позднего Средневековья. Причина: регион занимает ключевое положение, связывая Европу и Азию. Здесь проходили многочисленные миграционные потоки древних народов.

Значимый с позиции изучения культурного наследия этап с классическими археологическим экспедициями начинается с 1925–1927 годов, экспедиции Рыкова Павла Сергеевича и после Великой Отечественной войны возобновленные в 1948 году экспедиции Саратовского государственного университета. Всего за период с 1926 по 1953 годы было изучено по области 80 курганов.

Академическое изучение края Уральским педагогическим институтом начинается в 1966 году с изучения в 1966 году крупного комплекса курганов раннего железного века Лебедевка в Чингирлауском районе. Становление археологии как науки в области и организация систематических археологических работ связана с именем известного казахстанского ученого Г. А. Кушаева, который возглавлял Уральскую археологическую экспедицию в 1968–1992 годах.

Современный этап в истории изучения археологических памятников культуры начался с создания 22 февраля 2002 года Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством Сдыкова М. Н. научными сотрудниками Лукпановой Я. А., Марыксина Д. В., Бисембаева А. А., Гуцалова С. Ю., Бекназарова Р. А. Джубанова А. А., Рамазанова С. К., Жусупкалиева Т. Т., Мергалиева Р. С., Орынбасаров Е.

Исследования истории археологических экспедиций направлены не только на возрождение интереса к изучению истории родного края и пропаганду культурного наследия в стране и за рубежом, но и на то, чтобы отдать должное ученым-исследователям, которые и в дождь, и в зной, жертвуя многим, по полгода находились и находятся на раскопках, перекидывая сотни кубов земли, ученым — настоящим фанатам археологии.

Западно-Казахстанская археологическая школа как часть Казахстанской археологии развивается в системе общемировых научных тенденций, как в изучении традиционных направлений, так и в новых, выдвигаемых требованиями современности.

Что, на наш взгляд, может улучшить исследования?

Перспективное направление в археологии — исследование молекулярной генетики, анализ делеционно-инсерционного полиморфизма региона VMT ДНК. Это позволит изучать генетическую историю племени, родов, общностей, генетические связи на индивидуальном уровне, исследование гаплогрупп. Возможность интерпретации полученных молекулярно-генетических данных будет значительно расширяться в дальнейшем по мере накопления информации по современным популяциям. Как сказал Жаксылык Сабитов, историк-медиевист: «Генетика позволяет решить споры о родословной».

Актуальным направлением в археологической науке остается комплексное изучение древних обществ (городских поселений).

Одним из фундаментальных направлений в рамках социальной археологии стала этноархеология. Этноархеология является изучением живых сообществ, которое служит дополнением для понимания и интерпретации археологического материала.

Экологическая археология — это изучение древних береговых линий (их множество в нашем регионе), древнего ландшафта, флоры, фауны.

Палеоботанические исследования карпологи (изучающие плоды и семена растений) и почвоведы, геоморфологи и палинологи.

Перспективным и новым направлением в археологической науке является анализ и воссоздание древнего ландшафта с использованием технологии дополненной реальности. Современные спутниковые изображения дают информацию о современном ландшафте, их необходимо использовать наряду со старыми архивными планами, картами, фотографиями.

Тщательное изучение остеологического материала (останков скелетов), собираемого в ходе археологических раскопок курганов и поселений, открыло возможность изучения диеты древних поселенцев.

Таким образом, широта охвата различных научных сфер археологией очень велика, и результаты исследований могут дать еще немало новых открытий.

Литература:

  1. Археологическая карта Западно-Казахстанской области Авторы Мурат Н. Сдыков, Batys Qazaqstan oblystyq tarikh zhăne arkheologii︠a︡ ortalyghy Издатель: Batys Qazaqstan oblystyq tarikh zhănă arkheologii︠a︡ ortalyghy, 2009 ISBN 9965819629, 9789965819629
  2. Деятельность П. И. Рычкова в Главном Оренбургском соляных дел правлении. Е. А. Шутикова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/shutik.htm
  3. Путешествие по разным провинциям Российской империи / государства: В 6 т. СПб.: ИАН: Ч. 1. 1773; Ч. 2. Кн. 1.(1770 г.). 1786.; Ч. 2. Кн. 2 (1770 г.). 1786.; Ч. 3. Пол. 1 (1772–1773 г.) 1788; Ч. 3. Пол. 2 (1772–1773 г.).1788; Атлас, 1788; 2-е издание. СПб.: ИАН, 1809.
  4. Смирнов Ю. Н. Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30–40-е гг. XVIII века. Самара, 1997. с. 6.
  5. Средневековые города в Западном Казахстане Сдыков М. Н. https://e-history.kz/ru/seo-materials/show/29680
  6. «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (СПб., 1773–1788; первая часть вышла вторым изданием в 1809 году). «Reise durch verschiedene Provinzen des Russischen Reichs» (СПб., 1771–1801). (нем.)
  7. Курганы Букеевской степи: духовно-просветительское издание 1890, Харузин А., Типография Т-ва А. Левенсон и К°.
  8. «Советская археология» (1985, № 4)
  9. Горшенина С. М. Странный археолог Кастанье. // Звезда Востока. 1996. — № 3. — С. 147–159.
  10. Исторические и археологические исследования историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области Сдыков М. Н. Доктор исторических наук, профессор. (Уральск)
  11. Пётр-Симон Паллас // Вокруг Света: журнал. — М.. (Дата обращения: 27 мая 2009)
  12. Паллас Пётр Симон Путешествие по разным провинциям Российского Государства: В 3 ч.: в 5 кн.; атлас — СПб.: Императорская Академия Наук, 1773–1788. Архивная копия от 13 ноября 2011 на Wayback Machine на сайте Руниверс. (рус.
  13. Т. Б. Мамиров, О. А. Артюхова, Е. Е. Клышев Институт археологии им. А. Х. Маргулана, Алматы, Казахстан Западно-Казахстанский университет им. Махамбета Утемисова, Уральск, Казахстан каменный век Западно-Казахстанской области по материалам сводных археологических изданий
  14. Гуцалов, Сергей Юрьевич. Культура ранних кочевников Орско-Уральского междуречья в VII — I вв. до н. э.: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.06. — Уфа, 2000. — 189 с. + Прил. (239с.: ил.).
  15. Савроматская археологическая культура Нижнего Поволжья: проблема хронологии и периодизации 2010 год, кандидат исторических наук Соколов, Павел Михайлович
  16. Кушаев, Гаяз Абдулвалиевич. Этюды древней истории степного Приуралья / Г. А. Кушаев; Урал. пед. ин-т им. А. С. Пушкина, Урал. обл. отд. нар. образования. — Уральск: Фирма «Диалог», 1993. — 171 с.: ил.; 21 см.
  17. Исследования курганного комплекса Урысай-2 © 2022 г. Лукпанова Я. А.
  18. Женские погребения из кургана № 1 могильника Жайык-1 в Западном Казахстане. Лукпанова Я. А.
  19. Средневековая городская культура Западного Казахстана и Урала. Сдыков М. Н.


Задать вопрос