Формирование экологичных отношений в классном коллективе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Бикбова, В. Г. Формирование экологичных отношений в классном коллективе / В. Г. Бикбова, О. П. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6.1 (69.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3830/ (дата обращения: 04.05.2024).



Современный мир сталкивается с проблемой нездоровых отношений в обществе, в больших и малых его группах. Поэтому даже в классных коллективах мы наблюдаем разобщенность, агрессию и конфликтное поведение его участников. Особенно среди подростков (в силу возраста) трудно сохранить или сформировать экологичные взаимоотношения. Поэтому я задумалась над возможностью изменить ситуацию в лучшую сторону (хотя бы в собственном классе) и сделать что-то, чтобы заменить проявления токсичных взаимоотношений на экологичные (правильные, бережные, дружелюбные).

Идея написания данной статьи вылилась из работы над проектом по психологии «Приёмы и методы арт-терапии в работе с подростками». Наставником проекта стал наш классный руководитель, педагог-психолог МОУ «МГМЛ» Оксана Петровна Ермоленко. Лучше всего подростковый коллектив сплачивается в неформальном общении, за пределами учебного заведения. Поэтому в нашем классе стали традиционными выезды в загородный лагерь на выходные. Там мы и проводили занятия на сплочение класса и обучались навыкам эффективного общения, используя методы арт-терапии.

Предлагаю сначала ознакомиться с понятием «экологичные отношения», а затем описать методы формирования таких отношений в классном коллективе.

Экологичный коллектив представляет собой слаженно работающую команду единомышленников, каждый из членов которой эффективно выполняет свою работу. Сформировать такое взаимодействие не составляет труда, если каждый участник является целостной личностью. Но в подростковом возрасте личность каждого участника классного коллектива только формируется, поэтому проявления разного рода искажений вполне вероятны, и не каждый человек вливается в коллектив успешно. Каждый из нас приходит в коллектив со своими комплексами, давно усвоенными стереотипами и нерациональными поведенческими моделями. Поэтому правила команды не совпадают с правилами игроков, и энергия расходуется не на созидание, а на преодоление сопротивления. Тем не менее, преодолеть токсичность некоторых участников коллектива и сделать отношения в классе более экологичными возможно. В классных коллективах, где поддерживаются экологичные отношения, участники уважительно относятся друг к другу, внимательны к окружающим, умеют правильно преподнести себя и своё мнение.

Следует сказать, что в экологичном коллективе учителям гораздо проще быть услышанными воспитанниками, а значит, есть возможность помочь формированию правильных жизненных ценностей. Косвенно можно повысить желание учиться, попытаться понять своих родных, принять себя и интересы окружающих, даже сформировать любовь к природе и Родине в целом.

В психологии есть очень много методов, работающих на сплочение коллектива и формирование умения общаться. Остановимся на тех, которые относятся к арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, игротерапия и пр.). Представим несколько доступных и проверенных на практике упражнений.

1. «Прекрасный сад»

Участники располагаются по кругу. В спокойной обстановке с закрытыми глазами ведущий предлагает участникам представить себя цветком. Образ должен быть как можно более детальным. Какой ты цветок, какие у тебя листья и стебель, есть ли шипы? Какого размера лепестки и какой они цветовой гаммы? После чего всем участникам предлагается нарисовать этот цветок, для чего каждому раздается бумага, цветные карандаши, фломастеры или мелки.

После того, как участники нарисовали свои цветы, они должны их вырезать. Полученные цветы «высаживаются» на импровизированную поляну. Для этого можно использовать любую ткань, желательно однотонную, и булавки. Каждый участник прикрепляет с помощью булавки свой цветок к ткани. После этого происходит обсуждение проделанного упражнения, участники делятся полученными впечатлениями и эмоциями. В процессе обсуждения необходимо обратить внимание учеников на то, что все цветы получились разные, но есть между ними и что-то общее, а главное — на поляне хватило место всем цветам и каждый цветок нуждается в тепле, свете, заботе и внимании.

2. «Похлопаем в ладоши»

Ведущий обращается к детям, сидящим на стульях: «Пусть похлопают в ладоши те, кто грустный, веселый, хмурый и т. д. А теперь те, кто любит петь песни, смотреть мультики, слушать сказки; у кого в одежде есть синий, зеленый и любой другой цвет; у кого дома есть какие-либо животные и т. д.».

3. «Дерево дружбы»

Все дети собираются и начинают мазать свои ладошки гуашью, ставят отпечатки рук на холсте с наброском ствола. В конце все вместе раскрашивают ствол и моют руки (см. рис. 1).

Выполнение упражнения «Дерево дружбы»

Рис. 1. Выполнение упражнения «Дерево дружбы»

Смысл упражнения:

Этот нетрадиционный способ изобразительного творчества формирует у школьника представление о свободе художественного самовыражения, а также это упражнение можно использовать с целью сплочения экологичного коллектива. Тактильный контакт с краской вызывает у ребенка восторг и любопытство. Школьник начинает осознавать, что с помощью отпечатков собственных ладоней можно создавать оригинальные изображения. Через нетрадиционное рисование ребенок осваивает и другие техники изобразительного творчества, которые в данном случае использует как вспомогательные.

Изучая тему коллективных взаимодействий, я решила использовать несколько методов для формирования экологичных отношений в классном коллективе. В этом году наш класс несколько раз посещал лагерь «Уральские зори», где в неформальной обстановке у нас проходили занятия и игры, направленные на сплочение коллектива. Одно из таких упражнений — это свечка, которое помогает наладить общение в коллективе. Все по очереди выходили и рассказывали то, что им понравилось в этой поездке. Так мы узнали немного больше друг о друге. Еще на свечке мы нарисовали круг с разными символами (см. рис. 2).

Коллективный рисунок, выполненный на групповых занятиях

Рис. 2. Коллективный рисунок, выполненный на групповых занятиях

С помощью разных методов у меня получилось немного сплотить свой класс и узнать о своих одноклассниках немного больше. Надеюсь, что в будущем я продолжу свою работу по сплочению коллектива с применением новых интересных методов.

Литература:

  1. 5 главных правил экологичного общения, о которых должен знать каждый. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://the-challenger.ru/zhizn-2/psihologiya/5-glavnyh-pravil-ekologichnogo-obshheniya-o-kotoryh-dolzhen-znat-kazhdyj/
  2. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  3. Что значит «выражать эмоции экологично»? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://burninghut.ru/ekologichnoe-obshhenie/


Задать вопрос