Елочная игрушка как отражение русской истории и культуры | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые юные ученые Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 26.05.2023

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Адрианова, Е. А. Елочная игрушка как отражение русской истории и культуры / Е. А. Адрианова, С. С. Исмаилова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6 (69). — С. 14-20. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3811/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор обращается к елочной игрушке как к отражению русской истории.

Ключевые слова: елка, елочная игрушка, картонаж, стеклярус, мини-игрушки.

Празднование Нового года, безусловно, является одной из наиболее значимых традиций в русской истории и культуре, а с появлением Нового года неразрывно связана и история праздничной елки и елочных игрушек.Автор одного из самых важных трудов о елочной игрушке, Елена Владимировна Душечкина отмечает, что в отличии от других народов в древнерусской традиции образ ели не был связан с чем-то праздничным или положительным, наоборот, ель использовалась во время обрядов прощания [1, с. 14].Несмотря на это, ель сумела прочно войти в жизнь людей и закрепить свое место на празднованиях Рождества и Нового года.

О том, где и когда елка впервые была использована в качестве рождественского дерева, существует множество мнений. Однако чаще всего начало использования ели как символа Рождества отмечено в Германии в XIV веке. А к началу XIX столетия уже освоенный немцами праздничный обычай начинает распространяться по другим странам Европы [1, с. 11].

Точных данных, свидетельствующих о первых установках рождественской елки в русских домах не зафиксировано. Некоторые исследователи полагают, что это событие произошло в эпоху правления императора Николая I. В Пруссии, на родине супруги императора, Александры Федоровны, традиция украшать елку на Рождество была уже давно известна. А в самом конце 1830-х годов именно по инициативе императрицы была устроена первая рождественская елка и в России [1, с. 37].

По мнению исследователя Аллы Сальниковой на последние пять десятилетий XIX века приходится период становления этого праздника в стране в новом качестве: «во-первых, как подлинно семейного, во-вторых, по преимуществу детского и, в-третьих, широко отмечаемого не только высшей аристократией, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей, творческой интеллигенции [2, с. 35].

Безусловно, новогодняя елка не существовала сама по себе. Праздничное дерево было украшено игрушками, но какими были эти игрушки каждая историческая эпоха отвечает по-своему.

С тех пор как ель превратилась в рождественское дерево, главная особенность ее декора состояла в освещении. Елку украшали свечами, которые символизировали звезды рождественской ночи. Вслед за этим на елку стали вешать фрукты — прежде всего яблоки: и в качестве символических даров младенцу Иисусу, и в знак того, что ель рассматривалась как райское древо, приносящее плоды [1, с. 41].

Помимо яблок, на елку стали вешать и другие плоды: цитрусовые (в первую очередь — мандарины), орехи (ставшие непременным украшением елки), груши, виноград. Вместо католических облаток на русских елках появляются кондитерские изделия, а также конфеты [1, с. 41].

Следующим этапом в украшении елки стало использование разнообразных предметов, которые по своим качествам преумножали в количестве три первоначальных составляющих ее декора: блестящие элементы, усиливавшие игру света; искусственные фрукты из стекла или ваты, имитировавшие обилие плодов райского дерева; «игрушечные» сласти (имитация конфет, пряников и пр.) создававшие ощущение множества как принесенных елью даров, так и даров, которые ей приносили люди.

Местом рождения стеклянной игрушки считается Германия, а именно город Лауш. Сначала стеклодувы придумали заменить настоящие яблоки стеклянными шариками. Но затем фантазии мастеров не было границ и стекло приобретало самые невероятные очертания. Это были шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов, сосулек и пр. [2, с. 6–7].

К концу XIX стеклянные игрушки собственного производства появляются и на территории России. Во владениях князя Александра Меншикова в городе Клин на небольшом заводе, где раньше выдували бутылки и лампы, рабочие познали секрет изготовления дутых бусин из стекла, что впоследствии прославило их город на всю страну [2, с. 6–7].

Рождественский сюжет находит отражение и в игрушках из картона, а точнее — картонажа. В конце XIX века дрезденские картонажные игрушки появляются в типографиях Германии и затем приобретают популярность в России [1, с. 6].

Много игрушек создавалось своими руками в кругу семьи. Об этом свидетельствуют произведения А. Круглова «Далёкое Рождество», и «Детство Никиты» А. Н. Толстого, и «Чук и Гек» Аркадия Гайдара [1, с. 46].

Вместе с властью менялись и игрушки. В XX веке на смену самодельным игрушкам, фруктам и конфетам, завернутым в фольгу, пришли фигурки спортсменов, десантников, пионеров, самолетов, поездов, пограничников с собаками и броневиков и т. д., изготовленные в промышленных условиях.

С начала 2000-х годов в моду вошли оригинальные, «самодельные» игрушки и сегодня новогодние игрушки смело можно назвать произведением искусства, поскольку для создания декора на елочных украшениях задействованы самые искусные техники росписи и нанесения рисунка, узора, мерцающего блеска.

Чтобы выяснить действительно ли елочная игрушка является отражением русской истории и культуры, мы провели опрос и выбрали 12 респондентов, среди которых коллекционеры елочных игрушек из разных городов России.

Материалом для исследования стали 160 елочных игрушек из 12 отобранных коллекций, а также из нашей семейной коллекции игрушек. Мы проследили историю развития игрушки в России и то, как она отражала культуру страны начиная с 1930-х годов XX столетия.

Эпоха 30-х годов представлена двумя игрушками и обе они ватные. В коллекции Бессоновой Екатерины Григорьевны есть ватная игрушка «Балерина», выпущенная в 1930 г. (рис. 1), а в коллекции семьи Мартышевых из Вологодской области, п. Сазоново хранится ватная груша 1938 г. выпуска (рис. 2).

Период 1930–40 гг. характеризуется также началом изготовления игрушек из стекляруса. В трех коллекциях, включая и нашу семейную были обнаружены игрушки из стекляруса, а в нашей семейной коллекции есть и бусы из стекляруса 1940 г. (рис. 3).

Рис. 3

В качестве елочных игрушек использовались и хлопушки. Такая имеется у организатора театральных мероприятий г. Санкт-Петербурга — Иларии Богословской и датируется хлопушка 1941 г. (рис. 4).

Рис. 4

Военная тематика несомненно отражается в елочных игрушках. Ярким примером служат елочные игрушки «Красногвардеец» (рис. 5), найденные в коллекции нашей семьи и семьи Карасевых из Нижегородской области, с. Лакша. На елочках той эпохи красовались и стеклянные шары, рыбки и орехи. Нами было обнаружено 7 таких игрушек в 3 коллекциях.

Рис. 5

По случаю 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в 1949 году были выпущены тематические новогодние игрушки и одна из таких — «Черномор» (рис. 6) из «Сказки о Царе Салтане» — нашлась в коллекции Кругловой Елены Михайловны, тренера по ОФП г. Санкт-Петербурга.

Рис. 6

Персонажи сказок продолжат украшать елки в нашей стране и в 1950-е годы. Мы проанализировали 3 таких игрушки: Хоттабыч, Алладин и Айболит. Последние два упомянутые героя сказок представляют собой игрушки на прищепках (рис. 7). Это отличительная особенность игрушек того периода. Всего в нашем исследовании отражены 10 таких игрушек из 1950-х, среди них птичка, собачка, девочка с муфтой, девочки в шубах, девочка с куклой, мальчик, матрешка и Дед Мороз. Все они были расписаны вручную.

Рис. 7

Игрушки в виде Деда Мороза 1950-х г были очень разными и красочными. В нашей семейной коллекции есть и Дед Мороз-мини. Такие наборы игрушек «Малютки» (рис. 8) предназначались специально для настольных елок. У опрошенных нами коллекционеров тоже сохранились некоторые такие игрушки. Так, например, в семье Карасевых из набора «Малютка» имеются девочка, барашек, папуас и попугай.

Рис. 8

Начало участия сборной СССР в Олимпийских играх ознаменовалось выпуском спортивных новогодних игрушек. Две таких игрушки обнаружены в нашей коллекции — «Хоккеист» (рис. 9) и «Вратарь» (рис. 10).

Часы, показывающие без пяти минут полночь, ставшие символом фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (рис. 11), «поселились» в коллекции у Адриановой Анны из г. Санкт-Петербурга.

1

Рис. 11

Период руководства Н. С. Хрущева с 1953 по 1963 гг. безусловно оставил свой след и на производстве елочных игрушек. Сельское хозяйство как основная тема этого периода нашла отражение в 7 коллекциях. Всего нами было проанализировано 19 игрушек в форме фруктов и овощей: виноград, морковь, манго, томат, мандарин, баклажан, огурец, лук, слива, груша, перец, клубника. Среди них и, несомненно, главная злаковая культура той эпохи — кукуруза (рис. 12), хранящаяся в коллекции Адриановой Татьяны из Санкт-Петербурга.

2

Рис. 12

Художники экспериментировали с формой игрушек. В продаже появились шары разных размеров и разнообразной цветовой гаммы, с выемками, удлинениями, со «снегом» на поверхности. Так на период 50–60-х годов приходится большинство шаров-прожекторов, игрушек-рефлекторов, сосулек, домиков-избушек и игрушек различных форм.

Полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года стал очень важным событием для нашей страны и это не оставило в стороне и производство елочных игрушек. Мы отобрали 2 игрушки «Солнце» и 4 игрушки «Космонавт» (рис. 13). В коллекции семьи Мартышевых имеется «Космонавт на Луне» (рис. 14), выполненный из картонажа. Это единственная картонажная елочная игрушка, проанализированная нами в рамках данного исследования.

Макушка елки, как и сама елка, тоже прошла свой путь, от Вифлеемской звезды до Макушки-пики (рис. 15), которую используют и по сей день. А впервые стали использовать как раз после первого космического полета Гагарина, символизируя своей формой, ракету, стремящуюся ввысь. Подобные макушки найдены в коллекциях семьи Карасевых и Богословской Иларии.

5

Рис. 15

Стеклянные шары сменили некогда украшавшие ель яблоки, стеклянные орешки пришли на смену съедобным орехам, в свою очередь и шишки стеклянные не только имитируют шишки настоящей ели, но и служат связующей нитью елок нескольких эпох. Шишки стали украшать елочки наших респондентов еще с 1940-х годов.

Не стал исключением и период 70 гг. XX века. Из 14 отобранных нами шишек, 5 приходится на 1970 -е гг. Продолжается выпуск игрушек разных форм. Наряду с этим выпускают игрушки из пенопласта (рис.16). Нами были отмечены 3 пенопластовые игрушки, две из них из коллекции Карасевых, и одна из коллекции Ниязовой Валентины из г. Омска.

6

Рис. 16

Вышедший на экраны в 1969 г. «Винни Пух» (рис.17) уже в 1970 году обрел свое место среди игрушек на елках страны. Мишка Винни Пух имеется у Кругловой Елены Михайловны.

7

Рис. 17

Период 80-х среди респондентов оказался небогатым на елочные экземпляры. Мы насчитали всего 7 игрушек, из которых наиболее интересными нам показались игрушка-коала (рис. 18) из коллекции Адриановой Татьяны, игрушка-попугай (рис. 19) из коллекции Яранцевой Екатерины из Санкт-Петербурга, а также стеклянный шар (рис. 20), выпущенный в ГДР в 80- годы, из коллекции Зубовой Натальи из Санкт-Петербурга.

1990-е годы отражают 3 игрушки: две матрешки (рис. 21, 22) и собачка (рис. 23), которые хранятся у семьи Карасевых.

С конца 1980-х и по сей день восточные традиции и календарь покоряют всех, и это, конечно же, отразилось и на новогодней индустрии. Игрушка в форме дракона (рис.24) — символа 2000 года по китайскому календарю — была нам предоставлена для анализа семьей Барковских.

4

Рис. 24

Каждая описанная игрушка очень значима для коллекционеров. Это часть истории семьи и истории Отечества, запечатленные материально, которые можно читать как книгу.

Изучив теоретический материал и осуществив ретроспективный анализ практического материала, мы пришли к выводу, что елочная игрушка представляет собой не только «сказку», «праздник», «волшебство», но и пример фиксации реальности художественными средствами, а также способ передачи историко-экономических событий.

Литература:

  1. Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. СПб., 2002.
  2. Сальникова А. История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку. М.: НЛО, 2010.


Ключевые слова

елочная игрушка, елка, картонаж, стеклярус, мини-игрушки
Задать вопрос