Кубик Рубика как социокультурный феномен | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Самые юные ученые Отличные иллюстрации

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 28.04.2023

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Беляев, А. А. Кубик Рубика как социокультурный феномен / А. А. Беляев, Э. Т. Мхитарян, С. А. Харченко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 34-48. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3759/ (дата обращения: 06.05.2024).



Статья содержит научные результаты участия авторов в школьном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и рефератов «Я — исследователь» 2023 года.

Ключевые слова: кубик Рубика, культура, социум, культура интеллектуального досуга, социокультурный феномен.

Со второй половины XX века человечество вступило в новую фазу своего развития: широкое внедрение производства, автоматизация многих процессов в повседневной жизни людей, распространение компьютерной техники и новых информационных технологий. В связи с этим общество претерпело ряд значительных социокультурных изменений: оказывается серьезное влияние на мировоззрение людей, характер человеческого общения.

Виртуальное информационное пространство затягивает людей, затормаживая тем самым социальное и личностное развитие. На физиологическом уровне это проявляется в снижении работоспособности, повышенной тревожности, ухудшении памяти и внимании. Это особенно заметно среди детей и подростков, которые предпочитают окунуться в мир виртуального общения, нежели выстраивать отношения с обществом на реальном уровне [1].

Но параллельно с развитием эпохи информационных технологий развивается эпоха кубика Рубика. Он является не только самой популярной головоломкой в мире, но и настоящим культом, объединившим разных людей и разрушившим барьеры между поколениями и слоями общества. Являясь поклонниками этой головоломки, мы хотим показать, насколько это увлечение может быть полезным для людей разных возрастов в нашей время. История создания кубика Рубика и то влияние, которое он оказывал и продолжает оказывать на людей, по нашему мнению, приравнивает его к социокультурному феномену конца ХХ — начала ХХI века.

Цель работы: показать социокультурную значимость кубика Рубика для социума и человека в век информационных технологий.

Задачи работы:

  1. Изучить основные понятия и литературу по теме исследования.
  2. Провести контент-анализ:

3. Провести опрос (анкетирование и интервью).

  1. Выявить основные признаки, присущие кубику Рубику как социокультурному феномену
  2. Сделать выводы

Гипотеза: мы предположили, что кубик Рубика является важным социокультурным феноменом нашего времени.

Актуальность: Цифровые технологии современного мира дают огромные возможности человечеству в целом, но неоднозначно сказываются на обществе и человеке, на работе его мозга (рассеянное внимание, отсутствие концентрации, поверхностность мышления и т. д.). Кубик Рубика как достойная альтернатива интеллектуальному досугу очень полезна для людей разного поколения, особенно для детей и подростков.

Наше исследование показывает, насколько польза и ценность кубика Рубика может возрастать при более детальном знакомстве людей с этим удивительным явлением. Кубик Рубика как социокультурный феномен может быть тем «кирпичиком», который помогает человечеству радоваться, развиваться и общаться в невиртуальном, физическом мире.

Объект исследования: человек и социум в реалиях информационного общества

Предмет исследования: положительное влияние кубика Рубика как социокультурного феномена на связь человека, общества и культуры.

Методы исследования : анализ литературных данных, контент-анализ, анкетирование, интервью.

1. Обзор литературы

1.1 Основные понятия

Человек (индивид) живет и развивается в обществе (социуме). Индивид и социум взаимно влияют друг на друга и одновременно являются отражением друг друга.

Культура — это то, что создается человеком и затрагивает и материальную, и духовную, и интеллектуальную сферы человеческой жизни. Она проявляется в различных способах деятельности человека и в результатах этой деятельности. Она включает в себя все способы и формы самопознания и самовыражения как социумом, так и отдельной личностью. В узком же понимании культура — совокупность норм поведения, правил, стереотипов, обычаев и т. д., принятых в данном обществе, которые управляют человеческим поведением. Культура хранит материальные и духовные ценности.

Феномен — философский греческий термин «феномен» означает «являющееся», «редкий факт», «необычное явление».

«Социокультурность» — это неразрывная связь личности, общества и культуры (а значит, и ценностей). Согласно русскому социологу П. А. Сорокину, ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других. Значения, ценности и нормы передаются от индивида к индивиду, от группы к индивиду с помощью «носителей значимого взаимодействия» [2]. Таким образом, социокультурный феномен — это явление, объединившее в себе в одно целое культурные и социальные явления и имеющее воздействие на человека и общество через определенный носитель.

Социокультурные феномены отражают особенности общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Наука, образование, речь, спорт, мифы, семья и очень многое другое — все это социокультурные феномены на все времена. Джаз, стиляги, открытки, компьютерные игры тоже социокультурные феномены для определенного периода жизни человечества. Все они имеют свой путь развития — зарождаются, изменяются, а некоторые заканчиваются.

Одним из знаковых событий в эпоху информационных технологий явилось рождение массовой культуры (в противовес культуре элитарной, интеллектуальной). Такая культура направлена на то, чтобы посредством выпуска фильмов, песен, книг, телепередач и др. большими тиражами охватить как можно больший пласт людей и получить доход. Но, как правило, в явлениях массовой культуры нет серьезной проблематики, глубоких духовных образов, значимых подтекстов. Поэтому такая культура не воспитывает и подает пример, а идет за ожиданиями потребителя.

Одним из примеров такого явления массовой культуры, на первый взгляд, является кубик Рубика. Его шествие не знает границ, он распространён по всему миру и доступен для освоения любому человеку. Его создатель стал миллионером. Но все не так просто. Мы считаем, что кубик Рубика, являясь порождением массовой культуры, смог раздвинуть ее рамки и выйти за ее пределы. В своей работе хотим исследовать и доказать, что по своим признакам культурных и социальных явлений, по силе и глубине воздействия на индивида и общество кубик Рубика можно считать важным социокультурным феноменом нашего времени.

2. Экспериментальные исследования

Для того, чтобы выявить основные признаки, присущие кубику Рубику как социокультурному феномену, мы провели следующие исследования:

– Контент-анализ информационных источников

– Опрос: анкетирование и интервью

2.1. Контент-анализ (качественный)

Качественный контент-анализ направлен на понимание изучаемых явлений, на анализ взаимосвязей и процессов между этими явлениями. Этот метод позволяет увидеть скрытое содержание текста, то, о чем в тексте открыто не говорится, но в нем присутствует.

В результате проведения данного исследования мы хотим ответить на следующие вопросы:

1. В каких сферах человеческой жизни кубик Рубика имеет распространение?

2. В какой функции выступает кубик Рубика в данной сфере?

3. Какую ценность несет в себе кубик Рубика в каждой из выявленных сфер?

Ход исследования:

– Выборка статей в интернет-пространстве

– Выявление упоминаний сфер использования (при отсутствии конкретных наименований в тексте выявление смысловой нагрузки)

– Суммирование содержания (в виде контент-таблицы)

– Исследование содержания (присвоение функции и ценностной значимости)

– Интерпретация результатов

В аналитику попало 33 статьи из интернет-пространства: сайты Cyberleninka, Класс-физика, интернет-версии журналов «Старт в науке», «Популярная механика», «Молодой ученый» (Приложение 1). Нам стало очевидно, что есть сферы как с прямым использованием кубика Рубика, так и те, в которых прослеживается влияние идеи кубика Рубика.

В таблицу мы занесли свои выводы о том, какие сферы жизнедеятельности человека затронула головоломка кубика Рубика в этих статьях. В каждой сфере применения кубика Рубика мы определили, какую функцию он выполняет. Это важно для понимания феномена кубика Рубика. Затем в результате совместного обсуждения вывели понятие той ценности и пользы, которую несет в себе образ кубика Рубика в каждой из перечисленных сфер.

N

Сфера

(ссылка на статьи)

Функция

Ценность/польза

1

Досуг (головоломка / игрушка)

Развлекательная, развивающая

– удовольствие,

– радость

– помогает человеку реализовать то лучшее, что в нем есть, так как досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом в целом.

2

Спорт спидкубинг

Соревновательная, мотивационная

– радость победы

– дух соревновательности

– развитие волевых качеств

– постановка цели и ее достижение

– совершенствование навыков

3

Образование (математика, методология, обучение сборке)

Обучающая, Наглядная

– интересное обучение

– наглядная подача материала, способствующая лучшему восприятию и усвоению знаний

– математическая модель

4

Наука (психология, нейропсихология)

Развивающая, коррекционная

– развитие и обучение через удовольствие и интерес

– здоровье:

– коррекция заболеваний головного мозга (аутизм, Альцеймера, синдром рассеянного внимания)

5

Архитектура (творчество)

Творческая, созидательная

– радость

– красота

– эстетизм

– возможность воплощения идей

6

Изобретательство (создание разных видов кубиков)

Творческая, созидательная

– радость

– развитие воображения

– красота

– нестандартность мышления

7

Дизайн (творчество)

Творческая, созидательная

– радость

– красота

– эстетизм,

– поиск вдохновения

– развитие индвидуальности и оригинального подхода

8

Изобразительное искусство

(творчество)

Творческая, созидательная

– радость

– удивление

– развитие зрительного восприятия, воображения, памяти, чувств

– познание действительности

9

Музыка (творчество)

Творческая, созидательная

– радость / удовольствие

– духовное развитие

– проявление творческих способностей

Как термин звучит сочетание слов кубик Рубика при всяких попытках описать некое явление /процесс, связанное с изменением, комбинацией внутри единой упорядоченной структуры (театр, политика и прочая).

Вывод: Перечисленные сферы применения кубика Рубика не исчерпывающие, но достаточные, чтобы сделать вывод о том, что кубик Рубика действительно является явлением, которое оказывает влияние на большое количество людей по всему миру в разных пластах общества: от детей до научных исследователей. Функции и ценности, которые несет в себе сам кубик Рубика, его идея находятся в рамках социокультурного подхода. Благодаря его многогранному влиянию, люди объединяются по творческим, профессиональным, досуговым интересам.

2.2 Анкетирование (опрос)

Для понимания восприятия кубика Рубика другими людьми (срез мнений) был выбран метод анкетирования. С его помощью можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.

Задачи опроса следующие:

– определить уровень интереса к кубику Рубика у людей разного возраста

– выявить, какие ценностные характеристики ассоциируются с кубиком Рубика

В ходе исследования мы подготовили перечень вопросов, а затем провели сбор информации посредством Google опросника, охватив несколько возрастных категорий людей (до 12 лет, до 30 лет, старше 30 лет и старше 40 лет). Объем выборки составил 113 человек (Приложение 2). Тип выборки — стихийная. Затем мы провели систематизацию полученной информации и предварительный анализ данных:

  1. Кубик Рубика в наше время является известной головоломкой (до 89,4 % респондентов знают о том, что Рубик это фамилия создателя кубика).
  2. 66,6 % респондентов умеют/находятся в процессе обучения сборки/или хотели бы научиться собирать кубик Рубика (при том, что умеет собирать лишь 24,3 %).
  3. Подавляющее большинство опрашиваемых называют кубик Рубика умной головоломкой (89,4 %). Уникальным явлением считает лишь 6,2 %.
  4. Подавляющее большинство респондентов (94,7 %) отмечают, что кубик Рубика способствует развитию логического мышления, мелкой моторики и улучшению памяти. Данные ответы выбраны даже теми, кто не умеет собирать кубик Рубика.
  5. Возраст опрашиваемых:

до 15 лет — 28,3 %, до 30 лет — 10,6 %, до 40 лет — 17,7 %, 40 и более — 43,4 %.

Интервью

Метод интервьюирования — один из наиболее часто используемых в качественных исследованиях. Он дает возможность выявить общественное мнение о предмете исследования. Ответы, полученные в ходе интервью, служат исходным материалом для анализа, обобщения и выводов. В нашем исследовании нам удалось использовать несколько видов интервью: индивидуальное (3 человека) и групповое (7 человек). Задачи, которые мы ставили перед собой при проведении интервью, совпадают с задачами при анкетировании. Полуструктурированное интервью проходило в соответствии с перечнем вопросов, при этом интервьюируемый имел свободу действия для своих ответов. Благодаря данной форме интервью мы смогли получить дополнительную информацию о ценностных характеристиках, которые несет кубик Рубика для каждого респондента.

1) Групповое интервью

Интервью проходило 4 декабря 2022 на встрече спидкуберов по адресу г. Москва, ТЦ Ереван-плаза, ул. Большая Тульская, д.13. Время проведения 2 часа. На встрече присутствовало 8 спидкуберов разного возраста и пола (Приложение 3, рис. 1). Возраст спидкуберов на нашей встрече варьировался от 11 до 26 лет. Это были и школьники, и выпускники различных вузов (от консерватории до технического вуза по специальности информационные технологии). Мы отметим те моменты интервью, которые кажутся наиболее интересными и важными в разрезе нашего исследования:

– Один из присутствовавших на нашей встрече спидкубер Николай Массон [6] является представителем WCA в России (Приложение 3, рис. 3). Первый официальный чемпионат по спидкубингу прошёл в 1982 году. С 2003 года (после второго чемпионата) началась новая эра в спидкубинге.

– Соревнования по спидкубингу помогают влиться в сообщество любителей головоломок, отлично провести время и развить различные навыки.

– По мнению спидкуберов, у человека, научившегося собирать кубик Рубика, есть два пути: либо осваивать все остальные кубики в сборке и улучшать свои показатели в скорости их сборки, либо просто сохранить теплые воспоминания о том увлекательном периоде освоения сборки кубика Рубика, уметь его собирать и иногда это делать себе в удовольствие.

– Компьютерные игры и кубик Рубика как досуг не взаимоисключают друг друга, а сосуществуют в разных плоскостях.

– Также важным акцентом стал ответ на вопрос, почему научившись собирать кубик Рубика (по алгоритму или самому), это не становится скучным занятием для собирающего. Возможности комбинаторики в данной головоломке велики. Каждый раз при скрамблинге создается почти уникальная комбинация. И даже зная алгоритмы сборки, приходится проявлять свои способности в оценке исходных данных, в быстром принятии верных решений и, конечно, памяти и моторике рук. И в этом, безусловно, большое достоинство данной головоломки.

– Кубик Рубика помог развить мелкую моторику, социальные и речевые навыки аутисту Максу Парку, спидкуберу, многократному чемпиону США. При том, что он испытывал серьезные проблемы в социальном взаимодействии, а также в выполнении многих задач (вплоть до завязывания шнурков).

2) Индивидуальное интервью

Все 3 интервью проходили в онлайн-формате (Приложение 4). Время проведения интервью — 20–30 минут. Респондентами стали среднестатистический российский пенсионер Панягин Александр Юрьевич, учитель начальных классов АНОО «Физтех Лицей» Щербакова Анастасия Андреевна, а также Ph.D., к.ф.-м.н., старший научный сотрудник, и.о. зав. лабораторией молекулярной клеточной биологии и оптогенетики, Центр исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний, МФТИ Власов Алексей Валерьевич.

Бланки интервью представлены в Приложениях 5–7.

Проанализировав полученные ответы, мы пришли к тому, что каждый респондент, вне зависимости от того, умеет ли он собирать кубик Рубика или нет, осознает ценность данной головоломки в разных сферах жизни человека. Все участники интервью единогласно сошлись во мнении о важности кубика Рубика в тренировке мелкой моторики, логики, пространственного мышления, воображения, памяти и усидчивости. Все опрашиваемые считают кубик Рубика головоломкой, математической задачей, влияние которой можно сравнить с влиянием, оказанным большими фундаментальными задачами. Так Ph. D. Власов провел параллели между изобретением Рубика и гипотезой Пуанкаре, когда при своей внешней простоте явление имеет свои подводные камни.

Никто из респондентов не назвал кубик Рубика просто игрушкой. Напротив, эту головоломку определили как важную веху в развитии комбинаторики, как знаковый момент в развитии разных разделов математики, как некое уникальное явление, которое объединило вокруг себя большое количество людей и которое каждый человек рано или поздно возьмет в руки хотя бы для того, чтобы один раз попробовать собрать. Это в очередной раз подтверждает тот факт, что кубик Рубика является уникальной головоломкой, социокультурным явлением, которое оказывает влияние на большое количество людей.

Выводы:

  1. Мы убедились в том, что кубик Рубика является популярной головоломкой.
  2. Перечисленные сферы использования кубика Рубика очень разнообразны. Влияние идеи кубика Рубика не перестает будоражить творческий ум человека и общества.
  3. Кубик Рубика «образует» сообщества и объединяет людей.
  4. Кубик Рубика стал родоначальником большого «семейства» механических головоломок.
  5. Идея кубика Рубика, его воплощения и связанные с ним «вопросы» восхищают как умеющих, так и не умеющих собирать его респондентов.
  6. Однако уникальным явлением все же его считают, как правило, те, кто глубже «погружается» в тему кубика Рубика, не останавливаясь только на его сборке. Человечеству понадобилось 36 лет, чтобы найти строгий математический алгоритм сборки кубика Рубика в 20 поворотов граней.
  7. Научиться использовать кубик Рубика по прямому назначению (сборка кубика Рубика, например, по алгоритмам) может практически любой человек. При этом умение собирать кубик Рубика не делает этот процесс менее увлекательным.
  8. Практическая польза от занятий кубиком Рубика и головоломками-последователями велика для людей любого возраста.
  9. С кубиком Рубика ассоциируются важные и ценные для человека и общества понятия.

Заключение

В своем исследовании мы хотели понять, благодаря чему кубик Рубика смог стать не только носителем культуры интеллектуального досуга, но и стать источником вдохновения для человека и общества. Показать, что ценность, которую несет кубик Рубика для человека и социума в целом, делает его социокультурным феноменом нашего времени.

Результаты наших исследований позволяют сделать следующие выводы:

  1. Выбранные нами методы исследования позволили нам выполнить поставленные задачи. Контент-анализ позволил увидеть изучаемый предмет расширенно, с разных сторон. Опрос дал реальный срез мнений части общества. Интервью позволило прочувствовать отношение респондентов к кубику Рубика, в том числе эмоциональное.
  2. Мы убедились в том, что кубик Рубика представляет собой хороший образец культуры интеллектуального досуга, объединяющий людей по всему миру.
  3. Неугасающий интерес к кубику Рубика обусловлен уникальностью его идеи и воплощения: изменяемости отдельных частей при сохранении единства общего вида.
  4. Мы пришли к выводу, что радость освоения сборки кубика Рубика в детском возрасте может стать полезной привычкой на всю жизнь. Для внедрения в жизнь этой идеи на примере сообщества начальной школы АНОО «Физтех-лицей» имени П. Л. Капицы возможно сделать:

– организовать кружок по сборке кубика Рубика и других головоломок;

– использовать кубик Рубика на уроках математики;

– поощрять /организовать возможность использования кубика Рубика и других умных головоломок на переменах.

  1. Взаимное проникновение и влияние друг на друга индивида, социума и культуры посредством носителя — кубика Рубика, исследованное нами, позволяет говорить о том, что кубик Рубика является социокультурным феноменом.

Таким образом, гипотеза подтверждена, цель работы достигнута. Кубик Рубика как социокультурный феномен оказывает бесспорное, положительное влияние на связь человека, общества и культуры в век информационных технологий.

Вдохновившись изученной информацией о кубике Рубике, мы решили собрать свой собственный магнитный куб (Приложение 8). Наш кубик — своего рода дань уважения головоломке Рубика, бессмертной головоломке всех времен и народов.

Приложение 1

Воплощение идеи кубика Рубика в различных сферах жизни человека

Приложение 2

Результаты анкетирования

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Умеете ли Вы собирать кубик Рубика?. Количество ответов: 111 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Какое у Вас образование?. Количество ответов: 113 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Сколько Вам лет?. Количество ответов: 113 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Знаете ли вы, что означает Рубика?. Количество ответов: 112 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Кубик Рубика способствует:. Количество ответов: 113 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Что Вам мешает научиться собирать Кубик Рубика?. Количество ответов: 111 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Как Вам кажется, какие качества помогают человеку научиться собирать кубик Рубика?. Количество ответов: 113 ответов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Как Вы думаете, кубик Рубика - это…. Количество ответов: 113 ответов.

Приложение 3

Групповое интервью

На встрече со спидкуберами На встрече со спидкуберами

Рис. 1. На встрече со спидкуберами

Спидкубер Максим и бланк для скрамбла Спидкубер Максим и бланк для скрамбла

Рис. 2. Спидкубер Максим и бланк для скрамбла

Представитель Всемирной организации кубиков (WCA) в России Николай Массон

Рис. 3. Представитель Всемирной организации кубиков (WCA) в России Николай Массон

Приложение 4

Индивидуальное интервью

Интервью с А. Ю. Панягиным

Рис. 4. Интервью с А. Ю. Панягиным

Интервью с А. А. Щербаковой

Рис. 5. Интервью с А. А. Щербаковой

C:\Users\Тигран\Downloads\WhatsApp Image 2023-01-14 at 19.08.26.jpeg

Рис, 6. Интервью с Ph.D. Власовым А. В.

Приложение 5

Интервью с Панягиным А. Ю.

Бланк интервью

ФИО РЕСПОНДЕНТА Панягин Александр Юрьевич

ДОЛЖНОСТЬ Пенсионер

ОБРАЗОВАНИЕ Высшее экономическое

ВОЗРАСТ 66

  1. Умеете ли Вы собирать кубик Рубика? Нет
  2. В каком возрасте научились его собирать? -
  3. Есть ли среди Ваших друзей, знакомых те, кто умеют собирать кубик Рубика? Да
  4. Что для Вас кубик Рубика (игрушка, головоломка, вид спорта, уникальное явление)?

Уникальное явление, развивающее математические навыки, обучающее нестандартному мышлению.

  1. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите словосочетание «кубик Рубика»? Ассоциация с людьми, которые собирают КР. Люди-стратеги, видящие на несколько шагов вперед.
  2. Важно ли, на Ваш взгляд, обучаться сборке кубика Рубика? Почему? По интересу.
  3. Есть ли связь между умением собирать кубик Рубика и хорошей учебой в школе? Да, потенциал у людей, умеющих собирать КР, большой.
  4. Можно ли использовать кубик Рубика в образовательном процессе, например, на уроках математике? (на других предметах?) Да, объяснение даже сложного материала посредством такого наглядного пособия как КР, значительно облегчит понимание материала.
  5. Какие качества/навыки, на Ваш взгляд, развивает кубик Рубика? Пространственное мышление, логика, память.
  6. С чем бы Вы сравнили кубик Рубика? Есть ли что-то подобное на Ваш взгляд в сфере проведения досуга? Головоломки .
  7. Можно ли назвать КР неким символом? Если да, то символом чего? Головоломка на века. Каждый человек хоть раз в жизни возьмет КР в руки, чтобы попробовать его собрать.

Дополнительные комментарии:

Иногда можно услышать фразу «эпоха кубика Рубика». Я считаю, что эпоха — это нечто проходящее, в то время как кубик Рубика будет популярен и интересен всегда.

Приложение 6

Бланк интервью с Щербаковой А. А.

ФИО РЕСПОНДЕНТА Щербакова Анастасия Андреевна

ДОЛЖНОСТЬ Учитель начальных классов

ОБРАЗОВАНИЕ Высшее педагогическое

ВОЗРАСТ 23

  1. Умеете ли Вы собирать кубик Рубика? Да (2х2, 3х3, 5х5)
  2. В каком возрасте научились его собирать? В 18 лет
  3. Есть ли среди Ваших друзей, знакомых те, кто умеют собирать кубик Рубика? Да (в основном дети разного школьного возраста)
  4. Что для Вас кубик Рубика (игрушка, головоломка, вид спорта, уникальное явление)?

Головоломка

  1. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите словосочетание «кубик Рубика»?

Классический старый кубик 3х3

  1. Важно ли, на Ваш взгляд, обучаться сборке кубика Рубика? Почему? Да, с определенного возраста очень важно, потому что эта головоломка формирует пространственное мышление, а также полезна в целом для общего развития.
  2. Есть ли связь между умением собирать кубик Рубика и хорошей учебой в школе? Вероятно, да, так как сборка КР требует терпения и усидчивости, столь необходимые в образовательном процессе. Любые головоломки развивают пространственное мышление (геометрия), головоломки в занимательной математике.
  3. Можно ли использовать кубик Рубика в образовательном процессе, например, на уроках математике? (на других предметах?) Да, ряд задачи в занимательной математике (например, изучение граней) построены на примере граней КР. Можно ввести в школе кружок по сборке КР.
  4. Какие качества/навыки, на Ваш взгляд, развивает кубик Рубика? П ространственное мышление, усидчивость.
  5. С чем бы Вы сравнили кубик Рубика? Есть ли что-то подобное на Ваш взгляд в сфере проведения досуга? Нельзя ни с чем сравнить. Головоломки Рубика уникальны.
  6. Можно ли назвать КР неким символом? Если да, то символом чего? Кубик Рубика подобен главе большого семейства самой умной головоломки.

Дополнительные комментарии: КР — это единственная головоломка, которая собрала вокруг себя такое количество единомышленников и последователей по всему миру. Важно доносить людям пользу КР, его уникальность.

Приложение 7

Бланк интервью с Ph.D. Власовым А. В.

ФИО РЕСПОНДЕНТА Власов Алексей Валерьевич

ДОЛЖНОСТЬ С тарший научный сотрудник, и.о. зав. лабораторией молекулярной клеточной биологии и оптогенетики, Центр исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний, МФТИ

ОБРАЗОВАНИЕ Ph.D., кандидат физико-математических наук

ВОЗРАСТ 29

  1. Умеете ли Вы собирать кубик Рубика? Нет
  2. В каком возрасте научились его собирать? -
  3. Есть ли среди Ваших друзей, знакомых те, кто умеют собирать кубик Рубика? Да
  4. Что для Вас кубик Рубика (игрушка, головоломка, вид спорта, уникальное явление)?

Головоломка

  1. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите словосочетание «кубик Рубика»?

Головоломка, математическая задача

  1. Важно ли, на Ваш взгляд, обучаться сборке кубика Рубика? Почему? Да, потому что КР тренирует умственную деятельность человека.
  2. Есть ли связь между умением собирать кубик Рубика и хорошей учебой в школе? Нет
  3. Можно ли использовать кубик Рубика в образовательном процессе, например, на уроках математике? (на других предметах?) Любые игровые моменты в образовании детей приветствуются. А если с их помощью можно доступно донести изучаемый материал, то это вдвойне ценно.
  4. Какие качества/навыки, на Ваш взгляд, развивает кубик Рубика? Мелкая моторика, логика, пространственное мышление, воображение, память.
  5. С чем бы Вы сравнили кубик Рубика? Есть ли что-то подобное на Ваш взгляд в сфере проведения досуга? Головоломки, которые собираются на скорость.
  6. Можно ли назвать КР неким символом? Если да, то символом чего? Символ (веха) развития комбинаторики.

Дополнительные комментарии:

Влияние КР можно сравнить с влиянием, которое оказали большие фундаментальные задачи (например, теория Пуанкаре, когда за внешней простотой скрывается чрезвычайная сложность).

Приложение 8

Процесс создания собственного кубика Рубика

Определение полярности магнитов в схеме сборки

Рис. 7. Определение полярности магнитов в схеме сборки

Маркировка полюсности магнитов

Рис. 8. Маркировка полюсности магнитов

Отверстия под магниты

Рис. 9. Отверстия под магниты

Кубики со вклееными магнитами

Рис. 10. Кубики со вклееными магнитами

Проверка правильности сборки кубиков

Рис. 11. Проверка правильности сборки кубиков

Шлифование кубиков

Рис. 12. Шлифование кубиков

Гравировка выжигательным аппаратом

Рис. 13. Гравировка выжигательным аппаратом

Результат

Рис. 14. Результат

Наш кубик Рубика

Рис. 15. Наш кубик Рубика

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-informatsionnom-obschestve?ysclid=ldgyuxqit9765903109
  2. https://culturolog.ru/content/view/1528/
  3. https://www.sports.ru/tribuna/blogs/gulyashnash/2769416.html
  4. Рубик Э. Кубик Рубика: За гранями головоломки, или Природа творческой мысли. Москва: Альпина, 2021.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/bolezn-altsgeymera-ot-teorii-k-praktike
  6. https://www.worldcubeassociation.org/persons/2011MASS01
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/intervyu-v-kachestvennyh-issledovaniyah-1


Ключевые слова

культура, социум, кубик Рубика, культура интеллектуального досуга, социокультурный феномен
Задать вопрос