Сложности жизни воспитанниц института благородных девиц на страницах художественных произведений | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 02.02.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Харакоз, Е. Е. Сложности жизни воспитанниц института благородных девиц на страницах художественных произведений / Е. Е. Харакоз, Н. А. Топоркова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3385/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: институт благородных девиц, воспитание, образование, институтка, фрейлина, благородство, XIX век

Цель: детально изучить жизнь воспитанниц в прошлом известного и престижного учебного заведения

Задачи: проанализировать записки, произведения, посвящённые институтам благородных девиц; выявить и обозначить проблемы учебного заведения и его порядков; систематизировать полученные знания

Объект исследования: литературные произведения, письма воспитанниц института благородных девиц.

Предмет исследования: жизнь воспитанницы из института благородных девиц внутри стен учебного заведения

Методы исследования: культурологический, сопоставительный, анализ художественной литературы, изучение исторических данных

Практическая значимость работы: данная работа может применяться на уроках литературы и истории при изучении русской культуры XIX века

Актуальность работы: популяризация художественных произведений, основанных на исторических событиях

Уникальность работы: проблематика воспитания и образования в институтах благородных девиц является малоизученной

Институт благородных девиц у многих ассоциируется с хрупкими, изящными, уточненными барышнями, с роскошью и благородством. Но всё ли было так сказочно и красиво, как мы можем слышать в историях? Стоит начать с того, что девочкам для того, чтобы начать обучение и в будущем получить возможность стать фрейлиной, нужно было в шесть лет покинуть дом. Родители подписывали документ о том, что до истечения срока не будут требовать обратно своих дочерей. Большую часть учащихся составляли девочки из бедных семей, привезенные издалека.

C:\Users\Енотик\Downloads\IMG-20230112-WA0009.jpg

Если сейчас учёба в школе вам кажется невыносимой и долгой, спешу вас обрадовать, так как в институте благородных девиц обучение длилось двенадцать лет без возможности уезжать на каникулы домой. Куда уж на каникулы, если строго запрещено было даже уезжать для того, чтобы проводить близкого человека в последний путь.

Видеться с родителями можно было по редким приемным дням в большой общей комнате в присутствии классных дам. Эти же женщины строго проверяли все письма учениц из переписок с родителями. Мужчин учителей практически не было.

Вскоре было отмечено, что по возвращению домой девушки настолько отвыкают от родных людей, что общение приводит к огромному количеству разладов. В целом, покидать территорию было запрещено, видеться не только с семьей, но и с окружающими людьми. Конечно, за исключением редких выходов куда-либо в рамках учебного процесса.

C:\Users\Енотик\Downloads\IMG-20230112-WA0008 (2).jpg

Кажется страшным, но этому есть своя причина. Институт благородных девиц был придуман императрицей Екатериной с целью воспитать «новую породу русских женщин», соответственно, их необходимо было изолировать от влияния «старой».

Насколько же интересно выглядело заведение изнутри? Об этом мы можем узнать из фрагмента мемуара Софьи Хвощинской — воспитанницы Смольного института благородных девиц: «Я убедилась, что я в другом мире. А о том, где жила прежде, уже и думать нельзя. Да его уже и вовсе нет. Покуда меня вели к директрисе, я оглядывалась на однообразную, беспредельную, желтую краску стен. И как теперь помню, мне вообразилось, что это должно быть такое место, где ничего не едят».

Девочка, только приехав туда, уже успела отметить однотонность и тусклость места ее проживания на ближайшие двенадцать лет. Неприятно даже думать о том, как печально и страшно было шестилетней девочке. Кратко рассмотрим распорядок дня учащихся. Каждый день подъем в 6 утра. Казалось бы, всё вовсе не так плохо, если не открывать глаза на то, где спали девочки. Холодная общая спальня — дортуар. Стоит сделать акцент на слове «холодная», ибо считалось полезным держать детей в таких условиях. Температура в спальне была от восьми до четырнадцати градусов. Жесткие и неудобные кровати занимали ученицы, одетые в тюлевые платья без рукавов. Лишняя одежда была запрещена уставом. После пробуждения, девушки идут умываться холодной водой из таза, не исключено, что когда-то она замерзала, и им приходилось разбивать лед. Следом зарядка на свежем воздухе, опять же, далеко не в тепле. Питание достойно отдельного внимания. Посудите сами. В посты на завтрак шесть маленьких картофелин или же три побольше с постным маслом и кашу. На обед суп с крупой, кусочек отварной рыбы, получившей прозвище «мертвечина», и маленький постный пирожок. Скудные приемы пищи порой подталкивали девочек на воровство. Нередко в лазарет попадали ученицы с диагнозом истощение. Достойной заменой неприятным завтракам был грифель.

На уроках рассматривали реконструкции жизненных ситуаций, объясняющих девушкам, как нужно себя вести в приличном обществе. В день до восьми уроков по два часа. Изучение физики было равносильно показу забавных фокусов, математика была базовой. Приоритет был отдан хорошей осанке и этикету, нежели обучению наукам. Только вот уроки иностранных языков были серьезнее. Институтки должны были их знать в совершенстве. О непослушании и речи быть не могло.

Режим был четким, как у солдат. Также каралось любое отклонение от норм внешнего вида: прически, одежды. Воспитанницы от пяти до семи лет носили форму кофейного цвета. Из называли кофейницами. С восьми до девяти девочки носили голубые платья. С одиннадцати до тринадцати — серые. Девушки старше ходили в белой форме. Девушек того времени буквально учили падать в обморок. Вид бледной, истощенной и хрупкой девушки, стал идеалом, к которому все стремились. После уроков у воспитанниц было немного времени для прогулки. На территории института они находились под контролем и в это время. При Екатерине ученицы выезжали гулять. А уже в девятнадцатом веке такое представить было себе невозможно. Возможность куда-то выехать могла появиться не более, чем раз в год. И то, эти редкие прогулки были сделаны таким образом, что контакт девушек с обычными людьми отсутствовал. К примеру, выезд в сад сопровождался его мгновенным закрытием для посторонних. Физические наказания были строго запрещены, на их месте в Смольном институте благородных девиц процветала система ужасных публичных унижений. Одно из самых безобидных наказаний — замена передника на другой или вовсе его снятие. Далее другой метод воспитания — неподвижное стояние на табурете вместо приема пищи, естественно, на глазах у одноклассниц. Нередко наказанные падали в обморок, как из-за унижения, так и из-за долгого голодания. За неопрятный внешний вид на платье прикрепляли ношенный чулок. Парфетки — прилежные ученицы. Мовешки — бунтующие проказницы. На сложном выпускном экзамене из института благородных девиц присутствовал член императорской семьи.

Вывод: роскошная картинка престижного учебного заведения тех времён скрывает за собой множество неприятных тонкостей, тяготивших девушек, обучавшихся там. Приукрашенный статус института благородных девиц, восхищавший людей, не оправдывает тех страданий, через которые проходили воспитанницы.



Ключевые слова

XIX век, воспитание, образование, институт благородных девиц, институтка, фрейлина, благородство
Задать вопрос