Граница «Европа — Азия» как бренд Пермского края | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае Высокая практическая значимость

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 31.05.2023

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Малыгин, Е. А. Граница «Европа — Азия» как бренд Пермского края / Е. А. Малыгин, О. В. Малыгина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6 (69). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3816/ (дата обращения: 04.05.2024).



На стыке Азии с Европой

Стоит великий Пермский край…

Мы живем на уникальном материке, включающем в себя две части света: Европу и Азию. И уже с античных времен и географов, и историков интересовал вопрос, где на материке проводить границу, разделяющую их.

Идея разделения границы по Уральскому хребту, а точнее, по главному водоразделу, принадлежит В. Н. Татищеву. Начиная с 1720–1730 годов по настоящее время, граница между Европой и Азией проводится по Уральскому хребту, протянувшемуся более, чем на пять тысячи километров по территории России. На всем его протяжении установлены пограничные знаки и обелиски, разделяющие части света. Первые знаки начали устанавливаться в конце 18 века. Установкой знаков, как правило, занимаются группы энтузиастов. Все они уникальны и не похожи друг на друга, общее количество установленных знаков, наверно, неизвестно никому. По изученным мною источникам, стел и памятных знаков более, чем 80 [5].

В. А. Винер, профессор, президент информационно-туристического центра Свердловской области уже несколько лет работает над туристскими брендами Урала, продвигая как основной, границу «Европа — Азия». В результате им была создана карта 53 знаков, выявленных на сегодняшний день вдоль всей границы на территории России, Казахстана и Турции, 31 из них находится в Свердловской области.

Меня заинтересовала эта тема. Мы живем в уникальном Пермском крае, в одном из 11 субъектов России, по территории которого проходит эта граница, т. к. 99,8 % территории края относится к Европе и 0,2 % к Азии. На территории Пермского края зафиксировано 6 стел, часть из них разрушены или сильно запущены. Все знаки расположены на границе со Свердловской областью. К сожалению, описанием стел и составлением маршрутов по ним занимаются жители соседних субъектов, представляя свой опыт на международных конференциях.

Например, на международной научно-практической конференции «Граница «Европа — Азия»: культурный, географический и туристический феномен» (2019), посвященной 300-летию В. Н. Татищева в г. Екатеринбург, научные сотрудники, бизнесмены и школьники обсуждали актуальные вопросы: что может привлечь потенциального туриста к объектам, которые обозначены на карте как столбы со знаком «Европа-Азия»? [4]

Цель моей работы: формирование и продвижение туристического бренда «Граница «Европа — Азия» в Пермском крае.

Задачи:

  1. Изучить варианты проведения границ «Европа — Азия» по Уральскому хребту.
  2. Определить и описать пограничные стелы и объекты на территории Пермского края.
  3. Восстановить одну из разрушенных стел у деревни Колпаки.
  4. Разработать туристический маршрут для учащихся с посещением пермских брендов.

В период проведения исследования были использованы следующие методы: поисковый, практический, сравнительно-описательный, анализ научной литературы, разработка туристического маршрута.

Работа по изучению и восстановлению пограничных объектов проводилась с августа по октябрь 2022 года.

Объектом исследования является бренд «Граница «Европа — Азия» в Пермском крае, предметом — 6 стел на территории края, поселок Промысла и ландшафтный памятник природы регионального значения «Колпаки».

Тема работы актуальна: сохранение и восстановление пограничных знаков, повышение привлекательности туристического потенциала Пермского края и заинтересованности в изучении малой родины.

  1. Европа — Азия: грани границы

На первом этапе исследования необходимо было изучить, как сдвигалась граница между частями света в разные исторические периоды. Первыми, вероятно, пограничную веху между Европой и Азией наметили еще древние греки, и проходила она, по их мнению, по Понту Эвксинскому (Черному морю). Затем римляне передвинули ее почти на северный край Земли — за реку Танаис (так называли в античном мире Дон) — туда, где, по мнению Птолемея, находились загадочные Рифейские и Гиперборейские (северные) горы, из которых вытекали, не менее загадочные великие реки Ра (Волга) и Оар (Кама).

Последнюю точку в деле о границе Европы и Азии поставил русский государственный деятель и замечательный ученый Василий Никитич Татищев, основатель Перми и Екатеринбурга. Так, с его легкой руки и закрепилась за Уральскими горами пограничная веха «Европа—Азия», но его выводы не сразу получили признание, даже среди соотечественников. Так, например, И. Г. Гмелин предлагал установить границу по Енисею (1749 г.), а М. В. Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757–1759гг.) проводил её по Дону, Волге и Печоре. К концу XIX века водораздельная граница между Европой и Азией приняла более или менее точные очертания [1, с. 3–4]. На 20-м конгрессе Международного географического союза ученые провели четкую линию-границу между Азией и Европой. Но окончательного решения не последовало, а были даны лишь рекомендации. В 2010 году при поддержке Русского Географического Общества состоялась экспедиция по уточнению границ между Европой и Азией.

  1. Знаки «Европа — Азия» — «национальное достояние»

«Граница между Европой и Азией по Уралу» прочно заняла свое место в уральском культурном пространстве. На всем ее протяжении местные ученые, краеведы, туристы и путешественники из других регионов делают попытки зафиксировать, уточнить, изменить ее положение на местности, на участках пересечения транспортными магистралями.

«Знаки являются культурно-историческим наследием, сохраняющим память поколений о данном явлении. Очень важно беречь и восстанавливать памятники культуры и истории, которые также рассматриваются как исторические ценности, национальное достояние» — считает доцент кафедры истории России Уральского государственного педагогического университета Г. А. Кругликова [2, с. 26].

Самый посещаемый обелиск в Пермском крае расположен у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла. Он построен по проекту Алексея Залазаева в 2003 году. Это один из самых больших и внушительных обелисков, его высота — 16 м. Наверху стелы установлен двухглавый орел. С двух сторон под прямым углом находятся композиция с надписями «Европа» с фигурой грифона и «Азия» с фигурой льва. Орел символизирует Россию, смотрящую на Запад и на Восток, грифон — образ рыцарской доблести, а лев — одно из воплощений мощи и мудрости Востока. На противоположной стороне дороги построена смотровая площадка с начерченной на асфальте линией, обозначающей границу двух частей света — Европы и Азии. К сожалению, памятник постоянно обезображивают люди с низким уровнем культуры. Осенью это года мне удалось побывать у обелиска.

Самыми старыми обелисками в крае считаются знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги Пермь — Екатеринбург. Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды из железнодорожных рельсов установили в 1878 году по обе стороны полотна. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам. И. Я. Кривощеков, автор «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии», в 1910 г. писал: «...Граница географическая Европы и Азии находится в 7 верстах от станции «Европейской» и в таком же расстоянии от станции «Уральский хребет». Этот пункт, разделяющий две части света, отмечен двумя высокими решетчатыми колоннами, сооруженными по обеим сторонам полотна железной дороги. Ночью наверху колонн зажигаются фонари с ярко блестящими надписями: «Европа» и «Азия». [2, с. 128]. После электрификации железной дороги необходимость в фонарях исчезла. Путешествуя на поезде номер 12 «Москва — Новый Уренгой» из Перми в Нижний Тагил, мне посчастливилось увидеть эти стелы из окна вагона.

Нами установлено, что лишь один пограничный столб у подножия у Казанского камня (часть Главного Уральского хребта) включен в туристический маршрут для школьников «Большой тур по Северному Уралу» (точка № 3). Учащимся предлагается не просто сфотографироваться рядом со знаком границы, но и привести свои аргументы в пользу или против установки знака в этом месте. Все участники экспедиции отмечают, что состояние знака «Граница «Европа — Азия» в этом месте оставляет желать лучшего [2, с. 95]. В марте 2013 года на сайте «Истоки» был объявлен фотоконкурс «Граница Европа — Азия», победителем стала О. Виноградова и этот пограничный столб, который оказался самым популярным у посетителей сайта.

Опытом по установке географических знаков на границе в ходе конференции «Граница «Европа — Азия»: культурный, географический и туристический феномен» поделился Андрей Пичугин, краевед из Нижнего Тагила, который самостоятельно установил два пограничных знака.

В Пермском крае созидательной деятельностью отмечена инициатива бывшего губернатора Г. В. Игумнова. 25 июля 1997 года на горе Саклаимсори-Чахль — месте, где встречаются Европа и Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек — Оби, Печоры и Волги. Стела с надписью: «Губернатор Игумнов на память потомкам» считается самой труднодоступной в Пермском крае (61°39'47,3«с. ш. 59°20'56,2«в. д.).

На территории нашего края есть разрушенныйзнак у горы Колпаки, который находится на дороге от поселка Промысла на север, на развилке Медведка-Косья (58°38'25,0«с. ш. 59°10'41,0«в. д). Напротив бывшего обелиска расположена деревянная беседка. Летом этого года мы побывали в этих местах, беседка была также разрушена, наверное, от старости.

Следуя примеру бывшего губернатора Г. Игумнова, у нас возникла идея о восстановлении данной стелы в Пермском крае. Интерес очевиден, т. к. вблизи пограничного знака находится ландшафтный памятник природы регионального значения «Колпаки», который активно посещают туристы Прикамья и Свердловской области в рамках тура выходного дня. В течение двух дней, на противоположной стороне от оставшегося постамента, у разрушенной беседки, силами моей семьи 7–8 октября 2022 года был установлен новый знак «Европа — Азия».

C:\Users\Ольга\Desktop\Бренды малой родины\наша стела.jpg

  1. Тур выходного дня «Восточные ворота края»

«Внутренний туризм» — понятие, которое вошло в наш обиход сравнительно недавно. Этот вид туризма направлен на удовлетворение познавательных интересов, занятий спортом и на другие туристские цели и связан с пребыванием в родной стране. Внутренний туризм на Урале набирает всё большую популярность. [2, с. 94]. Мы предлагаем тур выходного дня для пермяков и жителей соседних регионов «Восточные ворота края», маршрут которого прошли осенью этого года.

Первая точка маршрута поселок Промысла, самый восточный населённый пункт Пермского края. Посёлок возник в 1825 году на речке Полуденке (приток реки Койвы) на землях графов Шуваловых золотоносных россыпей. Этот небольшой посёлок оказался связан сразу с несколькими российскими писателями: в школе посёлка преподавал писатель Н. Н. Шевцов , известный по литературному псевдониму как Н. Никандров, на золотых приисках работал будущий писатель-романтик А. С. Грин (1880–1932) — автор повестей «Алые паруса», «Бегущая по волнам».

Вторая точка маршрута — юго-западная сторона поселка Промысла — место находки первого алмаза России и Европы. 4 июля 1829 годав Адольфовском логу на речке Полуденке 15-летний мальчик Павел Попов при промывке золотоносных песков случайно нашёл необычный искрящийся камешек, минералог А. Ф. Шмидт определил его как алмаз.

Третья точка маршрута наша новая стела на развилке дорог Медведка-Косья. Для привлечения туристов необходимо восстановить разрушенную беседку, как это делается вдоль сплавных рек Пермского края. Здесь можно отдохнуть, перекусить, сделать фото с оставшимся постаментом и новой стелой.

Четвертная точка маршрута — ландшафтный памятник природы регионального значения «Колпаки». Невысокие, но красивые скалы возвышаются на горе Колпаки, высотой 614 м. Оттуда хорошо видны хребет Басеги, горы Качканар и наивысшая точка Среднего Урала — гора Ослянка. Именно на смотровой площадке Колпаков снималась одна из сцен документального фильма «Хребет России». Пятая точка маршрута — монумент «Граница «Европа — Азия» у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла, высотой 16 метров с двухглавым орлом, построенном в 2003 году.

Заключение

В ходе исследований нами установлено, что граница Европы и Азии проходит по восточному склону Уральских гор, относя всю горную страну к Европе.

Бренд «Граница «Европа — Азия» актуален для Пермского края, т. к. на территории субъекта расположено 6 пограничных объектов и прилегающие к ним природные и культурные объекты. 75 % пограничных столбов и стел находятся в удручающем положении или разрушены полностью.

Мы согласны с резолюцией НПК [2, с. 144–145] о постановке пограничных знаков на государственный учет как памятники природы и культуры, о включении «Границы Европы-Азии» как туристский бренд России и объект географической номенклатуры 8–9 класса.

Литература:

1. Акифьева Н. В. Здесь Европа встречается с Азией. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — 94с.

2. Граница Европа-Азия: культурный, географический и туристический феномен [Электронный ресурс]: материалы международной научно-практической конференции, 27–29 апреля 2019 года, Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. — Екатеринбург: [б. и.], 2019. — 148 с.

3. Понизовкин, А. Европа — Азия: Грани границы/ А. Понизовкин // Наука Урала. — 2011.- № 14 (1040).

4. https://www.rgo.ru/ru/article/granica-evropa-aziya-kulturnyy-geograficheskiy-i-turisticheskiy-fenomen

5. https://andreyshad.ru/granicza-evropa-i-azii/

6. https://uraloved.ru/promysla-rodina-almaza

7. https://uraloved.ru/gora-kolpaki



Задать вопрос