Разработка игры для усвоения навыков оказания первой помощи | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности

Опубликовано в Юный учёный №7 (70) июль 2023 г.

Дата публикации: 02.07.2023

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Николаева, Т. Н. Разработка игры для усвоения навыков оказания первой помощи / Т. Н. Николаева, Е. С. Булычева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 7 (70). — С. 72-76. — URL: https://moluch.ru/young/archive/70/3863/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор говорит о необходимости проведения уроков по оказанию первой помощи в начальной школе и возможности усвоения необходимых навыков с помощью игры.

Ключевые слова: школьники, первая помощь, игра.

В современной системе образования большое внимание уделяется вопросу социализации школьников, как процессу формирования личности и получения навыков для полноценной жизни в обществе. Помимо принятия духовно-нравственных, социально-культурных ценностей своей страны, трудовой деятельности, активной гражданской позиции, большую роль играет ведение здорового и безопасного образа жизни.

С первого класса детям говорят о безопасности на дороге и в общественных местах, о том, как вести себя при пожаре или нападении. Однако детей не учат тому, как правильно оказать посильную первую помощь себе или близкому человеку. Конечно, в школе присутствует медицинский работник и учителя, которые всегда помогут, но с первого класса многие дети остаются дома одни и ходят на прогулку или на внешкольные занятия без сопровождения взрослых. В это время может случиться непредвиденная ситуация и без определенных знаний и навыков ребенок может растеряться.

По моему мнению, для формирования такого важного социального навыка, как безопасность жизни, в школе необходимо проводить уроки оказания первой помощи.

Для подтверждения своей точки зрения я провела опрос. Опрос был проведен методом анкетирования и охватывал 60 человек (по 20 человек трех возрастных категорий 8–11 лет, 13–17 лет и старше 25 лет).

Как показывают результаты, более 60 % всех опрошенных считают необходимым проведение уроков по оказанию первой помощи в школе. Более того, 25 % опрошенных взрослых узнали способы оказания первой помощи именно в школе, а 75 % опрошенных взрослых прошли специальное обучение на работе, что говорит о том, что умение правильно оказывать посильную первую помощь является важным жизненным навыком, которому необходимо уделять большое внимание.

Также результаты показывают, что все опрошенные умеют справляться с легкими бытовыми травмами (порезы, ушибы, ожоги), основной источник получения навыков помощи — семья. Часть опрошенных, могут оказать первую помощь в более серьезных ситуациях. В основном этими знаниями владеют те, кто прошел специальное обучение и кому помощь оказывали врачи.

Проведенный опрос подтвердил мою точку зрения о необходимости проведения уроков по оказанию первой помощи в школе. Целевой аудиторией проведения таких уроков в рамках моей работы являются ученики начальной школы. Во-первых, в этом возрасте дети впервые остаются дома и на улице без присмотра взрослых. Во-вторых, дети с удовольствием играют в игры и эмоционально воспримут ход урока. В-третьих, полученные знания и навыки, останутся в памяти надолго, придадут уверенности в себе и послужат базой для развития личности.

Итак, целью моей научной работы являлась разработка игры для усвоения навыков оказания первой помощи.

Работа над разработкой игры состояла из нескольких этапов.

  1. На первом этапе работы я проанализировала, какие непредвиденные ситуации могут возникнуть, когда ребенок находится без взрослых.

Я выделила варианты местонахождения ребенка (дом, улица), возможные ситуации (падение, потеря сознания, неосторожное обращение с горячими и острыми предметами и т. д.) и возможные травмы (перелом, ушиб, порез, ожог, кровотечение и т. д.). В результате я сформировала Таблицу возможных ситуаций и травм (Таблица 1).

Таблица 1

Таблица возможных ситуаций и травм

Место нахождения

Непредвиденная ситуация и травма

Дом

Неосторожное обращение с острыми предметами

Порез

Неосторожное обращение с горячими предметами

Ожог

Падение, столкновение

Ушиб

Перелом

Ссадина

Потеря сознания

Носовое кровотечение

Отравление

Попадание инородного тела в дыхательные пути

Улица

Падение, столкновение

Ушиб

Перелом

Ссадина

Потеря сознания

Воздействие высоких и низких температур

Тепловой удар

Обморожение

  1. На втором этапе работы для каждой ситуации я изучила способы оказания первой помощи себе и другому человеку с использованием подручных материалов. Источником знаний послужили учебники и официальные документы по оказанию первой помощи [1, 2, 3]. При изучении материала особое внимание уделялось тому, что может сделать ребенок в соответствии со своими физическими возможностями и уровнем понимания происходящего. Во многих ситуациях единственное, что может сделать ребенок — вызвать скорую помощь.
  2. Затем на основе полученных знаний я разработала блок-схему, которая позволяет с помощью простых ответов «Да» и «Нет». Блок-схема разработана с учетом детского восприятия и понимания того, что конкретно дети могут сделать в той или иной ситуации. В большинстве случаев я указала необходимость позвонить родителям или вызвать скорую помощь, при этом рассказав, что необходимо сделать до их приезда, чтобы стабилизировать ситуацию. Разработанная блок-схема также служит опорным материалом при проведении урока по оказанию первой помощи (рис. 1).

Блок-схема действий в непредвиденной ситуации

Блок-схема действий в непредвиденной ситуации

Рис. 1. Блок-схема действий в непредвиденной ситуации


  1. Далее были продуманы сценарий и правила игры, созданы игровые карточки.

Суть игры: игра разработана как карточная игра с физическим отыгрыванием предложенной ситуации. Цель игры: правильно оказать первую помощь и заработать как можно больше очков.

Игровой материал: игровые карточки трех цветов в зависимости от сложности действий при оказании первой помощи в предлагаемых игровых ситуациях (зеленый — легкий уровень, желтый — средний, красный — сложный). За правильность действий присуждаются очки (зеленый уровень — одно очко, желтый уровень — два очка, красный — три очка).

Реквизит для проведения игры: туристический коврик, шарф/платок/бандана, полотенце, бутылка воды, бинт, вата/салфетки, йод, перекись водорода, красная ткань.

Ход игры: для прохождения игры класс делится на три команды (по рядам парт). Для каждой команды можно придумать название. Подсчет набранных очков ведется ведущим игры на доске. Максимальное количество очков в игре — восемь.

В начале игры ведущий случайным образом формирует для каждой команды набор карточек: по одной красного и желтого цветов, по три зеленого цвета. Игроки каждой команды по очереди выходят по два человека и тянут карту из своей колоды. Один из игроков должен изобразить заданную карточкой ситуацию, а второй игрок — оказать ему первую помощь или озвучить правильные действия. Ведущий игры оценивает правильность действий игроков и присуждает очки. В случае небольших ошибок в сложном (красном) уровне очки могут быть присуждены частично.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Следующим этапом стало проведение урока по оказанию первой помощи и апробация игры.

Урок по оказанию первой помощи был проведен для учеников третьего класса моей школы. В начале урока на основе блок-схемы я рассказала о приемах оказания первой помощи, с практической отработкой детьми необходимых навыков.

Во второй части урока была проведена игра, в которой активно приняли участие все дети. Детям понравился проведенный урок и игра, все хотели выступить в роли «спасателя». Подведение итогов урока показало, что дети не были напуганы предложенными непредвиденными ситуациями и принимали новые навыки серьезно.

Как показал проведенный урок, дети активно и эмоционально правильно воспринимают новые знания об оказании первой помощи, что, несомненно, послужит базой для дальнейшего расширения полученных знаний и навыков и поможет им не растеряться в непредвиденной ситуации в будущем.

На мой взгляд, периодическое проведение уроков и игр по оказанию первой помощи позволит закрепить и довести до автоматизма алгоритмы действий, что, несомненно, в будущем придаст уверенности в своих силах и позволит не растеряться в сложной ситуации.

Литература:

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 477н (в ред. Приказа Минздрава РФ от 07.11.2012 № 586н) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», https://normativ.kontur.ru;
  2. Дежурный, Л.И., Миннуллин, И. П. Первая помощь и медицинские знания / Л. И. Дежурный, И. П. Миннуллин: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 256 с.
  3. Миннуллин, И. П. Основы оказания первой помощи / И. П. Миннуллин: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 132 с.


Ключевые слова

игра, школьники, первая помощь
Задать вопрос