Данная работа содержит как теоретический, так и практический материал.
Ключевые слова: компьютер, игры, зависимость, анкетирование.
Игра — непременный спутник развития человечества. Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. Эти игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, замедление развития и даже атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры и, с другой стороны, — быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека.
Актуальность исследования: внаше время высокоразвитых технологий, когда компьютер стал общедоступным и необходимым элементом повседневной жизни, возникает вопрос о его влиянии на человека. Является он полезным или негативным фактором? Особенно острый характер этот вопрос приобретает, когда речь заходит о влиянии компьютерных игр на детей, поскольку именно игры настойчиво вытесняют все другие виды деятельности из детского мира. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ведь даже полезные и жизненно необходимые вещи могут стать опасными.
Жанры игр
Сейчас существуют следующие жанры компьютерных игр.
1) Action — жанр компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения.
2) Спортивный симулятор — симулятор спортивных состязаний.
3) Го́нка — соревнование, подразумевающее одновременный старт группы нескольких (двух или более) участников и фиксацию порядка финиша каждого из участников.
4) Страте́гия — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
5) Квест или приключенческая игра — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Плюсы компьютерных игр
- Лекарство от старости.
- Спортивные игры мотивируют заниматься настоящим спортом.
- Компьютерные игры способствуют активности мозга.
- Дети, которые проводят умеренное количество времени за видеоиграми, лучше социализированы.
- Игры обучают маленьких детей и младших школьников, учат внимательности и усидчивости.
Особую пользу приносят обучающие игры. Компьютерные обучающие игры развивают у ребенка:
— быстроту реакции;
— мелкую моторику рук;
— визуальное восприятие объектов;
— память и внимание;
— логическое мышление;
— зрительно-моторную координацию.
Минусы компьютерных игр
1. Влияние компьютера на психику. Чем же опасны разные виды компьютерных игр.
- Самый опасный вид игр — игры-стрелялки , поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессией, озлобленностью.
- Вредны также бродилки, леталки и гонки , которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться.
2. Положение сидя.
За компьютером человек сидит в расслабленной позе, которая является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей — сколиоз.
3. Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
4. Перегрузка суставов кистей рук .
5. Стрес с при потере информации.
Анкетирование
Самым интересным было выяснить зависимость учащихся нашей школы от компьютерных игр. Это было сделано с помощью анкеты. Всего было опрошено 94 человека в возрасте 11 лет. Наряду с этим был проведён опрос родителей об их отношении к увлечению их детей компьютерными играми.
Результаты исследования
На основании заполненных анкет был проведен анализ.
- У тебя дома есть компьютер?
Да — 85 %; Нет — 15 %
- Играешь ли ты в компьютерные игры?
Да — 73 %; Нет — 25 %
- Какие твои любимые игры?
Стрелялки — 46 %; Гонки — 34 %; Стратегии — 30 %; Бегалки — 26 %
- Сколько времени ты тратишь на игру?
меньше 30 мин. — 37 %; 2 часа — 29 %; больше 2-х часов — 23 %
- Сколько раз в день ты садишься за компьютер?
Ни разу — 19 %; 1–2 раза — 47 %; Больше 3 раз — 21 %
- Какими компьютерными программами ты пользуешься?
Поиск в Интернете — 61 %; Рисование, печатание текста — 26 %; Прослушивание аудиокниг, музыки — 25,5 %; Другое — 37 %
- Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?
да — 37 %; нет — 61 %
- Как ты учишься в школе:
на 4-5–62 %; на 4-3–35 %; на 3 и ниже — 2 %
- Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:
погулять — 60 %; поиграть за компьютером — 37 %; почитать — 25 %; другое — 30 %
- Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках?
Да — 82 %; Нет — 28 %
Результаты проведенного исследования показали , что все ребята любят играть в компьютерные игры. Большинство не задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть. У многих игра занимает около двух часов и более.
Родители же в свою очередь отмечают, что компьютерные игры развивают внимательность, компьютерную грамотность, логическое мышление и умение достигать цели. В тоже время отмечают и отрицательное воздействие игр на детей. Они стали более неуравновешенными, нетерпеливыми, ухудшилось зрение, у некоторых появилась хроническая усталость. 75 % родителей заметили, что детей очень трудно оторвать от компьютера и вследствие этого успеваемость детей снизилась.
Заключение
Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы.
При разумном подходе компьютер для ребенка никакого вреда не принесет, а польза будет существенной и неоценимой.
В итоге, моя гипотеза подтвердилась: компьютерные игры могут приносить пользу, а так же наносить вред здоровью и если мы будем соблюдать правила работы за компьютером, следить за длительностью пребывания за экраном монитора, прислушиваться к полезным советам, то компьютер будет нам только другом и будет помогать при работе.