Влияние компьютера на развитие ребенка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №8 (71) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.08.2023

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Барков, А. М. Влияние компьютера на развитие ребенка / А. М. Барков, С. Г. Аскеров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 8 (71). — С. 18-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/71/3874/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье автор исследует положительное и отрицательное влияние компьютера и компьютерных технологий на развитие ребенка.

Ключевые слова: компьютерные технологии, развитие ребенка, положительное и отрицательное влияние.

Для нас, школьников, компьютер и компьютерные технологии очень важны: поиск разной информации, важной для подготовки к урокам, просмотр домашнего задания и школьных оценок, проведение дополнительных занятий, общение с друзьями и дальними родственниками. В современном мире буквально у всех есть свой собственный компьютер, которым постоянно пользуются, и это не является чем-то удивительным. Но не стоит забывать о том, что компьютеризация сильно влияет на еще не сформированного ребёнок, не только физически, но и психологически.

В данной проектной работе я планирую осветить одну из особо важных в наше время проблем — проблему влияния компьютера на жизнь ребенка. На уроках обществознания мы не раз касались данной темы и мне стало интересно разобраться в ней детально самому. Я собираюсь провести исследование, а именно опрос учащихся и их родителей по данной теме.

Актуальность. В наше время необходимо и очень важно знать, и понимать, каким образом компьютер и смартфон могут влиять на здоровье ребенка, на его психику и развитие. Компьютер, конечно, облегчает нам жизнь, но не стоит забывать о том, что дети попадают под сильное влияние гаджетов. Компьютер может стать причиной того, что живое общение отойдёт на второй план, а его заменит виртуальный мир.

Проблема . Приносят ли компьютерные технологии вред или же их можно назвать «помощниками» для ребенка?

Гипотеза . Невзирая на то, что появляется всё больше и больше информации о негативном влиянии на психическое и физическое здоровье ребенка, не нужно быть уверенным в том, что компьютер необходимо полностью исключить из его жизни.

Цель . Выяснить положительные и отрицательные качества компьютера. Узнать, как можно избежать пагубного влияния компьютера на жизнь ребенка.

В современном мире пользование компьютером может нести как положительные, так и отрицательные последствия. Я сам очень часто пользуюсь компьютером.

Во-первых, использую его для учебы. Например, во время пандемии компьютер мне очень помог, я не упустил ничего важного, а, наоборот, получил даже больше, потому что находился дома, и у меня было больше свободного времени для усвоения той или иной информации. Во-вторых, я могу быть всегда на связи, если заболел или на улице плохая погода, всегда могу связаться со своими друзьями и близкими.

К сожалению, не всё бывает так хорошо. Моё зрение стало гораздо хуже, чем несколько лет назад. У меня так называемый «компьютерный зрительный синдром». Такая проблема у более чем одного миллиона граждан России. У меня, например, близорукость, а точнее миопия.

Но зрение — это только лишь одна из проблем со здоровьем. Не стоит забывать про заболевания позвоночника. Ведь именно такие проблемы начинаются с детства. У многих детей сколиоз и боковое искрение позвоночника, потому что они не сидят за компьютером ровно, не держат спину, а располагаются так, как им удобно. К тому же они пренебрегают советами взрослых делать перерывы во время работы за компьютером и проводить небольшую зарядку. Ещё после долгого использование компьютера у детей возникают сильные головные боли, которые перерастают в мигрень. С такой проблемой сталкиваются многие мои друзья и я в том числе. В дополнении хочется сказать, что ближе к вечеру ребёнок становится возбужденным или даже агрессивным после многочасового использования компьютера, что приводит к плохому сну.

Ребёнок очень часто не обращает внимания на время, которое он проводит за компьютером, и может просидеть в нём очень долго. Виртуальный мир настолько захватывает своим многообразием, что для реальности отводится как можно меньше времени. Если данное занятие не контролируется родителями, их ребёнок может начать врать о том, как долго он просидел за монитором, что подрывает доверительные отношения в семье.

Стоит принять во внимание и положительные аспекты. На данный момент разрабатываются интернет-программы, которые учитывают детские способности, интересы и потребности развития для каждой возрастной группы. Эти программы подходят для обучения и развития детей. У категории детей 3–4 лет еще плохо развита ловкость и моторика рук, поэтому пишутся программы, в которых наглядно показано, как, например, собрать пирамидку, вырезать сердечко и прочее. В 5–7 лет у ребенка развиваются такие способности как внимание, мышление, воображение, и их главное деятельностью, как мы знаем из курса обществознания, является игра. Для этого возраста создаются программы, в которых можно что-то построить, раскрасить или собрать пазл. Ближе к 8–9 годам выстраивается определенная модель поведения и способы решения трудных задач и головоломок. Для этого возраста подойдут различные игры-стратегии, навигация по карте или что-то более сложное [1, c. 498].

В дополнение к вышесказанному хотелось бы упомянуть детей с различными заболеваниями. Для таких детей компьютер может стать самым лучшим способом общения, получения информации и времяпрепровождения. Но нужно понимать, что при постоянном взаимодействии с компьютером ребенок может стать от него полностью зависимым, поэтому нужно всегда предлагать такому ребенку альтернативные возможности коммуникации со сверстниками, обучения, получения информации и досуга. Если этого не делать, то ребенок может отвергнуть эту альтернативу и вообще замкнуться в себе при отсутствии компьютера.

Хочется также отметить влияние компьютера на психическое здоровье ребенка. Примерами негативного последствия злоупотребления компьютером являются:

– детская агрессивность и жестокость.

– неправильное восприятие мира.

– трудности в общении со сверстниками.

У детей повышается агрессивность, склонность к насилию при присутствии в их жизни таких агрессивных игр, как «Counter-Strike», «Call of Duty» и других, ухудшается способность к фантазии и снижается память. В России было проведено исследование с помощью рисунков на предмет фантазии у двух категорий детей. Первая категория — это дети, которые проводили мало времени за компьютером. Вторая категория — дети, которые днями просиживали возле монитора. В рисунках таких детей прослеживалось беспокойство, страх и агрессия. Ребята, относившиеся ко второй категории испытуемых, не видели мир красочным, они рисовали мертвецов, оружие, картины были выполнены в серый тонах. Первая же категория детей рисовала природу, солнце, животных и использовала яркие краски. В этом же исследовании было выявлено, что у тех, кто относится ко второй группе испытуемых, стала проявляться безответственность, дети чувствовали себя отстранёнными от семьи и близких друзей. Это произошло из-за того, что всё свободное время ребенок проводил в виртуальной реальности [2, c. 135].

Во все времена многим детям и подросткам было сложно найти общий язык со сверстниками. Сейчас эта ситуация становится только хуже. Многие просто перестают проявлять какой-либо интерес к общению и не делают никаких попыток для этого. Такие дети с головой уходят в виртуальный мир и сутками проводят время именно там, не имея связи с реальностью. В добавок к этому общение на просторах социальных сетей и мессенджеров происходит с учётом анонимности, где ребёнок или подросток попросту может преставиться совсем другим человек. В свою очередь, это может ему только навредить, ведь он не принимает себя таким, какой он есть, а скрывается «под маской». Это может привести к очень серьезным психическим последствиям. К тому же в случае такого общения вырабатывается недоверие к своим собеседникам, ведь и за их красивыми аватарками и подбадривающими словами может скрываться человек, который не желает ребёнку добра, а, возможно, добивающийся своих определённых целей.

Всё чаще и чаще наблюдается игровая зависимость у детей. Сначала всё начинается очень невинно. Ему начинает нравится «имитация исполнения свей мечты», ребёнок уже играет не от случая к случаю, а старается чаще окунуться в мир по ту сторону монитора. Затем игра становится потребностью, систематическим занятием. Если ребёнок не получает доступа к компьютеру для удовлетворения своих желаний, он может стать агрессивным.

Далее ребёнку хочется еще больше времени проводить в виртуальном мире. Он начинает отдаляться от общества и близких друзей. Игра для таких детей словно наркотик, то есть она переходит на более высокий уровень — на уровень базовых потребностей человека. Также посещение каких-либо сайтов уже не является средством получения информации, а представляет собой какую-то механическую деятельность.

Для подростков их виртуальный образ — неотъемлемая часть личности. Ребёнок, которого исключают из онлайн-жизни, переживает всё так, будто это происходит в реальности. Поэтому они настолько близко к сердцу воспринимают случаи, когда в сети кто-то посягает на их жизнь, личность и интересы. С развитием общения в Интернете дети и подростки всё чаще начали сталкиваются с кибербуллингом.

Кибербуллинг — это травля в цифровом пространстве, то есть в Интернете. Это могут быть оскорбления и злые шутки в сообщениях или в комментариях, публикация личной информации (например, вашего адреса, номера телефона, фотографий), посты с угрозами. Согласно исследованию сервиса VK, с агрессией в социальных сетях сталкивались хотя бы раз около 60 % россиян. Целью кибербуллинга являет ухудшение эмоционального состояние ребёнка и разрушение его социальных отношений в обществе.

Ещё нужно понимать, что кибербуллинг отличается от обычного буллинга тем, что обычный буллинг происходит в каком-то определенном месте. Это может школа или спортивный зал, где обидчик встречается со своей «жертвой» лицом к лицу. Кибербуллинг происходит везде, потому что те или иные действия происходят в сети Интернет. Стоит упомянуть, что за кибербуллингом наблюдает большое количество зрителей. В обычном же буллинге свидетелями издевательств могут стать лишь некоторые люди. К тому же кибербуллинге присутствует анонимность, из-за чего нельзя сказать наверняка, кто является инициатором такого поведения в сторону ребёнка.

С каким же проявлением кибербуллинга могут столкнуться дети в сети?

Итак, первое — троллинг. Троллинг — это такие сообщения-провокаторы, которыми пытаются вызвать негативные эмоции. Часто интернет-тролли не зацикливаются долго на одном человеке, а меняют объект своего внимания, но, тем не менее, любая насмешка в свою сторону воспринимается подростком очень остро, поэтому троллинг может принести определённый моральный дискомфорт. Второе — хейтинг. Это агрессивная и безосновательная критика. В отличие от критика, который каждому своему слову может дать логическое объяснение, хейтер будет безостановочно сыпать различными логичными только для него аргументами, имея перед собой цель выплеснуть накопленный негатив на своего собеседника. Подростки уязвимы перед хейтом, так как не всегда могут рационально подумать, действительно ли правдивы комментарии в их сторону, и вступают в диалог, который заранее будет проигрышным. Именно поэтому хейтеры выбирают себе в «жертву», как правило, детей, которые ещё не способны здраво оценивать ситуацию и стремятся доказать свою правоту. Третье — киберсталкинг. Им называют чрезмерное преследование с целью запугивания. Очень часто оно сопряжено с угрозами различного характера и сбором данных о потенциальной жертве. Это самый жестокий вид кибербуллинга, так как люди, промышляющие слежкой за другим человеком, редко сами оставляют его в покое. Часто киберсталкинг выходит из социальных сетей и начинается уже в реальном мире [3, c. 86,87].

Кибербуллинг, я считаю, намного опаснее обычного потому, что он не прекращается ни на минуту, пока ребёнок находится в сети, так как у детей есть постоянный доступ к Интернету. Причиной может стать абсолютно любой повод, например, детское фото с любимой собакой, на которой мальчик или девочка одеты в какие-нибудь смешные ботинки, или какой-нибудь пост, который другим может показаться глупым и смешным. Также дети могут додумать или дорисовать какую-либо нелепость к фото и начать это транслировать, тем самым обижая «свою жертву».

Агрессором в данных ситуациях могут быть как знакомые люди, так и незнакомые.

Не стоит забывать, что психологические последствия от кибербуллинга могут быть различным у каждого ребенка. Такой вид виртуального преследования может стать причиной замкнутости, панических атак, повышенной тревожности, нарушения сна и даже суицидальных мыслей. Поэтому каждому родителю важно выстроить со своим ребёнком доверительные отношения, чтобы в случае травли в социальных сетях он поделился с ними проблемой, которую нельзя игнорировать. Нужно помнить, что от кибербуллинга никто не застрахован.

Хотелось еще бы отметить, что компьютер и компьютерные игры способны развивать и формировать мышление. По мнению ученых, «компьютерная деятельность» способна помогать в оценивании результатов своей деятельности, а также способствует появлению желания узнавать что-то новое и, конечно же, контролю над своими действиями.

Взаимодействие с компьютером учит детей и подростков преодолевать трудности. Такое взаимодействие является для подростка своеобразной психологической разрядкой после школы или каких-то проблем, связанных с его жизнью.

Такие ученные, как Г. С. Грушлевская и И. В. Бурлаков, А. В. Гордеева отмечают, что компьютер может оказывать положительное влияние на познавательное развитие ребенка и подростка и его невербального интеллекта [4, c. 15].

Взаимодействие с компьютером развивает и стимулирует индивидуальную деятельность и творческий потенциал детей, также являясь замечательным средством, которое объединяет подростков и позволяет найди единомышленников и верных друзей. При таком взаимодействии ребёнок приобретает высокие знания и поднимается на уровень выше в мышлении индивидуально и самостоятельно, без помощи посторонних, учится решать игровые проблемы, которые усложняются от уровня к уровню.

Однако хотелось бы выразить свое мнение на этот положительный аспект компьютера и компьютерных игр. На мой взгляд, это «мнение» подходит только детям дошкольного возраста и подросткам, которые всё еще находятся под пристальным контролем родителей и у них начинает создаваться собственное мнение. Мы все знаем такое понятие, как «запретный плод», который всегда сладок. Исходя из этого можно сказать, что ребенку всё равно захочется узнать что-то помимо школьной программы и развивающих приложений и игр, и он будет в тайне от родителей удовлетворять такое своё желание, которое может быть не всегда полезным.

К тому же не стоит забывать про зависимость, которая может возникнуть в любой момент. Проведя соответственные исследования, учёные пришли к выводу, что те дети, которые играют и проводят время за компьютером, имеют дополнительную возможность для когнитивного развития и подготовки к школе, нежели те, у кого отсутствует допуск к компьютеру.

Мною был проведем опрос, на тему «Влияние компьютера на развитие ребенка».

Результаты опроса учащихся:

Изображение

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 2. Если я не могу воспользоваться гаджетом, начинаю нервничать, злиться, долго не могу успокоиться и заняться чем-то другим. Количество ответов: 18 ответов.

Изображение

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 4. Не знаю, чем заняться без гаджетов, все скучно и неинтересно. Количество ответов: 18 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 9. Вру родителям - приуменьшаю количество времени, которое провожу с гаджетами. Количество ответов: 18 ответов. Изображение Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 6. Идеальный выходной для меня - целый день провести с гаджетом, не отвлекаясь ни на что. Количество ответов: 18 ответов. Изображение

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 8. Я лучше поиграю в компьютер или смартфон, чем пойду гулять на улицу. Количество ответов: 18 ответов.

Результаты опроса родителей:

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 1. Как часто ваш ребенок играет за компьютером?. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 2. Сколько времени он тратит на компьютерные игры ежедневно?. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 3. Кто выключает компьютер ребенка?. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 4. Когда у вашего ребенка появляется свободное от занятий время, он.
. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 5. Прогуливал ли ваш ребенок детский сад или другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть за компьютером?. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 6. Делится ли ребенок впечатлениями о какой-либо компьютерной игре с

вами?. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 7. Какую роль в жизни ребенка играет компьютер?
. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 8. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?. Количество ответов: 24 ответа.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: 9. Ребенок часто трет и чешет глаза, особенно после времени, проведенного с гаджетом или за мультфильмами. Количество ответов: 24 ответа.

По данным нашего исследования, мы можем сделать вывод, что все учащиеся имеют низкий уровень зависимости от гаджетов, потому что для них компьютер по большей части является источником информации и не является приоритетным досугом. Они не ставят пользование компьютером на первое место. Учащиеся могут себя занять чем-то иным, если у них нет доступа к электронному устройству. Также физическое состояние у них в норме, так как они соблюдают режим времени пользования ПК. В дополнении хотелось бы сказать, что и у учащихся, и у их родителей доверительные отношения, потому что они не преуменьшают время нахождения за компьютером и иными гаджетами, а также делятся с родителями впечатлениями об играх и информации, которую им удалось найти в сети Интернет.

С одной стороны, по данному исследования мы приходим к выводу о том, что родители по большей части правильно выстроили взаимодействие ребёнка с компьютером, то есть, они достаточно времени уделяют разговорам с детьми по поводу вреда здоровью из-за долгого пользования компьютером или иными гаджетами.

С другой стороны, четверть учащихся после выполнения своих домашних и учебных дел или в период, когда им попросту нечем заняться, могут проводить свободное время за компьютером. От себя хотелось бы посоветовать родителям таких детей заинтересовать их чем-либо, приближенным к компьютерным технологиям, например, радиоэлектроникой, робототехникой или программированием.

Родителям не стоит забывать о том, что компьютер и иные гаджет в современном мире занимают особую роль в жизни ребенка, поэтому нельзя полностью исключать их из жизни учащихся, потому что это может привести к не очень хорошим последствиям.

Я пришел к выводу, что использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Но, самое главное, как мне кажется, это то, что не нужно забывать о том, что во всём должен быть контроль, и всегда нужно давать себе отчёт в любой деятельности.

Для меня самое трудное оказалось искать в нужных интернет-источниках подходящую для меня информацию, потому что на данный момент уже написано очень много работ по этой теме. Было вполне ожидаемо, что все работы будут посвящены отрицательному влиянию, но всё же мне удалось найти несколько источников, которые описывают положительные стороны использования компьютера.

Данная работа — мой первый исследовательский опыт. Мне всегда было изучать интересно взаимодействия с компьютером, но только в сфере программирования, но в этом году я решил открыть для себя другую стороны такого взаимодействия, а именно влияние компьютерных технологий и игр на формирование человека как личности. Было увлекательно погрузиться в этот обширный исследовательский мир. Также достаточно интересным опытом было создание опросов и общение со сверстниками по моей теме. Для себя я узнал, что родители всех моих друзей и одноклассников уделяют достаточно времени для объяснения негативных и положительных сторон использования компьютера своим детям.

В проведённом исследовании мне не удалось отразить отношение родителей на негативное влияние компьютеров и смартфонов на их детей. Пользование Интернетом и различными социальными сетями никак не влияет на отношение между взрослыми и их детьми в том случае, если до знакомства ребёнка с виртуальным миром в семье были выстроены крепкие доверительные отношения.

По-моему мнению, моя работа была бы интересна для разработчиков различных интерактивных программ для подростков, а не только для детей дошкольного возраста. В ходе моего исследования я выяснил, что в открытом доступе существует большое количество приложений для детей, но не для подростков. К моему огромному сожалению, я не нашел такого рода программ, поэтому, я бы очень хотел, чтобы разрабатывали различные интерактивные программы для подростков. Ведь им бывает нечем заняться после своих обязательный дел, и подростки проводят достаточное количество времени за просмотрами роликов развлекательного характера, но не познавательного.

Что касается меня, я бы хотел выяснить, какие программы заинтересовали бы моих сверстников для досуга или образования, потому что те программы, которые существуют, на мой взгляд, одинаковые.

Ещё хотелось бы добавить, что ребенок, который с детства ориентируется в работе с компьютером, в дальнейшей жизни чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при несоблюдении режима данное электронное устройство превращается из друга во врага. Собственный компьютер — это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Но на то, как именно будет происходить это формирование, должны повлиять родители, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми.

Компьютер был создан для того, чтобы помочь человеку в выполнении какой-либо работы. Поэтому для взрослого человека ПК представляет собой помощника, в то время как для молодых людей и детей компьютер — источник развлечения, который может перейти в Интернет-зависимость. По мере её усиления, у молодого человека уменьшается количество друзей в реальности.

Зависимость молодежи и детей от Интернета несет серьёзную угрозу для психологического и физического здоровья человека. Негативное влияние современных технологий на жизнь современного человека вполне очевидно. Важно отслеживать свое времяпровождение за компьютером, чтобы не стать «заложником» Интернет-технологий. Нужно научиться жить без них, а пользоваться современными девайсами только в случае крайней необходимости.

Литература:

  1. Маслова, Ю. В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков / Ю. В. Маслова. — Текст: электронный//cyberleninka: [сайт].— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnye-i-negativnye-aspekty-ispolzovaniya-kompyuternyh-tehnologiy-u-detey-i-podrostkov/viewer (дата обращения: 12.07.2023).
  1. Петрова, Е. И. Дети и компьютер / Е. И. Петрова. — Текст: электронный //cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-kompyuter/viewer (дата обращения: 12.07.2023).
  1. Тиркашева, Г. М. Кибербуллинг среди детей: понятие, современные формы и защитные механизмы / Г. М. Тиркашева. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-sredi-detey-ponyatie-sovremennye-formy-i-zaschitnye-mehanizmy/viewer (дата обращения: 12.07.2023).
  2. Деева О положительном влиянии компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста / Деева. — Текст: электронный // sciup: [сайт]. — URL: https://sciup.org/pozitivnye-i-negativnye-aspekty-ispolzovanija-kompjuternyh-tehnologij-u-detej-i-14062522 (дата обращения: 12.07.2023)


Ключевые слова

компьютерные технологии, развитие ребенка, положительное и отрицательное влияние
Задать вопрос