Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам Кавказа | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 24.04.2023

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Тимофеев, Д. А. Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам Кавказа / Д. А. Тимофеев, И. Ф. Руденко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 64-72. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3742/ (дата обращения: 04.05.2024).



В нашей большой стране есть много удивительных мест, а также великих людей, которых мы помним и которыми гордимся. Эти люди связывают прошлое с настоящим, без них мы не можем представить ни своей страны, ни своей жизни. Одни люди посвящают всю свою жизнь защите и прославлению своей родины, другие же вносят огромный вклад в культурное наследие. Одним из таких известных и выдающихся людей является Михаил Юрьевич Лермонтов, знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, художник. С его творчеством знаком каждый, ведь уже на протяжении не одной сотни лет его произведения постоянно печатаются, читаются и изучаются в школах и прочих учебных заведениях. С особенно большим почтением к Лермонтову относятся на Кавказе, ведь именно там поэт провёл большую часть жизни [1]. В расцвете творческих сил именно на Кавказе Лермонтов создал свои лучшие произведения. Именно там произошли многие важные события из его жизни, там же он и умер.

Кавказ — замечательное место с красивыми пейзажами и богатой историей. К сожалению, многие люди не очень хорошо знают историю своей страны и предпочитают отдыхать за границей, а ведь в России много красивых и интересных мест. Поэтому я предлагаю провести экскурсию по местам Кавказа, связанным с творчеством Лермонтова. Целью экскурсии будет посещение наиболее известных и значимых мест, оказавших влияние на жизнь поэта или связанных с его творчеством. Мы узнаем историю этих мест, увидим то, что вдохновляло поэта.

Виртуальная экскурсия имеет одно неоспоримое преимущество перед традиционной: не покидая дома, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами города.

Маршрут экскурсии: Памятник Лермонтову в Пятигорске — Лермонтовские ванны — Грот Дианы — Провал — Лермонтовская скала — Гора Кольцо — Место дуэли — Домик Лермонтова — Лермонтовская площадка.

Памятник Лермонтову

Памятник Лермонтову — скульптурное изображение поэта Михаила Юрьевича Лермонтова в центре Пятигорска [2]. Памятник был открыт 16 (28) августа 1889 года. Авторы монумента — скульптор А. М. Опекушин, архитектор Н. А. Дорошенко. Памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Является самым первым памятником поэту в России и одной из главных достопримечательностей Пятигорска. Идея установить памятник поэту в Пятигорске возникла в 1870 году. Она принадлежала одному из первых лермонтоведов — поручику П. К. Мартьянову и главному арендатору Кавказских Минеральных Вод А. М. Байкову.

С 1 июня 1871 года началось пятитомное «Дело о постановке памятника поэту М. Ю. Лермонтову в Пятигорске», охватывающее период с 1871 по 1889 г, которое сохранилось. В июле 1871 года император Александр II дал разрешение провести повсеместную подписку на сооружение памятника М. Ю. Лермонтову в городе Пятигорске. Вскоре первые взносы поступили в сумме 2 рубля от двух неизвестных крестьян Тамбовской губернии, к сожалению, их фамилии в «Деле…» не указаны. Деньги передавались на хранение и для увеличения процентами в Пятигорский городской общественный банк.

К концу 1881 года, когда Комитет стал располагать 25 тысячами рублей пожертвований, появилась возможность перейти к следующему этапу — составление проекта памятника. Для постановки памятника выбрали место — там ранее стояла пятигорская гауптвахта, на которой содержался Н. С. Мартынов после дуэли с Лермонтовым. В 1881 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Первый и второй тур конкурса не дал желаемых результатов. 12 апреля 1883 года Комиссия решила назначить третий тур, но на новых условиях: проекты представлять только в виде скульптурных эскизов ориентировочной стоимостью самого памятника не более 25000 рублей, а за проект-победитель назначили премию в 1000 рублей. Срок конкурса заканчивался 15 октября 1883 года.

Победил академик А. М. Опекушин (сын крепостного Ярославской губернии), уже известный к тому времени как автор памятника А. С. Пушкину в Москве. Архитектурной разработкой места для памятника занялся в 1886 году по просьбе А. М. Байкова архитектор Н. А. Дорошенко. Торжественное открытие памятника состоялось 16 августа 1889 года. К подножию памятника народ нёс цветы и венки. Делегация от Тенгинского пехотного полка возложила венок из серебряных листьев. Вокруг памятника разбили зелёный сквер, который получил название Лермонтовского. В дни рождения поэта здесь проходят поэтические праздники. В апреле 1946 года была открыта каменная лестница к памятнику со стороны Октябрьской улицы по проекту художника-архитектора Г. К. Писаренко.

Памятник Лермонтову (Пятигорск) — Википедия

Лермонтовские Ванны

Лермонтовские ванны являются первой курортной постройкой в Пятигорске. Они были созданы по проекту известного петербургского архитектора Иосифа Шарлеманя, который адаптировали под местные условия братья-зодчие Джузеппе и Марко Бернардацци [3].

Во время ссылки на Кавказ Лермонтов лечился в этом здании, которое в те годы называлось Николаевскими ваннами. Поэт подолгу гулял около здания ванн и описывал свое пребывание на курорте в своих многочисленных письмах. Лермонтовские ванны расположились посреди уникальных природных ландшафтов. Здание находится у подножия самой известной горы Пятигорска — горы Горячей. Именно вокруг Горячей и сложился курортный центр Пятигорска. Гора, сложенная из травертинов, испещрена множеством источников, некоторые из которых оказались целебными.

Задолго до того, как Пятигорск стал курортным городом, жители окрестных поселений вырубали в горе небольшие бассейны прямо в камне. Без каких-либо усилий со стороны людей бассейны наполнялись водой, о целебных свойствах которой было известно еще в древности. Не удивительно, что именно здесь появилось первое регулярное курортное сооружение на курортах Кавминвод — здание ванн.

Строительство Лермонтовских ванн проходило с 1825 по 1831 годы. Торжественная закладка здания состоялась в 1826 году — к тому времени были определены все нюансы с проектированием нового здания. За основу для строительства будущего здания был взят проект знаменитого петербургского архитектора Иосифа Шарлеманя. Однако, вскоре выяснилось, что готовый проект не совсем подходит для пересеченной местности Кавказа и не вписывается в некоторые существующие элементы окружающего ландшафта.

Сложившуюся проблему разрешили двое местных зодчих — братья Джузеппе и Марко Бернардацци. Они сумели грамотно адаптировать проект Шарлеманя под необходимые параметры местности. Имя братьев увековечено на мемориальном камне, расположенном в левой передней части здания. Другой мемориальный камень у здания Лермонтовских ванн был установлен в честь знаменитого генерала Алексея Ермолова, сыгравшего большую роль в развитии и становлении пятигорского курорта.

Сам Михаил Лермонтов, в честь которого здание ванн было переименовано, отдыхал и лечился здесь в 1837 году. По прибытии на Кавказ его мучали слабость и ревматизм. По воспоминаниям поэта, его буквально донесли до здания курорта. Спустя месяц от болезни не осталось и следа. Многим известно о том, что местные источники способствуют излечению болезней опорно-двигательного аппарата и суставов. Во время лечения Михаил Юрьевич прошел курс из 20 процедур и регулярно принимал воздушные ванны. Он очень любил гулять по окрестностям и совершать восхождения на гору Горячую. Курортная жизнь поэта вовсе не была настолько скучной и однообразной. Он активно общался с приезжей молодежью и даже устраивал собственные балы.

Файл:Лермонтовские ванны .jpg — Википедия

Грот Дианы

Грот Дианы — живописная искусственная пещера на склоне горы Горячей в Пятигорске. Ландшафтный памятник, носящий имя древнеримской богини, пользуется большой популярностью у туристов, приезжающих в Пятигорск [4]. В XIX веке в красивом гроте любила отдыхать пятигорская молодежь. Романтическое место очень нравилось М. Ю. Лермонтову. Пещеру на склоне горы построили в честь первого покорения горы Эльбрус.

Летом 1829 года на кавказский исполин удалось подняться экспедиции под руководством генерала Георгия Арсеньевича Эммануэля. Примечательно, из всей экспедиции только Хаширов побывал на самой вершине. В честь выдающегося события были отлиты две чугунные плиты, которые хотели установить у подножия самой высокой горы Кавказа. Однако плиты высотой в рост человека оказались слишком тяжелыми для перевозки, поэтому местные власти приняли решение построить искусственный грот в Пятигорске и оформить его памятными плитами. Проект ландшафтного памятника подготовил русский художник Джузеппе Бернардацци. Будущий грот назвали «Эльбрусом», и он должен был иметь форму двуглавой горы.

В 1931 году, когда пещеру достроили, Эммануэль переменил решение и назвал ее гротом Дианы. За неделю до роковой дуэли, в июле 1841 года, поэт и его друзья провели у пещеры бал «по подписке», который стал последним балом в жизни Лермонтова. Для праздника пещерный свод оформили цветными шалями, связав их под потолком, каменные стены завесили красивыми коврами и устроили внутри освещение из импровизированных люстр. Наверху, над входом играл оркестр, а угощение для гостей предоставил владелец одной из пятигорских гостиниц. Пары танцевали на просторной площадке, расположенной перед аркой грота, а вокруг, на деревьях висело около двух тысяч цветных фонариков.

По рассказам друзей Лермонтова, на бал пришло много народа. Праздник продолжался допоздна, сам поэт тоже танцевал и был чрезвычайно весел. В 1970-е годы грот Дианы был хорошо отреставрирован. Его задняя стена представляет собой природную скалу на склоне горы Горячей, а другие стены построены из туфа. Входная арка декорирована двумя классическими колоннами, изготовленными из камня с горы Машук. Боковые входы продолжаются покатыми стенками, а пол выложен из тесаных каменных плит. На сегодняшний день грот является популярным местом для туристов, и, как и в былые времена, там устраиваются различные праздники.

Грот Дианы, Пятигорск: лучшие советы перед посещением - Tripadvisor

Провал

Провал — природный колодец карстово-тектонического происхождения на южном склоне горы Машук в Пятигорске. Колодец представляет собой конусообразную воронку высотой 41 м, на дне которого находится карстовое озеро минеральной воды бирюзового цвета [5].

Провал впервые исследовал Пётр Симон Паллас в 1793 году. Учёный изучил пещеру сверху, измерил глубину воронки и описал её вид. В то время на дне Провала были два озера, соединённые узким проливом. Местные жители называли озеро «адская бездна» и считали, что в нём обитает огнедышащее чудище, которое по ночам кружит над городом в поисках жертв. Тем не менее одной из забав «водяного общества» были танцы над бездной: по инициативе князя В. С. Голицына архитекторы братья Бернардацци соорудили в 1837 году помост над Провалом, на котором желающие танцевали кадриль. В 1837 году по инициативе князя Голицына устроен мост над пещерой, с которого спускалась корзина с туристами.

Первый спуск в Провал с научными целями был осуществлён в 1857 году. В нём приняли участие известный исследователь минеральных вод Фёдор Александрович Баталин, директор Тифлисской физической обсерватории А. Ф. Мориц, офицеры-топографы и землемеры. Были измерены глубина озера, температура и состав воды. После пробития в 1858 году тоннеля длиной около 58 м доступ к озеру стал гораздо проще, количество посетителей многократно увеличилось, воду стали принимать в лечебных целях.

После торжественного освящения тоннеля и озера в 1885 году в гроте Провала в специальной нише была установлена икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», которая затем была заменена на икону Великомученика и Целителя Пантелеимона. Скульптуры двух львов, охраняющие вход в пещеру, выполнены по эскизу скульптура И. Ф. Шаховской и установлены в середине XX века. В 2008 году также у входа поставлена металлическая скульптура Остапа Бендера со стулом из книги «Двенадцать стульев», по сюжету которой главные герои посещают Пятигорск. Сам Лермонтов вдохновлялся Провалом во время создания многих своих произведений. В своём произведении «Княжна Мери» он писал:

«Вечером многочисленное общество отправлялось пешком к Провалу. По мнению здешних учёных, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведёт узкая тропинка между кустарников и скал…». Сейчас провал является одним из памятников природного наследия Пятигорска и всей России. Эта уникальная природная структура привлекает туристов и показывает, насколько удивителен наш мир.

Озеро Провал, Пятигорск: лучшие советы перед посещением - Tripadvisor

Лермонтовская скала

Лермонтовская скала расположена в нескольких километрах от города Кисловодска, внутри ущелья речки Ольховки. Знаменитая гора, которая сегодня является памятником природы в составе Государственного музея-заповедника им. М. Ю. Лермонтова, была образована в результате многолетнего выветривания песчаника горной породы [6].

Скала, состоящая из известняков и песчаников, окружена с одной стороны рекой Ольховкой, а с другой — большим оврагом. Скала привлекает внимание туристов и экскурсантов главным образом потому, что народная молва прочно связала ее с именем великого русского поэта. И хотя подобные места в окрестностях Кисловодска нередки, скала очень близка к описанию М. Ю. Лермонтовым места дуэли между Печориным и Грушницким в романе «Герой нашего времени». Обвалившиеся серые глыбы скал у подножья Лермонтовской скалы как бы вросли в землю. С этой стороны можно подняться на вершину скалы, хотя это не так легко и небезопасно.

Вспоминаются строки повести «Княжна Мери»: «Узкая тропинка вела на крутизну, обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы: цепляясь за кусты, мы стали карабкаться…». Лермонтовская скала — интересный археологический район. Начиная с VIII века до нашей эры, на протяжении двух тысяч лет она являлась своеобразным центром жизни древних племен. На вершине скалы археологами собрана коллекция керамики VIII-VII веков до н. э.

На восточном склоне скалы у ее подножья обнаружено несколько дольменов — древних захоронений в каменных ящиках с разными предметами: керамикой, орудиями труда, оружием, украшениями. Ученые установили, что здесь было поселение сначала бронзового века, а потом позднее — аланское. Найдены фундаменты зданий поселения, полосы укреплений, сложенные из крупных каменных блоков. Обнаружена и древняя каменоломня. По ряду признаков Лермонтовская скала была ритуальным местом. Поэтому ее окрестности длительное время были густо заселены людьми.

В нескольких сотнях метров выше Лермонтовской скалы найдена каменная плита с достаточно четкими отпечатками лап динозавра. К сожалению, увидеть их можно, лишь получив специальное разрешение — плита лежит в охраняемой зоне нынешнего водоснабжения Кисловодска. Скала невероятно красива и величественна, и, очевидно, именно поэтому писатель так вдохновлялся этими пейзажами.

Гора-кольцо

Гора Кольцо или Кольцо-гора — природный памятник, скальное образование на окраине города Кисловодска. Представляет собой мыс одного из отрогов Боргустанского хребта. Абсолютная высота — 871 м, превышение над основанием — около 100 м. Сложен песчаником и испещрён пещерами. В результате выветривания и эрозии крайняя пещера мыса стала сквозной и по форме напоминает гигантское «кольцо» диаметром 8–10 м. Туристическая достопримечательность. Упоминается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это — ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний, пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко…»

С этим памятником природы связано много древних легенд. Считалось, например, что воин, проскакавший сквозь него в полном вооружении, становится непобедимым в бою. Одна из легенд нартского эпоса, рассказывающая о подвигах витязя Арефа, приписывает его победы над могущественными врагами именно волшебным чарам горы Кольцо. В связи с этим, среди туристов распространено поверье, что необходимо постоять в проёме «кольца» — это якобы приносит людям счастье и удачу. С горы Кольцо открывается прекрасная панорама Кисловодска и его окрестностей, Пятигорья, Джинальского хребта, виден в хорошую погоду и Эльбрус. Скала Кольцо входит в число музейных объектов Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова, базирующегося в Пятигорске.

Кольцо (гора) — Википедия

Место дуэли Лермонтова

Место дуэли М. Ю. Лермонтова представляет собой поляну на северо-западном склоне горы Машук, на которой 15 (27) июля 1841 года погиб великий русский поэт [7]. Отмечено обелиском. Входит в комплекс сооружений Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова и является одной из важных достопримечательностей города Пятигорска.

Уже близко к концу своей жизни поэт был арестован и предан военному суду. Суд вынес решение о трёхмесячном содержании Лермонтова в крепости с последующим направлением в один из армейских полков. Но Николай I ограничил наказание ссылкой на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, сражавшийся с горцами на самом опасном участке военных действий. По пути к месту службы Лермонтов заехал в Пятигорск для лечения. Здесь 15 июля 1841 года состоялась его дуэль с Н. С. Мартыновым. Местом её проведения была выбрана небольшая поляна в четырёх верстах от города — у дороги, ведущей в Николаевскую колонию (ныне Иноземцево). Поэт был убит выстрелом в грудь навылет.

На месте дуэли в разные годы устанавливались временные памятники. В 1913 году было решено установить к 100-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова постоянный монумент. Автором проекта стал скульптор Б. М. Микешин. Он не успел завершить работу к намеченной дате (12 июля 1914 года), так как был занят созданием памятника Лермонтову в Санкт-Петербурге. Ограду вокруг памятника спроектировали петербургские скульпторы Л. А. Дитрих и В. В. Козлов, о чём Б. М. Микешин не был поставлен в известность. Скульптор заявил, что эта ограда разрушает его первоначальный замысел и на открытие памятника, состоявшееся в середине октября 1915 года (по другим данным 27 июля), не явился.

Особых торжеств по случаю открытия не устраивали, потому что шла Первая мировая война. В конце 50-х — начале 60-х годов XX века, когда Пятигорск быстро расширялся, место дуэли М. Ю. Лермонтова вошло в городскую черту. Оно расположено в нескольких сотнях метров от железнодорожной станции Лермонтовская (микрорайон Белая Ромашка).

Современный обелиск имеет классическую пирамидальную форму. Изготовлен он из кисловодского доломита. В центре обелиска, в круглой нише, установлен бронзовый бюст М. Ю. Лермонтова в форме офицера Тенгинского пехотного полка. Под нишей начертаны имя поэта и годы его жизни. Обелиск окружён квадратной оградой из тяжёлых металлических цепей. По всем сторонам ограды расположены бетонные столбики с округлыми кончиками.

Существует мнение, что форма столбиков символизирует пули, хотя на самом деле во времена Лермонтова пистолетные пули имели вид шариков. На каждом из четырёх углов ограды восседают бетонные грифы. Это место является одним из важнейших мест всего Кавказа. Здесь часто проводятся школьные экскурсии и различные мероприятия в память о великом поэте.

Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова

Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова — государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края, литературно-мемориальный музейный комплекс в Пятигорске, созданный на основе дома, где провёл последние месяцы жизни М. Ю. Лермонтов, и куда было доставлено его тело после дуэли [8]. Первый музей поэта. Музей имеет статус исторического памятника федерального значения. М. Ю. Лермонтов в последний раз прибыл в Пятигорск 14 (26) мая 1841 года.

Совместно со своим другом и родственником А. А. Столыпиным он снял маленький домик на территории усадьбы Усманова. Маленький дом (белёная мазанка) с террасой для сдачи в наём построен отставным плац-майором Василием Чилаевым после покупки части территории усадьбы. Ещё до Лермонтова, в 1839 году, в этом доме останавливался русский поэт и переводчик Д. П. Ознобишин, создав здесь «Кавказский цикл». Лермонтов занимал в доме две комнаты окнами в сад. Из этого дома тело поэта было вынесено к месту его первого захоронения на старом пятигорском кладбище (Пятигорский некрополь).

В 1884 году А. Н. Островский стал инициатором появления на доме мемориальной доски с надписью: « Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М. Ю. Лермонтовъ ». В 1908 году в прессе был поднят вопрос о выкупе дома у Павла Семёновича Георгиевского. В результате, благодаря вмешательству в это дело Академии наук.

В 1912 году Кавказское горное общество выкупило домик за 15 тысяч рублей и в годовщину гибели поэта, 15 (27) июля 1912 года открыло музей. Первые подлинные экспонаты в коллекцию музея передала Евгения Шан-Гирей, троюродная племянница М. Ю. Лермонтова — письменный стол и кресло, привезённые из Петербурга. За этим письменным столом были созданы многие произведения поэта.

7 июня 1973 года музей «Домик Лермонтова» преобразован в Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, центром которого стал мемориальный лермонтовский квартал, расположенный в исторической части города. В феврале 1979 года в реставрированной усадьбе Уманова открылась новая экспозиция «Лермонтов в изобразительном искусстве». Одновременно завершена реставрация бывшего дома В. И. Чиляева (Чиладзе), где разместилась научная библиотека. Музей получил Премию Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства за 2018 год за культурно-просветительские проекты в области библиотечного, музейного дела, народного, литературного творчества, театрального, музыкального, изобразительного искусства.

В фондах музея находится 58500 единиц хранения. Среди наиболее ценных экспонатов — коллекции нот «М. Ю. Лермонтов в музыке», скульптурных изображений поэта, открыток XIX века, собрание «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве», иллюстрации к произведениям, а также архив Лермонтовской энциклопедии и уникальная библиотека по Кавказу.

Домик Лермонтова | Пятигорск - Туристско-информационный центр

Лермонтовская площадка

Лермонтовская площадка — архитектурный ансамбль из светло-желтого песчаника, расположен возле главного входа в Курортный парк, напротив колоннады. Площадка находится на небольшой возвышенности, внизу располагается грот, в котором находится скульптура заточенного Демона в клетке, согласно задумке скульптора Г. К. Куреняна, ночью глаза заточенного Демона подсвечиваются красным. Лермонтовская площадка — это площадка с лестницами в три марша, в нише — бюст Михаила Юрьевича Лермонтова, а под ним строки великого русского поэта из стихотворения «Кавказ»:

«Хотя я судьбой на заре моих дней

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, быть раз:

Как сладкую песню Отчизны моей

Люблю я Кавказ»

Примечательно, что все части построены в разное время. Так, лестница была построена в 19-м веке, барельеф Лермонтову — в середине 20-го, а памятник Демону установили в 1970-м году. Не так давно достопримечательность дополнилась новыми деталями: над лестницей построили портик и колонны. Все части ансамбля подчинены единому стилю. В далекие годы здесь находилась ресторация, которая фигурирует в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Деревянное здание ресторации простояло удивительно долго — больше ста лет! Это был деревянный особняк, с комнатами отдыха, рестораном, просторными залами для балов и концертов.

Здесь любили отдыхать как высокопоставленные гости города, так и прославленные литераторы, в том числе Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Михаил Юрьевич впервые побывал в ресторации еще в детстве, со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. Повзрослев, Лермонтов не разлюбил этого места: он часто бывал тут во время кавказской ссылки.

В повести «Княжна Мэри» мы можем увидеть описание этого здания: «В ресторации, построенной на холме, в нескольких шагах от моей квартиры, — писал в дневнике Печорин, — начинают мелькать вечером огни сквозь двойной ряд тополей; шум и звон стаканов раздается до поздней ночи». Именно отсюда выходил Печорин на свидание к Вере, здесь произошла заключительная ссора Печорина и Грушницкого, закончившаяся трагедией. Оно было снесено за ветхостью.

Давно уже нет той ресторации, но бюст Лермонтова, теплые строки стихов и каскады шумной Ольховки, около которых так любил уединяться молодой поэт, сохранили о нем память на века. В наши дни на площадке всегда многолюдно, ведь это одно из излюбленных мест жителей города и его гостей. Местная богема устраивает здесь концерты, художники выходят на пленэры.

Лермонтовская площадка - Достопримечательности Кисловодска | Официальный сайт Путевка.ком

Многие люди, приезжающие в санатории Кисловодска, спешат посетить места, которые освящены присутствием Лермонтова и его дыханием. Где бы ни побывал М, Ю. Лермонтов, он повсюду оставлял неизгладимое впечатление в памяти современников. Мы россияне — соотечественники Лермонтова, и именно поэтому очень важно знать, помнить и ценить как самого поэта и его творчество, так и те места, где он жил, ведь это часть нашего культурного наследия.

Литература:

  1. Ильина, Г. С. Биография Лермонтова / Г. С. Ильина. — Текст: электронный // Obrazovaka: [сайт]. — URL: https://obrazovaka.ru/alpha/l/lermontov-mixail-yurevich-lermontov-mikhail-yuryevich
  2. Новичихин, Е. Г. Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске / Е. Г. Новичихин. — Текст: непосредственный // Роман-газета. — 2006. — № 15.
  3. Разумов, В. Лермонтовские Ванны, г. Пятигорск, Ставропольский край / В. Разумов. — Текст: электронный // vadimrazumov: [сайт]. — URL: https://vadimrazumov.ru/203264.html
  4. Григорий Москвич «Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу» 2013 г.
  5. Несмачная, С. И. Пятигорск в исторических документах / С. И. Несмачная. — Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1985.
  6. Кисловодск. Лермонтовская скала. — Текст: электронный // КМВ экспресс: [сайт]. — URL: http://kmvexpress.ru/dostoprimechatelnosti/lermontovskaya-skala.html
  7. Захаров, В. А. Дуэль и смерть поручика Лермонтова / В. А. Захаров. — Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2006.
  8. Соснина, Е. Лермонтовские реликвии в пространстве пятигорского музея поэта / Е. Соснина. — Текст: непосредственный // Третьяковская галерея. — 2019. — № № 4. — С. 65.
  9. Пилипенко, В. И. Кисловодск: путеводитель / В. И. Пилипенко. — Кисловодск: Картинформ, 2003.


Задать вопрос