Создание сборника дидактических материалов «Литературные нормы русского языка» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 27.04.2023

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Мышова, А. Д. Создание сборника дидактических материалов «Литературные нормы русского языка» / А. Д. Мышова, Е. Ф. Ложникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3751/ (дата обращения: 04.05.2024).



Грамотная устная и письменная речь имеет огромное значение в современном мире. Грамотный человек способен достичь больших высот в профессиональной деятельности, чем безграмотный. Именно поэтому решила создать сборник дидактических материалов по литературным нормам, знание которых пригодится не только на экзаменах, но и в жизни.

Цель: создание сборника дидактических материалов, который позволит освоить литературные речевые нормы русского языка

Задачи:

1) изучить и подобрать теоретический материал по нормам литературного русского языка;

2) изучить технические возможности интернет-сервиса Яндекс-диск, с помощью которого будет выполнен сборник;

3) оформить теоретическую часть сборника;

4) подготовить практические задания к теоретической части.

Продукт проектной деятельности: сборник дидактических материалов «Литературные нормы русского языка».

Сроки реализации проекта:

  1. Организационно-теоретический этап (ноябрь 2022)
  2. Практический этап (декабрь 2022-март 2023)
  3. Обобщающий этап (апрель 2023)

Тип проекта: практико-ориентированный.

Ожидаемые результаты: сборник позволит обобщить теоретический материал по литературным нормам, что поспособствует более качественной подготовке к ЕГЭ и повысит культуру речи обучающихся.

Целевая аудитория проекта: обучающиеся 10–11 классов МОУ «Седановская СОШ».

Описание этапов реализации проекта

  1. Организационно-теоретический этап (срок реализации: ноябрь 2022)

Задачи данного этапа

1) изучить и подобрать теоретический материал по нормам литературного русского языка;

2) изучить технические возможности Интернет-сервиса Яндекс-диск, с помощью которого будет выполнен сборник.

На первом этапе было необходимо структурировать теорию по литературным нормам, изученную в течение школьного курса. Я вспомнила материал, рассмотренный на уроках русского языка. Дополнительно я изучила Интернет-ресурсы, на которых изложены разборы на каждое задание. Среди них я изучила такие сайты для подготовки к ЕГЭ, как РУСТЬЮТОРС, Сдам ГИА: решу ЕГЭ, 4ЕГЭ

Изучив теорию, я выделила четыре темы, которые будут рассмотрены в сборнике:

1) Закономерности ударения (орфоэпические нормы)

2) Лексические нормы

3) Морфологические нормы

4) Синтаксические нормы

К каждому разделу будут прилагаться практические задания для закрепления теории.

На организационном этапе возник вопрос о выборе платформы для создания сборника. Я рассмотрела вариант работы с текстовым редактором Word, однако для совместной работы с руководителем он был бы неудобен. Я начала поиски Интернет-сервиса, который бы подходил под нижеизложенные требования.

1) Сервис должен иметь возможность совместного редактирования документов, чтобы при необходимости руководитель смог сделать правки.

2) Интерфейс сервиса должен быть интуитивно понятен.

3) Сервис должен быть бесплатным.

По всем параметрам мне подошёл облачный интернет-сервис Яндекс-диск. Интерфейс достаточно прост, поэтому при его изучении проблем не возникло. При создании необходимого документа, в моём случае текстовом, возможно совместное редактирование файла. Сам текстовый документ во многом схож с Word-документом, поэтому затруднений с технической частью не возникло.

Я зарегистрировалась на сервисе и создала текстовый документ для дальнейшей работы.

Следующим шагом была разработка заданий к теоретическим частям. Я решила использовать задания, которые есть в самом ЕГЭ, некоторые задания я разработала сама. Также я учла тот факт, что многие ученики предпочитают использовать современные гаджеты для учёбы, поэтому встал вопрос о создании интерактивных упражнений, чтобы заинтересовать учащихся.

Сейчас большую популярность набирают QR-коды. При сканировании камерой телефона пользователя перенаправляют на определенный сайт. Я тоже решила использовать QR-коды в своей работе.

Для создания электронных упражнений мне потребовалось изучить онлайн-сервисы для создания интерактивных заданий. Одним из таких был сайт еТреники. Онлайн-конструктор позволяет создавать 5 типов тренажёров. Однако при сканировании QR-кода страница сайта открывалась не полностью, и задание невозможно было выполнить, поэтому мне пришлось искать альтернативу. Таковым стал сайт LearningApps. Сервис предлагает на выбор 21 шаблон для разработки упражнений и игр. Разобраться в редакторе легко, возможности сайта большие. Поэтому я выбрала этот сайт для разработки заданий.

Вывод. Задачи организационно-теоретического этапа выполнены: Изучен и подобран теоретический материал, изучены технические возможности интернет-сервиса Яндекс-диск, выбрана площадка для разработки заданий.

  1. Практический этап проекта (срок реализации: декабрь 22-март 23)

Задачи этапа

1) Оформить обложку и создать сборник

2) Создать интерактивные упражнения на сайте LearningApps

Учитывая результаты теоретического этапа, я приступила к созданию сборника. Первым делом я оформила обложку сборника в графическом редакторе PicsArt. Изначально её я оформила в оранжевом цвете с белой рамкой, но после мне показалось, что она получилась не очень яркой, поэтому решила изменить её. В итоге обложку я выполнила в розовых цветах, добавив буквы алфавита сверху и снизу.

Моим следующим шагом была разработка условных обозначений, которые помогут ориентироваться в сборнике. Для условных обозначений я выбрала следующие значки: теория — лупа, полезные материалы — лампочка, практические задания — карандаш, интерактивные — бумажный самолётик.

Для каждой части я разработала разные типы заданий. В разделе закономерностей ударений использовались задания, где нужно правильно образовать формы частей речи и расставить в них ударения. В разделе лексических и морфологических норм я использовала задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, и задания с таблицей, в которой необходимо найти ошибки в предложениях и исправить их.

В процессе разработки практических заданий я задумалась о том, где ученики будут писать ответы на задания. Для решения этой проблемы, я решила добавить в сборник строки для записи ответов.

На сайте LearningApps я выбрала несколько шаблонов для создания интерактивных упражнений. В разделе орфоэпии я создала задания, где нужно выбрать карточки с правильным вариантом ответа. В разделе лексических и синтаксических норм нужно соединить подходящие друг к другу карточки. В морфологии — подобрать правильное окончание в словах и указать степени сравнения форм прилагательных.

В некоторых разделах сборника представлены полезные материалы, которые помогут ученикам запомнить изученную теорию. Например, в части орфоэпических норм я использовала рифмовки для запоминания ударений. В разделе лексических норм есть QR-код, перейдя по которому, ученик может изучить словарь паронимов. В разделе морфологии представлена закономерность окончаний в названиях единиц измерения.

Вывод. Задачи практического этапа решены: создан сборник дидактических материалов, оформлена обложка продукта, созданы интерактивные задания.

  1. Обобщающий этап проекта (срок реализации: апрель 2023)

Задачи данного этапа:

1) проанализировать проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, и найти пути их решения.

2) определить перспективу реализации проекта.

Во время реализации проекта, возникли проблемы, представленные в таблице.

Проблема

Пути решения

неудобство совместного редактирования файла в Word-документе

создание проектной работы в облачном сервисе Яндекс-диск

при сканировании QR-кода страница сайта еТреники открывалась не полностью, и задание невозможно было выполнить

использование альтернативного сайта LearningApps

при скачивании сборника с Яндекс-диска на компьютер, необходимый шрифт не поддерживался

конвертирование Word-файла в PDF

Полученный продукт моей проектной деятельности может успешно применяться на уроках русского языка в 10–11 классах и во внеурочной деятельности по предмету.

Вывод. Задачи обобщающего этапа решены: проанализированы проблемы, возникшие во время реализации проекта, определена перспектива проекта.

Заключение

Продукт моего проекта, сборник дидактических материалов «Литературные нормы русского языка», был успешно разработан в установленные сроки. Поставленные задачи выполнены полностью, цель проектной работы достигнута. Продукт проектной деятельности может быть использован в дальнейшем в образовательной деятельности учащихся 10–11 классов. В перспективе сборник может дополняться новыми заданиями.

Ссылка на продукт



Задать вопрос