Удивительные краски природы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Самые юные ученые Высокая практическая значимость

Рубрика: Химия

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 09.04.2023

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Пятница, С. П. Удивительные краски природы / С. П. Пятница, Т. А. Аронова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 196-201. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3702/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье авторы исследуют возможность создания натуральных красок из природных компонентов растительного происхождения.

Ключевые слова: экологические краски, натуральные пигменты, растительные компоненты.

Человек издавна пытался представить и описать мир цветами — красками. Цвет позволяет увидеть окружающий мир во всем его многообразии, роль зрительного восприятия цветов огромна — от формирования картины мира до практической ориентации в окружающем пространстве, без красок мир был бы серым и унылым.

История появления красок уходит своими корнями в древнейшие цивилизации. До настоящего времени сохранились рисунки первобытных художников на стенах пещер и скал. Древние охотники считали, чтобы добыть на охоте мамонта или оленя, надо их нарисовать. Причем рисовать нужно так, чтобы изображение не исчезло, не стерлось. И доисторические художники высекали острыми камнями очертания рисунка, а потом в эти борозды втирали глину, перемешанную с жиром — первую краску, созданную человеком. С развитием цивилизации находили новые материалы и способы изготовления красок. Часто некоторые компоненты, используемые для создания красок, могли нести определенную опасность для здоровья. В привычном нам виде краски начали делать около 200 лет. По мере развития лакокрасочного производства краски улучшались, и становились все более безопасными — ядовитые вещества заменялись на синтетические компоненты. В современном мире, с широко развитой химической промышленностью, потребителю предлагается огромное разнообразие красок и пигментов для различных задач. Однако, не всегда в составе краски используются безопасные вещества и соединения. Некоторые краски, к примеру, для пальчикового рисования, вступают в непосредственный контакт с кожей, что может вызвать различного рода аллергические реакции. Создание безопасных пигментов на основе минеральных и органических веществ может снизить аллергическую нагрузку на организм и уменьшить экологический след человека — потребителя, что является важной практической задачей в условиях возрастающей антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Развитие «зеленых» технологий и воспитание экологического сознания обуславливают в настоящее время растущий интерес к использованию безопасных компонентов для изготовления красок. Актуальность вопросов экологии и интерес к химическим наукам обусловили формирование основной цели проведенного исследования — изучение возможности создания пигментированных красителей на основе минеральных веществ и органических пигментов в бытовых условиях.

Проведенный анализ литературных источников позволил выяснить, что в овощах, фруктах, некоторых растениях, разнообразных минеральных веществах содержатся красящие пигменты, которые можно использовать для получения цвета.

Изучение научной литературы и множества видео-обзоров в интернете с различными примерами изготовления красок, позволили сформировать правильный подход к выбору материалов, используемых в ходе эксперимента.

В ходе подготовки к экспериментальной части исследования было изготовлено четыре вида связующего вещества для изготовления пигментированных красителей — красок, различного по составу. Методами анализа и сравнения, был выявлен оптимальный рецепт наиболее подходящей основы для краски.

Технологический процесс изготовления основы заключался в первичном создании сиропа — основы, компонентами которого являлись вода с сахаром в соотношении 6:1. Основа не требует длительного кипячения, важным моментом явилось соблюдение условия достижения определенной консистенции основы после растворения сахара, следовало не допускать загущения сиропа. После остывания в сироп добавлялась пищевая сода, кукурузный крахмал и столовый уксус в равных пропорциях. Смесь тщательно перемешивалась до получения однородной массы.

Для получения красящих пигментов, на основе анализа литературных источников, были выбраны: уголь, облепиха, какао, свекла, черника и шпинат. При выборе материалов для пигментов исходили из тех продуктов, которые чаще всего оставляют следы на коже и одежде, в быту человека. Также именно это минеральные и растительные материалы содержат в своем составе природные красители, устойчивые к химическим взаимодействиям с компонентами основы. Точное количество пигмента зависит от того, насколько яркие и насыщенные оттенки краски желательно получить на выходе. Некоторую краску, в силу определенного химического состава красящих пигментов и большого содержания влаги, необходимо дополнительно загущать крахмалом, так как от добавления пигмента она может стать слишком жидкой.

Дальнейшая последовательность получения пигментированных красителей заключалась в создании смесей основы и материала пигмента, после предварительной его подготовки. Так, черный пигмент был получен после измельчения в ступке куска древесного угля, а посредством его смешения с основой в пропорции 1:1 была получена черная эко-краска (Рисунок 1).

Получение черной краски

Рис. 1. Получение черной краски

Изготовление желтой краски

Рис. 2. Изготовление желтой краски

Для получения желтого пигмента облепиха была предварительно разморожена. Ягоды поместили в блендер и измельчили, затем через сито отжали сок и добавили его в основу для краски. При реакции кислоты, содержащейся в соке облепихи, со щелочью — содой в составе основы происходит пенообразование — выделение пузырьков углекислого газа. После того, как пена осядет, получается желто — оранжевая эко-краска (Рисунок 2).

Коричневый пигмент получали посредством смешивания какао с небольшим количеством воды. После добавления в основу для краски, пигмент тщательно перемешивался до однородного состояния (Рисунок 3).)

Изготовление коричневой краски

Рис. 3. Изготовление коричневой краски

Изготовление красной краски

Рис. 4. Изготовление красной краски

Синий пигмент получили при обработке черники. Размороженную чернику измельчили в блендере, после чего полученное пюре пропустили через сито для получения сока, который затем добавили в основу для краски. (Рисунок 5)

Изготовление синей краски

Рис. 5. Изготовление синей краски

Изготовление зеленой краски

Рис. 6. Изготовление зеленой краски

Зеленый пигмент был выделен из шпината. Предварительно шпинат измельчили в блендере, затем отжали сок через сито и добавили его в основу для краски (Рисунок 6).

В результате последовательно проведенных технологических шагов было получено шесть образцов эко-краски, содержащей натуральный природные растительные и минеральные компоненты. Внешний вид, цветовая гамма и уровни насыщенности и яркости красок приведены на рисунке 7.

Палитра эко-красок

Рис. 7. Палитра эко-красок

Для проверки качества и стойкости красок был выполнен сравнительный анализ яркости, укрывистости, расхода при непосредственном их использовании. Выявлено, что созданные эко-краски не уступают по уровням насыщенности и яркости тонов краскам, созданным промышленным способом из синтетических химических компонентов. Сравнительный анализ представлен на рисунке 8. Левая часть рисунка выполнена с использованием созданных эко — красок, правая часть — с использованием акварельных красок промышленного производства. Единственное отличие наблюдалось по краскам зеленого цвета, в созданных эко –красках присутствуют мелкие включения материала пигмента. Однако, этого можно избежать, если в технологическом процессе улучшить процессы измельчения и фильтрации материала пигмента.

Левая часть рисунка — эко-краски, правая часть — обычная акварель

Рис. 8. Левая часть рисунка — эко-краски, правая часть — обычная акварель

Стойкость пигментов к выцветанию также не уступает обычным акварельный краскам. На Рисунке 9 приведено фото работы, выполненной эко- красками (левая часть бабочки) и акварелью (правая часть бабочки) через 6 месяцев после выполнения. Сравнение рисунков 8 и 9 по интенсивности цвета, цветовым параметрам показывает, что с течением времени эко-краски не теряют своих свойств

Тот же рисунок через полгода

Рис. 9. Тот же рисунок через полгода

Таким образом, экспериментально доказана возможность создания экологических, безопасных красок в бытовых условиях. На основании проведенных аналитических и экспериментальных исследований разработан оптимальный состав основы для создания пигментированных красителей. Подтверждена возможность использования растительных, органических и минеральных компонентов для пигментации при создании различных оттенков красок. Работа имеет практическую значимость, так как разработанные краски абсолютно безопасны для использования детьми младшего дошкольного возраста. Изготовленные эко — краски возможно использовать в рамках уроков изобразительного искусства и технологии в начальной школе.

Литература:

  1. Полынская И. Н. Виднеев В. Н. Из истории рождения красок в живописи // Художественная культура № 4, 2020 г. 16 с.
  2. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2000. 271 с.,
  3. Т.В Калинская, А.С Дринберг. М: ООО Издательство «ЛКМ-пресс» 2013. 360с Библ. 181. табл 24. Илю 151.


Ключевые слова

растительные компоненты, экологические краски, натуральные пигменты
Задать вопрос