Проблема социального сиротства в произведении Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (71) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.07.2023

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Гамалей, С. А. Проблема социального сиротства в произведении Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками» / С. А. Гамалей, И. Л. Короткова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 8 (71). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/71/3873/ (дата обращения: 02.05.2024).



Что вы представляете, услышав слово «сирота»? Становится ли вам жалко детей, оставшихся без родителей? Известно ли вам такое понятие как социальное сиротство?

Социальное сиротство — постоянная, не теряющая своей актуальности проблема. Если ребёнок остаётся без родителей по причине лишения их родительских прав, либо если родитель не может работать ввиду болезни или умирает, а также по другим причинам. А ещё социальный сирота — это несовершеннолетний ребёнок, имеющий биологических родителей, но они по каким-то причинам не обеспечивают его. Ошибочным можно считать утверждение, что социальное сиротство — локальная проблема. Сиротство не может быть проблемой одной определённой территории. Это насущный вопрос для любого государства. Социальное сиротство не имеет национальности.

Рассмотрим некоторые примеры из зарубежной практики.

В Германии широко распространены специализированные дневные учреждения для детей лечебно-профилактического типа. В данном случае речь идет об организациях, пребывание детей в которых предусмотрено ежедневно с 8 до 17 часов. Особенность данных учреждений заключается в том, что с их помощью формируются и успешно работают специальные целевые группы детей, которые своим поведением и своей психической конституцией заостряют на себе внимание и нуждаются в активной лечебно-педагогической и терапевтической помощи. Вместе с тем подобного рода заведения могут осуществлять работу непосредственно с самими родителями. Это происходит с помощью консультаций, терапии и, если этого требует ситуация, вмешательства. Последнее актуально для случаев, когда в семье наблюдается кризис. В группах размещаются порядка 6–8 человек, с которыми работают два педагога и вместе с ними работает общая квалификационная служба дипломированных специалистов. Данные специалисты осуществляют работу с детьми и их родителями, а также могут сотрудничать с образовательными учреждениями, в которых обучаются дети. [7]

В Беларуси, близкой во всех отношениях к России, также проводится работа с неблагополучными семьями. При поступлении информации о какой-нибудь неблагополучной семье, социальными службами принимаются меры и ведётся расследование. В роли информаторов могут выступать органы внутренних дел, медицинские учреждения, а также работники школы, в том числе классные руководители, и другие ведомства. В процессе работы с такими семьями собираются документы, которые потом направляются родителям. Эти документы содержат информацию о выполнении родителями своих обязанностей, о привлечении их к ответственности, об их поведении на работе и т. д. Важно отметить, что деление на типы чаще всего связано с характером семьи, а не с ее составом или материальным благополучием. На учет становятся те дети, чьи опекуны не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (еда, одежда, здоровье и т. д.). Также особое внимание уделяется гражданам, ведущим аморальный образ жизни и не следящим за своими детьми, что приводит к правонарушениям. В специальных воспитательных школах могут состоять 8 семей, из которых 12 воспитанников обучаются в школе. Необходимые расследования проходят каждую неделю, составляются акты посещаемости. Семья снимается с учёта, если они прошли все запланированные мероприятия и это привело к улучшению отношений в семье. На семью могут обратить внимание, если ребенок резко изменился в характере или стал выглядеть неподобающим образом. Употребление алкоголя ребенком — также тревожный сигнал. В том случае, если отношения ребенка и родителей очень плохие, то проводятся специальные консультации, идёт направление в центр психологической помощи. [6]

Как видно, проблема социального сиротства и неблагополучия в семье очень важна как в европейских странах, так и на постсоветском пространстве.

Проблема социального сиротства в работах различных авторов может рассматриваться по-разному. Например, Д. Н. Мазур, автор журнала «Молодой учёный», описывает этот феномен как симптом, который наглядно демонстрирует проблемы в социально-экономической сфере и определённые недостатки в культурном и нравственном развитии людей, а также разрушению семьи как важнейшего образования. [5] Вместе с тем Ю. А. Володина рассматривает социальное сиротство как одну из серьёзнейших проблем современного общества. [4, с. 15]

В России понятие социального сиротства официально закреплено специальным документом. Так, Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 определяет социальное сиротство как «социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими». [3] Но сегодня это понятие гораздо шире. Социальное сиротство может возникать и при живых родителях, которые не лишены родительских прав и не пропали без вести.

Примеры социального сиротства можно встретить и в произведениях различных классиков. Так, к примеру, в произведении Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками» можно отчётливо увидеть печальный пример социального сиротства. Девочка не смогла продать спички по велению отца. Она не может вернуться домой, потому что знает, что отец будет её избивать. Героиня начинает жечь спички, чтобы согреться, потому что она озябла, была без обуви и с непокрытой головой. К несчастью, она замерзает насмерть и улетает на небеса с духом умершей бабушки, которая при жизни была единственным человеком, любившим её.

Что мы видим из этой истории: плохо одетый ребёнок, замёрзший и оголодавший, боится возвращаться домой, потому что там её ждёт жестокое обращение, насилие. Таким образом, «Девочка со спичками» — наглядный пример социального сиротства, а сама девочка — социальная сирота.

Если детально углубляться в произведение, то ответом на вопрос «почему ребенок оказался на улице?» будет: «…домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьет ее!». Что мы видим здесь? Отец — пример неблагополучного родителя. Мало того, что он не может обеспечить ребенка необходимым минимумом (одеждой, едой, достойным жильем), он сваливает на нее ответственность за зарабатывание денег. Страх отцовской жестокости превыше страха замерзнуть и умереть на улице. Если бы хоть кто-то купил у неё спичек, она смогла бы вернуться домой. Никто её не замечал, потому что в канун Нового года все готовятся к празднику. Никому не было дела до маленькой девочки. Её не замечали: «…когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет». Её начали жалеть только когда она умерла, утром, холодным, зимним утром: «В холодный утренний час... — Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди». В то время вряд ли было понимание «защиты детства»: богатый человек видел в обычном человеке нищего и презирал его.

Люди довольно эгоистичны. Они ничего не видят, кроме себя и своих нужд. Несмотря на то, что Андерсен — датчанин, затронутая им проблема социального сиротства не знает границ. Возможно, если бы в его время применялся опыт, к примеру, той же Германии, то у населения воспитывалась бы социальная ответственность. Возможно, тогда бы мимо беды «девочки со спичками» не проходили бы толпы людей.

Таким образом, произведение «Девочка со спичками» задумывалось как история о важности милосердия, сострадания и добра. Но автор, случайно или нет, затронул тему социального сиротства, которая так важна для общества. Сегодня у девочки был бы шанс спастись, потому что за неё взялось бы государство. Она бы оказалась в детском доме, где её бы приютили и обеспечили необходимыми вещами. И дело не только в приютах. В России сегодня существует множество мер по предупреждению социального сиротства или работе с уже существующими его проявлениями.

Даже в приёмных семьях могут возникать проблемы. Поэтому если родителей что-то беспокоит, они могут обратиться к психологу, который поможет разобрать все нюансы и проблемы. [8]

Также проблему социального сиротства может решить социальный педагог. Социальный педагог — это специалист, работающий с детьми, имеющими психические отклонения, нарушающими принятые социумом нормы поведения, занимающимися правонарушениями и т. д. Данная профессия совмещает в себе педагогическую деятельность с оказанием психологической помощи проблемным детям. [2]

Сегодня в нашей стране действует Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги по профилактике социального сиротства детей» [1], а это значит, что у каждой истории «Девочки со спичками» есть шанс на другой финал.

Литература:

  1. Приказ Росстандарта от 23.03.2021 N 156-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638) // Российская газета, N 237, 20.10.2010.
  3. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации») // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Володина, Ю. А. Психология социального сиротства. — М.: Юрайт, 2023. — 184 с.
  5. Мазур, Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе / Д. Н. Мазур. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 227–229. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56592/ (дата обращения: 28.06.2023).
  6. Заботятся о них в учреждениях образования. Как работают с неблагополучными семьями в Беларуси? — Электронный ресурс. — URL: https://ctv.by/zabotyatsya-o-nih-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-kak-rabotayut-s-neblagopoluchnymi-semyami-v-belarusi (дата обращения: 07.07.2023).
  7. Зарубежный опыт социальной работы с детьми и их семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. — Электронный ресурс. — URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/18674/1/srrs_2014_32.pdf (дата обращения: 07.07.2023).
  8. Как службы сопровождения помогают приемным семьям справиться с трудностями. — Электронный ресурс. — URL: https://dszn.ru/press-center/news/8052 (дата обращения: 07.07.2023).


Задать вопрос