Развитие технологии беспилотных автомобилей: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Юный учёный №7 (70) июль 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Развитие технологии беспилотных автомобилей: проблемы и перспективы / Н. А. Бородин, Динь Куок Тай Нгуен, Е. И. Сергеев [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 7 (70). — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/young/archive/70/3808/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье описаны актуальные проблемы развития технологий беспилотных автомобилей, проведён анализ целевой аудитории и потенциальных пользователей беспилотными автомобилями. Авторами были проведено социологическое исследование — опрос среди молодёжи и взрослых жителей города Москвы об отношение к беспилотным автомобилям и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: новые технологии, беспилотные автомобили, промышленная революция, автоматизация.

Первые машины с паровыми двигателями и двигателями внутреннего сгорания появились в конце XIX века. В то время было не много автомобилей, и только богатые люди могли позволить такой транспорт. Технологии медленно, но верно развивались, и уже в конце XX века началось массовое производство легковых машин. Благодаря этому люди смогли быстро и легко передвигаться на большие расстояния. На первый взгляд, можно подумать, что в этом есть только положительные черты, однако, везде есть и свои минусы.

Рассмотрим одну из основных проблем. Так как люди стали передвигаться быстрее, то, соответственно, опасность столкновений возросла. Из-за высоких скоростей и невнимательности водителей в мире происходит огромное количество аварий примерно 1,35 миллиона человек [6] в год или 3700 человек в день погибает в автомобильных происшествиях. Проблема, на первый взгляд, кажется неразрешимой, но люди всё-таки смогли придумать технологическое решение — беспилотные автомобили. Беспилотные автомобили пока находятся на ранней стадии разработки, однако мы уже можем предположить, как они повлияют на общество. Уже сегодня широко распространены автомобили, которые могут самостоятельно держаться на полосе, корректировать скорость и направление движения независимо от человека [1].

Мы определили объектом исследования общественные отношения, закономерности и процессы, возникающие при внедрении в нашу повседневную жизнь технологий беспилотного транспорта, их влияние на общество и экономику. Предметом исследования являются принципы и свойства применяемых информационных технологий, объективные предпосылки к расширению использования беспилотных автомобилей.

Цель работы заключаются в подтверждении тезиса о безопасности машины без водителя, а также доказательства, что развитие этой сферы приносит, выгоду для каждого владельца данного автомобиля. Кроме того мы рассматриваем процессы влияния на экономику, изменения жизни общества после популяризации беспилотных автомобилей. Одновременно мы предлагаем некоторые установления по устройству системы дорожного движения беспилотных автомобилей.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

сформулировать положительные стороны использования беспилотных автомобилей. В обществе значительная доля людей не доверяет новым технологиям, и одна из наших главных задач — показать, что в беспилотных автомобилях нет ничего страшного, и то, что их внедрение в общество — отличное событие для жизни людей;

изучить восприятие технологии беспилотных автомобилей среди жителей Москвы. Показать людям важность и революционность беспилотных автомобилей, донести людям, что переход на беспилотные автомобили намного упростит жизнь и быт каждого обладателя новой технологии.

Гипотеза исследования: внедрение технологии беспилотных автомобилей окажет положительное влияние на экономику, транспортную безопасность и занятость населения.

Методы исследования:

– анализ научной литературы и интернет-источников, связанных с темой исследования;

– обобщение результатов научного социологического исследования.

Теоретическая значимость исследования: определение настроения потенциальных пользователей на развитие технологии беспилотных автомобилей и оценка влияния этого процесса на общество и экономику.

Практическая значимость: результаты исследования развития технологии беспилотных автомобилей и социологического исследования на рассматриваемую тему могут быть использованы в учебном процессе, а также в популяризации технических специальностей среди молодёжи.

Новизна исследования обусловлена тем, что были проведены опросы среди молодёжи и взрослых жителей города Москвы об отношение к беспилотным автомобилям и готовности принять данный вид транспорта. По полученным ответам на третий вопрос наша статья поможет скорректировать направления по популяризации идеи беспилотного транспорта, выявить преимущества беспилотных автомобилей и привлечь людей к использованию беспилотных автомобилей.

Беспилотные автомобили стали быстро развиваться примерно в 2017 году, когда Япония решила вложить 25 млрд долларов США в такой вид транспорта. Автопроизводитель Toyota инвестировал большую часть денег в размере 13,4 млрд долларов США. Также корпорации Honda с 6,7 млрд и Subaru с 1,2 млрд долларов США вложились в проект. После инвестирования начались огромное количество исследований от разных компаний. Лидирующими компаниями в данной области являются General Мotors (США), Ford (США), Daimler (Германия), Volkswagen (Германия), Toyota (Япония), Waymo (США) [2].

Анализ групп потенциальных пользователей

Использующие легковые беспилотные автомобили

– люди молодого возраста 18–25 лет.

Люди в таком возрасте обычно учатся университетах и институтах. Студентам надо усердно учиться, чтобы в будущем получить хорошую работу, у них мало свободного времени. Благодаря беспилотному автомобилю, например в общественном транспорте, студенты могу сэкономить время на дорогу в учебные заведения, а также появляются дополнительные свободные минуты, во время езды в беспилотном автобусе, или электробусе.

– люди среднего возраста 25–65 лет.

У людей среднего возраста много дел. Например, надо съездить на работу, отвезти детей на занятия или посетить родственников. У работающей части населения также немного свободного времени, и для минимальной его затраты можно использовать беспилотные автомобили. Они не требуют траты сил, а зачастую после работы люди крайне устают, во время поездки можно заняться своими делами. Также в таком возрасте у людей появляются дети, а на сопровождение их в школу, на различные секции и кружки требуется немало времени. Здесь также поможет беспилотные автомобили, которые смогут безопасно доставить ребёнка куда угодно. Беспилотные автомобили — лучший вариант для семьи с работающими родителями.

– пожилые люди 65 лет и старше.

В таком возрасте люди, в большинстве, имеют проблемы со здоровьем, хотят отдохнуть, не желают напрягаться или тратить силы на вождение. Им также помогут беспилотные автомобили: они могут доставить их к семье или друзьям, в них можно положить продукты питания или другие вещи, также в таком возрасте люди любят путешествовать, а беспилотный автомобиль поможет добраться им в практически любое место по желанию. При этом для пожилого пользователя беспилотным автомобилем не потребуется наличия водительского удостоверения.

Использующие грузовые беспилотные автомобили

– компании по грузоперевозке

Выгодоприобретателями от использования беспилотного грузового автомобиля прежде всего будут транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками. Такие компании ставят своей целью снижение стоимости перевозки благодаря поискам более быстрых маршрутов навигатором.

– Складские компании — автоматизированное распределение товаров по складам и местам хранения благодаря беспилотным автомобилям, которые могут работать автономно и без перерыва, а соответственно распределять продукцию сразу по мере приезда.

– Логистические компании оптимизация маршрутов с целью снижения стоимости грузоперевозки, снижение затрат на зарплату водителям и экспедиторам.

Положительные и отрицательные стороны использования беспилотных автомобилей

Положительные стороны

Благодаря новым технологиям в беспилотных автомобилях количество аварий значительно уменьшится. Большинство происшествий случаются из-за ошибок водителей (пьянство, не умение водить, невнимательность и т. д.). В машине есть множество датчиков, которые позволяют избежать столкновений.

Можно сократить количество пробок, благодаря навигаторам, которые выбирают наиболее оптимальный маршрут с наименьшим количеством машин.

Благодаря беспилотным автомобилям люди могут сэкономить определённое количество денег на проезд в автобусах, маршрутках или такси, так как в этих транспортных средствах нет водителя, что значительно снижает стоимость проезда.

Во время поездки у водителя появляются свободные минуты, в которые можно заняться своими делами, например, поесть, дописать документ или просто отдохнуть.

Также переход на беспилотные автомобили может стать началом чего-то грандиозного, например, новой промышленной революции. Это может подтолкнуть людей на переход на полную автоматизацию обычной жизни.

Сильное влияние на занятость: появление новых профессий, связанных с обслуживанием беспилотных автомобилей, стимулирующие влияние на экономику.

Отрицательные стороны

Из-за того, что в машине находятся огромное количество камер и датчиков, о приватности не может быть и речи, так как всё происходящие внутри, а также поблизости машины будут перенаправляться в компанию управляющую движением.

Любая техника может дать сбой, а информационная система может подвергнуться кибератаке. Беспилотные автомобили не исключение, но вероятность, по нашим оценкам, этого крайне мала.

При беспилотных перевозках увеличится риск незаконных перевозок и коррупции. Как проверить что перевозит транспорт? Верить менеджеру и логисту? Хорошо, присутствие на пункте отправки спецслужб немного решит вопрос, но повысит себестоимость.

Есть и юридические проблемы, связанные с такими разработками. На сегодняшний день согласно Венской конвенции 1968 года о дорожном движении, к которой присоединены более 70 стран, «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя», таким образом, для решения этого вопроса с беспилотными автомобилями в конвенцию придётся добавить, как минимум одну новую главу, где будут прописаны новые стандарты на разметку, на дорожные знаки и в целом на обустройство дорог [3].

Влияние использования беспилотных автомобилей на экономику

Когда человечество окончательно и полностью перейдёт на беспилотные автомобили, то это явно повлияет на экономику. К примеру, появится потребность в новых профессиях: программист беспилотного транспорта, механик, оператор — котроллер и др., а такие профессии как: таксист, водитель автобуса, либо поезда или метро перестанут существовать, так как все процессы движения будут автоматизированы. Также сильно поменяется и сам рынок автомобилей.

Компании, которые не преуспели в производстве беспилотных автомобилей, имеют большой шанс разориться, а другие, которые с самого начала производили свои уникальные и современные автомобили, наоборот, войдут в список лучших. Например, компания Tesla уже начала выпускать электромобили, и когда люди говорят о беспилотном транспорте, то на ум сразу приходит именно эта фирма, что, конечно, поможет в продвижении продукции этой компании.

Также российский производитель грузовиков и другой крупной техники КАМАЗ представил свою разработку самосвал «Юпитер-30», который полностью лишён кабины — внутрь него не может сесть ни водитель, ни пассажир. Отсутствие кабины освободило больше места для двигателей (да, их несколько) и других важных элементов конструкции, благодаря чему грузовик оказался очень мощным [4].

Но, пожалуй, самое главное изменение — фактически новая промышленная революция, заключающаяся в полном переходе на системы, работающие без участия человека. Из-за этого много людей могут изменить свой образ жизни и профессию [5].

Анализ отношения потенциальных пользователей к беспилотным автомобилям (на основе опроса 127 человек)

Для выяснения позиции жителей Москвы к беспилотному транспорту был составлен опросник с использованием сервиса Google Forms. Анкеты были распространены в мессенджерах.

Анализ полученных ответов показал:

На вопрос: как вы считаете, будет ли увеличение числа беспилотных автомобилей в нашей стране ? Ответы распределились следующим образом (Рис. 1):

– 70,9 % респондентов считают, что будет

– 12,6 % респондентов считают, что не будет;

– 16,5 % затруднились ответить

Рис. 1

Вывод: благодаря полученным результатам мы можем утверждать, что более 70 % респондентов ожидают развития технологий беспилотного автомобиля и увеличения их числа на рынке.

На вопрос: будет ли польза от использования беспилотных автомобилей в нашей стране? Ответы распределились следующим образом (Рис. 2):

– 59,1 % респондентов считают, что будет

– 22,8 % респондентов считают, что не будет;

– 18,1 % затруднились ответить

Рис. 2

Вывод: в сравнении с ответами на вопрос 1 количество респондентов считающих технологию беспилотных автомобилей полезной меньше, чем считающих, что будет рост числа беспилотных автомобилей, что означает для части опрошенных незнание или недоверие к преимуществам беспилотных автомобилей.

На вопрос: будет ли польза от использования беспилотных автомобилей в нашей стране ? Ответы распределились следующим образом (Рис. 3):

– 50,4 % респондентов считают, что будет

– 26,0 % респондентов считают, что не будет;

– 23,6 % затруднились ответить

Рис. 3

Вывод: благодаря полученным результатам мы можем утверждать, что среди опрошенных, готовых перейти на беспилотные автомобили, и опасающихся самим использовать беспилотные автомобили практически поровну. Пока половина придерживается привычному транспорту. Это может быть обусловлено недоверием к новым технологиям или желанием контролировать свои действия в движении, а также обычной для человека консервативностью в применении новых технологий на начальном этапе.

На вопрос: какое влияние окажут беспилотные автомобили на общество? Ответы распределились следующим образом (Рис. 4):

– 64,6 % респондентов считают, что будет

– 22,8 % респондентов считают, что не будет;

– 12,6 % затруднились ответить

Рис. 4

Вывод: благодаря полученным результатам мы можем утверждать, что больше 60 % респондентов настроены на положительное развитие событий. Вместе с тем количество респондентов считающих, что беспилотные автомобили окажут отрицательное влияние на нашу жизнь, совпадает с ответами по 2 вопросу в части оценки пользы от беспилотных автомобилей. Что говорит о стабильной доле скептически настроенных среди опрошенной группы москвичей

Заключение

Беспилотные автомобили считаются транспортным средством будущего. Они имеют несомненные достоинства, могут стать хорошим продуктом, который сможет изменить общество, экономическую ситуацию, а также жизнь каждого человека.

Одновременно с развитием беспилотного транспорта будет совершенствоваться сфера информационных технологий, связи, дорожного строительства, права и другие. Люди могут не сразу принять новшество в своей жизни, и вряд ли такие машины полностью заменят обычные автомобили в среднесрочной перспективе.

Проведённый анализ результатов социологического исследования показал, что на данный момент люди готовы к появлению беспилотных автомобилей в нашей повседневной жизни, однако человеку, несвойственно принять то, что он будет находиться под чужим контролем, поэтому лишь около половины опрошенных собираются использовать данный вид транспорта в собственных целях.

Литература:

  1. Беляев К. М., Романов А. А. Кибернетическая безопасность беспилотного транспорта.СПбГЭУ / Технико-технологические проблемы сервиса № 2(44) 2018 С 37–42.
  2. [Электронный ресурс] URL https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 19. 05. 2023).
  3. Юзаева А. Г., Кукарцев В. В. Беспилотные автомобили: опасности и перспективы развития// Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2016. Том 2 С.120–122
  4. Российская IT компания ведет разработки автопилота. [Электронный ресурс] URL http://www.3dnews.ru/938259 (дата обращения 20.05.2023)
  5. Беспилотные автомобили [Электронный ресурс] URL:https://hi-news.ru/tag/bespilotnyj-avtomobil (дата обращения 16. 05. 2023).
  6. URL: https://zr-ru.turbopages.org/zr.ru/s/content/news/915322-ezhegodno-v-dtp-pogibaet-135-m/ (дата обращения 22.02.2023)


Ключевые слова

автоматизация, новые технологии, промышленная революция, беспилотные автомобили
Задать вопрос