Основы подготовки к олимпиаде по английскому языку | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №7 (70) июль 2023 г.

Дата публикации: 16.06.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Гилязов, Р. М. Основы подготовки к олимпиаде по английскому языку / Р. М. Гилязов, Э. Г. Галимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 7 (70). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/young/archive/70/3855/ (дата обращения: 06.05.2024).



Основные рекомендации

Как и любой другой язык, невозможно знать английский полностью: всегда есть, чему учиться. Необходимо учиться английскому не только в школе, но и в повседневной жизни.

Английский язык легче всего учить, когда человек находится в англоязычной среде, часто использует его в жизни. Можно сказать, что человек отлично знает английский язык, когда он способен мыслить на английском, понимать смысл английских слов без необходимости перевода и находить значение неизвестных ему слов по контексту.

Для изучения языка можно также использовать специальные приложения (например, Duolingo). Такие приложения очень полезны в изучении языка, увеличении словарного запаса, однако являются вспомогательными и не способны полностью заменить обучение по учебным пособиям.

Интернет

Большая часть Интернета на английском языке. Английский язык открывает человеку доступ в целый виртуальный мир информации, игр и общения. Возможность поиска информации на английском языке открывает доступ к многочисленным деталям английского языка, а также к различным научным источникам.

Интернет даёт возможность общения с миллионами носителей языка в реальном времени без покидания страны. Интернет позволяет изучать язык в различных сферах общения (разговорных, научных, технических и др.), интересующих человека, тем самым, вызывая интерес к изучению языка.

Интернет — самый простой способ найти носителей языка. Их можно найти, например, на англоязычном сервере компьютерной игры, сайте общения, форуме, сообществе и т. п.

Олимпиады

Участие в олимпиадах различного уровня дает возможность расширить кругозор и сформировать языковую картину мира, глубже понимать реалии стран изучаемого языка, обычаи и менталитет народов. За несколько лет плодотворного труда и результативного участия во Всероссийской олимпиаде школьников муниципального и регионального уровней сформировано понимание того, как проводить эту работу.

Лексика/грамматика

Тип задания

Особенности

Приставки/ суффиксы

Образование других форм слова при помощи добавления приставок или суффиксов. Для решения этого задания требуется выучить различные приставки и суффиксы, а также их значения

Анаграммы

Образование слова путём перестановки букв. Обычно нужно переставить несколько букв или последовательностей букв:

PITIO E N T S -> P ET ITIONS

TSI TRANION -> TRAN SIT ION

PPON OST E -> P OST PONE

Транскрипции

В транскрипциях каждая буква обозначает один определённый звук:

i: — sheep

ɪ — ship

ʊ — put

u: — moon

e — bed

ə — the

ɜ: — bird

ɔ: — door

æ — cat

ʌ — up

a: — far

əʊ — no

aʊ — now

aɪ — by

eɪ — say

ɔɪ — boy

ɪə — ear

eə — air

ʊə — sure

ʃ — shop

tʃ — itch

ʒ — vision

dʒ — jade

ŋ — sing

θ — think

ð — the

j — yes

Подстановка слов из таблицы

Подставляем слова из таблицы, которые подходят по смыслу и грамматике в предложении (должно подходить лишь одно слово; остальные либо не подходят по смыслу, либо уже использованы)

Подстановка слов

Подбираем слово, подходящее по смыслу и грамматике. Обычно пропущены простые слова — части грамматических структур (for, in, on, of, that и т. д.)

Сопоставление

Совмещаем две части, наиболее подходящие по смыслу. Не следует торопиться заносить ответы, так как иногда подходят несколько частей, которые могут использоваться в других ответах

Слова с данными буквами

Подбираем слово, подходящее по смыслу и грамматике, чтобы данные буквы совпадали. Для этого задания полезно знать много синонимов и различных форм слов. Часто некоторые данные буквы относятся к суффиксам, приставкам и окончаниям разных форм слова (чаще всего это буквы в начале или конце слова)

Кроссворд

То же, что и слова с данными буквами, только ответы на вопросы совмещены между собой — каждый ответ открывает буквы другого ответа. Поэтому при затруднении в подборе слова рекомендуется переходить на другой вопрос, который может открыть больше букв этого слова

Перефразировка

Нужно перефразировать предложение, употребив определённое слово. Для этого следует заменить грамматическую структуру в предложении на другую, где используется определённое слово. Важно отметить, что при этом смысл предложения строго не должен меняться — пропущенная деталь, участвующая в роли дополнения, считается за ошибку

Замена ошибок

В тексте, разделённом на части, требуется найти ошибки. В каждой части можно найти не более 1 ошибки. По условию задания нужно либо найти лишнее слово, либо заменить одно слово на другое.

Наиболее часто лишние слова либо не требуются в грамматической структуре, либо повторяются между строками.

Замена слов осуществляется на неверных словах в грамматической структуре, либо на словах в неправильной форме

Идиомы

То же, что и сопоставление, только идиомы обычно рифмуются и звучат естественно. Также рекомендуется запомнить наиболее известные идиомы

Литература, география, история

То же, что и подстановка слов из таблицы или сопоставление, только с датами событий, именами знаменитых людей, названиями литературных произведений, названиями городов или исторических мест. Эти задания требуют обширных знаний иностранной культуры, истории и географии. Следует отметить, что эти задания имеют достаточно простое сопоставление (дата — событие, автор — название книги, место — краткое описание и т. п.), поэтому достаточно запоминать краткую информацию обо всём, не советуется излишне углубляться в детали

Чтение

В этом разделе требуется два основных навыка: поиск и запоминание информации.

True/False, True/False/Not Stated, вопросы по тексту :

Это самый простой тип заданий. Чаще всего ответы на вопросы в тексте идут в том же порядке, что и сами вопросы. Поэтому в данном задании можно поочерёдно читать вопросы и искать ответы в тексте.

Вопросы по параграфам :

Этот тип заданий имеет вид «в каком параграфе говорится о…». Для этого задания стратегия немного другая: читаем параграф и смотрим, на какие вопросы он отвечает, далее переходим к следующему параграфу.

Вставка / перестановка параграфов :

В данном задании требуется найти смысловые связи между началами и концами параграфов. Обычно в начале каждого параграфа говорится о том же, что и в конце предыдущего.

Вставка пропущенных слов :

Как и с параграфами, здесь требуется найти смысловые связи и вставлять в пропуски слова, подходящие по контексту.

Аудирование

True/False, вопросы, Speakers :

Эти задания эквивалентны заданиям True/False, вопросы по тексту, вопросы по параграфам из чтения соответственно. Единственное отличие — нет возможности несколько раз перечитывать текст, нужно найти ответы на вопросы с первого или второго (условию задания) прочтения, а также присутствует дополнительная сложность в понимании речи.

Фразы :

Это задание опирается на понимание речи. В записи присутствуют фразы, которые следует вписать в пропуски. Здесь следует лишь внимательно слушать и быстро записывать ответы.

Подстановка слов, словосочетаний или чисел :

Требуется заполнить пропуски в предложениях соответственно тому, что говорится в записи. Нужно внимательно слушать запись, так как часто в записи стараются разными способами запутать слушающего.

Последовательность событий :

Нужно поставить краткие описания событий в хронологическом порядке. Следует запомнить все описания событий и записывать их, как только они упоминаются в записи.

Интегрированное чтение и аудирование

Это задание совмещает чтение и аудирование, однако оно ничем не отличается от отдельных заданий. В этом задании сначала даётся время прочитать текст, а далее воспроизводится запись. Поэтому это задание легко разделить на две части: на черновике сначала заполняем, какие из вопросов упоминаются в тексте, далее делаем то же по записи, и наконец записываем ответы соответственно условию задания (A — в тексте и аудио, B — только в тексте, C — только в аудио, D — ни в тексте, ни в аудио). Это удобно делать таблицей:

Текст

Аудио

Ответ

1

+

+

A

2

+

-

B

3

-

+

C

4

-

-

D

Письмо

Помимо изучения структуры письма следует рассмотреть примеры писем, чтобы наглядно увидеть структуру, а также изучить различные конструкции (вводные слова и т. п.).

Легче всего писать письмо по примеру, заменяя предложения своими, чем писать их с чистого листа.

Формальность :

Для некоторых видов сочинений требуется соблюдать формальность. Это означает:

— Отсутствие разговорной речи

— Отсутствие сокращений (например, вместо I’m пишем I am)

— Использование пассивных структур (страдательные формы глаголов)

В других заданиях соблюдение формальности не требуется, но частичное её соблюдение в некоторых случаях может улучшить сочинение. В таких заданиях выбор соблюдения формальности остаётся за автором.

Вид сочинения

Формальность

Структура

Рассказ

Не требуется

Особых требований к структуре нет, поэтому автор может изменять её на своё усмотрение. Обычно идёт описание персонажей, места, далее описывается действие рассказа

Сказка

Не требуется

То же самое, что и рассказ, но с одним отличием: сказка должна содержать волшебство, нереалистичные места или персонажи (например, говорящие животные).

Часто употребляются фразы-клише (Once upon a time)

Письмо (личное)

Не требуется

  • Обращение (на отдельной строке):

Dear John,

  • Приветствие: Hello! I hope you're doing well
  • Благодарность за предыдущее письмо: Thank you for your letter
  • Ответы на вопросы: In your letter you asked me…
  • Свои вопросы, если это уместно: And what about you? What do you like?
  • Надежда на скорый ответ: I hope to hear from you soon
  • Подпись (на отдельных строках):

Best wishes,

Andrew

Обзор

Допускается

  • Вступление, о чём пишем обзор (название книги, фильма)
  • Ваше впечатление о произведении, аргументы (плюсы, минусы, что понравилось)
  • Заключение (кратко повторить, заключающие слова)

Эссе

Допускается

  • Вступление (тема эссе, вопрос по теме)
  • Аргументы (за или против)
  • Сформулировать ответ на вопрос из вступления, опираясь на аргументы
  • Комментарий на ответ (если эссе какой-то проблеме, например, предложить способы её решения)
  • Заключение

Статья

Допускается

  • Вступление (1–2 предложения, подводящие читателя к теме, вопрос по теме)
  • Основной текст, подводящий читателя к ответу на вопрос, аргументы, подтверждающие какую-либо точку зрения
  • Заключение (кратко повторить, заключающие слова)

Письмо (деловое)

Требуется

  • Обращение:

Dear Mr./Mrs. Smith,

  • Цель письма, основной текст: I am writing you to…
  • Благодарность: Thank you for your consideration / Thank you in advance.
  • Подпись:

Yours sincerely,

Andrew Ivanov

Репорт

Требуется

Репорт описывает прошедшие события.

  • Вступление (цель репорта): The aim of this report is to …
  • Доложить информацию (статистику из графика, какой-либо прогресс, описать ситуацию)
  • Подтверждающие аргументы/факты
  • Заключение (рекомендации)

Предложение

Требуется

Предложение описывает события, которые происходят в настоящее время, либо будут происходить в будущем.

  • Вступление (цель предложения): This proposal aims to…
  • Описать ситуацию, результаты опроса
  • Предложения, рекомендации
  • Заключение

Говорение

Опыт общения с иностранцами — ключевой фактор в этом этапе. Общение с носителями языка позволяет не только узнать различные речевые конструкции, используемые ими, но и тренировать свои разговорные навыки, усилить уверенность в своей речи.

Основные факторы на этом этапе: соответствие требованиям задания — уверенность и экспрессивность речи

Презентация

Собеседник 1

Собеседник 2

Время

Подготовка

Подготовка

15 минут

Презентация

Слушание презентации

2–3 минуты

Ответ на вопросы

Задавание вопросов

2–3 минуты

Слушание презентации

Презентация

2–3 минуты

Задавание вопросов

Ответ на вопросы

2–3 минуты

На олимпиадах подготовка обычно проводится в отдельной аудитории. Раздаётся лист с информацией о месте или известной личности, а также черновик и ручка для записи пометок. Требуется по данной информации подготовить презентацию (рассказать о месте или известной личности). Для соблюдения логичности и порядка изложения информации рекомендуется рассказывать её в том порядке, в котором она представлена на листе.

Следует внимательно слушать презентацию собеседника и придумать вопросы с целью получения дополнительной информации.

Переходя к вопросам, можно поблагодарить собеседника: Thank you for your presentation, it was very informative. There’s just a few things I want to ask…

Простой пример вопроса: In your presentation you briefly mentioned ___, could you tell me more about it? Не стоит задавать вопросы, ответ на который есть в презентации. Задавать вопросы о личном мнении собеседника также не рекомендуется, но допускается в случаях, когда нет более подходящих вариантов или считаете, что такой вопрос подходит.

При подготовке можно предусмотреть, какие вопросы будет задавать собеседник. Можно намеренно пропустить часть информации и кратко упомянуть её в презентации, что даёт собеседнику возможность спросить о ней.

Часто бывает, что не знаете ответа на вопрос. В таком случае можно предположить что-нибудь, либо сказать: Sorry, I don’t have any information about that. I’ll do some more research and let you know what I find later. (Не предлагайте собеседнику самому искать информацию).

Заключение

Олимпиада — это постоянный труд, испытание, многие часы самостоятельной рутинной работы. Но результат стоит того. Развивается логика, расширяется кругозор, значительно повышается уровень языка.



Задать вопрос