Этика научного эксперимента (на примере повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 2186 раз

Библиографическое описание:

Власова, Е. А. Этика научного эксперимента (на примере повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») / Е. А. Власова, Е. А. Баева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6 (69). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3806/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье была предпринята попытка доказать, что повесть М. А. Булгакова, написанная в начале ХХ века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой.

Ключевые слова: наука, этика, этическая норма, эксперимент, исследование .

С давних времен наука является неотъемлемой частью жизни любого общества. Проходят эпохи, а вместе с ними набирает силу жажда научного познания. Почти все блага современной цивилизации появились в результате научно-технического прогресса, который шел из столетия в столетие благодаря работе ученых, развивавших науку каждый в свое время. И каждый последующий период в развитии научного знания основывался на достижениях своих предшественников, набирая, таким образом, все большие темпы.

Сегодня невозможно представить никакую науку без опытов и экспериментов. Благодаря им человечество получило приборы и механизмы, от самых простых, необходимых в быту, до высокотехнологичных, позволяющих осваивать космос. Благодаря проведенным опытам и экспериментам люди научились лечить болезни, ранее считавшиеся смертельными. Исследования в медицине позволили улучшить качество жизни и увеличить ее продолжительность. Это и многое другое указывает на необходимость дальнейших исследований и экспериментов в любой сфере. Однако, стоит задуматься, а где же граница научного познания? То есть, до какой крайности позволено двигаться ученому в своем стремлении познать тайну бытия, вторгнуться в запретные стороны этого самого бытия?

И в этом контексте обратимся к понятию «этика». Почему именно этика? Потому, что именно этическая норма и есть та граница, переступив которую научный эксперимент может превратиться во вседозволенность, последствия который трудно переоценить и невозможно исправить.

Итак, этика — совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-либо общественной группе, например, врачебная этика, этика ученого) [4], а, соответственно, этика науки есть совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к обществу и государству [4].

Этическая основа научных исследований сформулирована в Нюрнбергском кодексе, основной принцип которого: «Всякое исследование этично, когда оно осмысленно, оправдано и хорошо организовано». [1] Наличие этических правил важно для самоорганизации научного сообщества, прогресса научных исследований, сохранения науки как особой сферы человеческой деятельности. Они определяют границу, за которую нельзя выходить. Однако в медицине и биологии все равно нередко приходится встречаться с нарушениями норм науки и культуры научных исследований.

В качестве примера обратимся к предмету нашего исследования — это эксперимент, описанный М. А. Булгаковым в его произведении «Собачье сердце». В центре повести стоит профессор Преображенский, истинный представитель интеллигенции, врач мирового масштаба. Профессор — очень трудолюбивый человек, он ведет кропотливую работу, экспериментируя и совершенствуясь, а его ум и уверенность вселяют надежду, что он сделает немало открытий в области медицины на благо общества. Но на благо ли?

Профессор Преображенский занимается изучением вопроса возможности омоложения людей. Проводя опыты и изучая научную литературу, он пытается понять, возможно ли такое омоложение, как физическое, так и ментальное. Для ответа на этот вопрос ученый решается на необычный эксперимент: он приводит домой бродячего пса Шарика, лечит его, откармливает, а потом проводит операцию по замене собачьего гипофиза на человеческий. Донором выступает алкоголик с тремя судимостями, погибший в пьяной драке, Клим Чугункин. Так появляется новое уникальное существо в облике человека, но со множеством пороков. Результат не оправдал надежд доктора Преображенского: вместо омоложения человечества, профессор получил очеловечивание. Мировое открытие стало провалом для Преображенского, который преследовал совсем другие цели. Добродушный пёс превратился в грубого, злоупотребляющего алкоголем асоциального человека Шарикова, очень похожего характером и своим образом жизни на погибшего донора гипофиза мозга. Новоявленный тип причиняет своему создателю множество проблем, что в конечном итоге заставляет профессора сделать обратную операцию. Таким образом, он возвращает собаку к своему прежнему виду. Уникальное и вместе с тем ужасающее явление: создатель уничтожает свое создание! Почему? Какие выводы сделал профессор из своего «смелого» эксперимента, нарушившего все границы этики и морали?

После неудачного эксперимента профессор делает вывод, что нельзя идти против природы. Гений человека не всемогущ, а сам профессор был не в состоянии изменить законы природы. Эксперимент выходит из-под контроля, и последствия опыта приходится ликвидировать.

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой. В ней автор показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество. Булгаков предупреждает, что в жизни подобные эксперименты необратимы, цели не всегда оправдывают средства. Важно, чтобы любой экспериментатор отдавал себе отчет в том, что несет ответственность за последствия своего опыта, и был готов, прежде всего, морально, нравственно платить по счетам. Если же такой готовности нет, если творец не собирается отвечать за свое творение, не обладает должными нравственными качествами, то тогда неизбежна катастрофа.

Наука не стоит на месте. Исследования и открытия в разных областях привели как к положительным, так и негативным последствиям. [2] Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. [3] Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований? Дискуссии среди ученых и полемика в средствах массовой информации по таким проблемам, как возможность скрещивания генов, клонирования человека или даже эвтаназии, свидетельствуют об отсутствии четких критериев о возможности наложении моратория на такие исследования. [5]

В нашей статье мы рассмотрели данную проблему на примере эксперимента профессора Преображенского, описанного в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Литература:

  1. Вольская Е. А. Этика клинических исследований. — URL: https://nvkz-tub.ru/stati/etika-klinicheskih-issledovanij-problemy.html (дата обращения 17.05.2023)
  2. Проблемы научной этики. — URL: https://revolution.allbest.ru/ethics/00349895_0.html (дата обращения 28.04.2023)
  3. Проблема этики ученого в XX-XXI вв. — URL: https://megaobuchalka.ru/9/2269.html (дата обращения 03.05.2023)
  4. Толковый словарь русского языка — URL: https://ozhegov.slovaronline.com/ (дата обращения 30.04.2023)
  5. Этос науки. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее философские основания. — URL: https://studfile.net/preview/16429782/page:9/(дата обращения 10.05.2023)


Задать вопрос