Влияние эго-состояний на качество успеваемости старшеклассников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Парфенова, М. А. Влияние эго-состояний на качество успеваемости старшеклассников / М. А. Парфенова, А. Р. Васильева, К. В. Ким. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 156-160. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3359/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы выясняют, что эго-состояния влияют на мотивацию к учебной деятельности и успеваемость.Особенности эго-состояний широко описаны в трудах известного американского психотерапевта и теоретика психоаналитического направления — Э. Берна. По его мнению, в каждом человеке существует три эго-состояния или состояния «Я»: «Взрослый», «Родитель», «Ребенок».

Ключевые слова: эго-состояния, ребенок, взрослый, родитель, качество успеваемости.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки наблюдает снижение качества знаний у школьников на фоне пандемии, заявил глава ведомства Анзор Музаев на XVIII съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах России. С каждым годом школы стараются внедрять новые методики и технологии для повышения качества образования. Снижение качества обучения актуально всегда. Одной из важнейших проблем низкого качества успеваемости является психологическое состояние учащихся, и чтобы устранить эту проблему, необходимо изучать эго-состояния. Результаты экзаменов в нашей школе за 2021–2022 учебный год были худшими по сравнению с предыдущими годами.

На уровень успеваемости подростка оказывают влияние многочисленные факторы: уровень мотивации к учебе, самооценка, запас знаний, свойства темперамента, состав семьи, материальное благосостояние, уровень образования родителей, а также психические состояния личности.

В нашем исследовании мы предполагаем, что эго-состояния влияют на мотивацию к учебной деятельности и успеваемость.

Объект исследования: учащиеся 9, 10, 11 классов в количестве 116.

Предмет исследования : Влияние эго-состояний на качество успеваемости старшеклассников.

Цель исследования: Выявить преобладание конкретных эго-состояний у учащихся путём тестирования и сопоставить результаты с качеством успеваемости для достижения поставленной цели.

Задачи :

  1. Провести тестирование на выявление эго-состояний Эрика Бёрна.
  2. Определить эго-состояния по полученным результатам и проанализировать их.
  3. Сопоставить эго-состояния с качеством образования и успеваемостью обучающихся.

Гипотеза: существуют различия в уровне успеваемости у старшеклассников с разным типом преобладающего эго-состояния.

Частная гипотеза: Учащиеся с преобладающим эго-состоянием «Взрослого» демонстрируют высокие показатели успеваемости. Учащиеся с преобладающим эго-состоянием адаптивного ребёнка демонстрируют демотивацию в обучении (низкие показатели качества успеваемости).

Научная новизна исследования: Влияние эго-состояний старшеклассников на качество успеваемости не изучено ни в отечественной, ни в зарубежной психологии.

Практическая значимость: Данная работа будет полезна учителям, школьному психологу для формирования индивидуального маршрута сопровождения учебной деятельности.

Теоретико-методической основой являются труды Эрика Бёрна, Кулагиной Ирины Юрьевны.

15 или 14 лет — переходный период между юношеским и подростковым возрастом. По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства. В 9-ом классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Повышение уровня такого рода тревожности связано с предстоящими впереди экзаменами, отбором в 10-й класс, и началом нового жизненного пути. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Поэтому тревожность одинаково высока и у девочек, и у мальчиков. Но не у всех старшеклассников этот период оказывается напряженным. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

Тем не менее при таком благополучном протекании ранней юности есть и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Встречаются несколько вариантов развития. При скачкообразном изменении развития, контролирующимся высоким уровнем саморегуляции, не вызываются резкие эмоциональные срывы. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабо развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Ещё один вариант связан с мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и плохо себя понимают. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит их разные качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах — в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остаётся личностным, исповедальным. Он также, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям.

В 16–17 лет начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своём поведении старшеклассник всё более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Как известно, в подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет чёткие, определённые ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового, но и юношеского возраста.

Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно- профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того пренебрежительного отношения к оценкам, которое было принято среди подростков. Как считает А. В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Особенности эго-состояний широко описаны в трудах известного американского психотерапевта и теоретика психоаналитического направления — Э. Берна. По его мнению, в каждом человеке существует три эго — состояния, или состояния «Я»: «Взрослый», «Родитель», «Ребенок».

В нашем исследовании мы предполагаем, что эго — состояния влияют на развитие, умственные способности и уровень образования подростка, то есть на его успеваемость.

Родитель . Говорит людям что хорошо, что плохо и что следует делать.

Родительское Я состоящее из правил поведения и норм позволяет нам успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, запускает проверенные и полезные стереотипы поведения, освобождая сознания от загруженности простыми обыденными задачами.

Заботливый родитель. Мягкий, опекающий, ненавязчивый, поддерживающий Родитель

Когда мы произносим слова:

— Давай я тебе помогу.

— Чего ты хочешь сейчас?

— Что я могу для тебя сделать?

— Молодец, хорошо справился с заданием.

— Ничего страшного.

Тон голоса у нас мягкий, участливый, то есть мы искренне беспокоимся о других людях.

Он покровительствует, подбадривает, советует, заботится, утешает, помогает. Речь: сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая, тёплая

Контролирующий родитель. Основная функция — контроль. Контролирует не только себя, но и других. Копирует образы поведения родителей или авторитетов. Проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически. Он любит констатировать: «нельзя!», «необходимо!», «должен!». Снова и снова обращает внимание на ошибки и слабости других людей, подчёркивая своё превосходство и наставляя на путь истинный по поводу и без. Характерные выражения:

— Так нельзя!

— Следует сделать так.

— До каких пор?

— Кто должен был это сделать?

— Это неправильно.

Взрослый . Позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

Характерные выражения:

— Давай обсудим это?

— Я уверен, мы найдём правильное решение.

— Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, всё получится.

Функция: оценивает реальность, оперирует фактами, ресурсами, реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Речь: твёрдая, с нажимом, может быть как громкая, так и тихая, повелительная, насмешливая.

Адаптивный ребенок. Постоянные сомнения и неуверенность. Боится сделать лишний или неверный шаг, вечные сомнения, борьба с самим собой по любому поводу, даже самому незначительному. Жизнь для него — движение по заранее определённой траектории, причём то, какой будет эта траектория, не зависит от него самого. Характерные выражения:

— Мне так тяжело!

— У меня не получится...

— Вечно меня все обижают!

— Я боюсь ошибиться.

— Вдруг меня будут ругать?

Возможны два варианта адаптации: 1. Бунт — протестует, 2. Пассивность — боится, не проявляет инициативу, подавлен, соглашается, неуверен в себе. Речь: 1. Гневная — громкая, упрямая 2. Нерешительная, покорная, нудная

Свободный ребенок. «Свободная» часть человека, реагирующая на все с любопытством и непосредственностью, способная радоваться, наслаждаться, испытывать иные настоящие чувства, соответствующие ситуации. Мы находимся в эго-состоянии «Свободного ребенка», когда принимаем спонтанные решения, занимаемся творчеством, самовыражаемся, действуем, опираясь на своих импульсы и желания. Характерные выражения:

— Я хочу!

— Здорово!

— Прекрасно!

— Ужасно!

Функция: предлагает идеи, энергичен, открыт для творчества, не боится рисковать, раскован, делится мыслями, эмоционален.

Результаты тестирования 9 «а» класса на выявление эго-состояний по опроснику Эрика Берна проиллюстрированы на диаграмме (рис. 1).Успеваемость качества образования по классу: успеваемость — 100 %, качество — 38 %. Эго-состояние адаптивного ребенка — 24 %, контролирующего родителя — 18 %, заботливого родителя — 71 %, свободного ребенка — 47 %, взрослого — 35 %.

Рис. 1

Результаты тестирования 9 «в» класса. Успеваемость качества образования по классу: успеваемость — 100 %, качество — 10,5 %. Эго-состояние адаптивного ребенка — 39 %, контролирующего родителя — 39 %, заботливого родителя — 44 %, свободного ребенка — 50 %. Очень низок показатель взрослого — 16 % (диаграмма на рис. 2)

Рис. 2

10 «а» класс показал следующие результаты: успеваемость качества образования по классу: успеваемость — 100 %, качество — 40 %. Эго-состояние адаптивного ребенка — 45 %, контролирующего родителя — 45 %, заботливого родителя — 56 % (диаграмма на рис. 3)

Рис. 3

10 «б» класс: успеваемость качества образования по классу: успеваемость — 100 %, качество — 40 %. Эго-состояние адаптивного ребенка — 73 %, заботливого родителя — 82 % (диаграмма на рис. 4).

Рис. 4

11 класс: успеваемость качества образования по классу: успеваемость — 100 %, качество — 38 %. Эго-состояние адаптивного ребенка — 24 %, контролирующего родителя — 18 %, заботливого родителя — 71 %, свободного ребенка — 47 %, взрослого — 35 % (диаграмма на рис. 5).

Рис. 5

Мы сделали вывод, что в тех классах, где качество успеваемости высокое, преобладает сочетание эго-состояний «Взрослый» и «Свободный ребёнок». Эго-состояние «Взрослый» в учебной деятельности преуспевает с помощью таких личных качеств как ответственность, дисциплинированность, умение планировать, ставить цели и достигать их. А «Свободный ребёнок» помогает обрести уверенность в себе, реализовывать творческий потенциал.

А в тех классах, где показатель «Взрослого» низок, качество успеваемости ниже среднего. Преобладающее эго-состояние «Адаптивного ребёнка» негативно влияет на качество успеваемости.

Также мы бы хотели дать рекомендации по развитию эго-состояния «Взрослый» мотивирующие коуч-сессии, тренинги, индивидуальные консультации с психологами.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. К проблеме возрастов современной психологии. — М.: Избранная психология, 1980.
  2. Кон И. С. В поисках себя личность и её самосознание. М.: Избранная психология, 1984.
  3. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. — М.: Академический проект, 2019.
  4. Шустов Д. И. Руководство по клиническому трансактному анализу. — М.: Когито-Центр, 2009.
  5. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М.: Лист-Нью, 1997.
  7. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия. — М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013.
  8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Социально-психологический центр, 2000.
  9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.- М.: Избранная психология, 1994.
  10. Стюарт Я. Джойнс В. Современный транзактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.


Ключевые слова

ребёнок, взрослый, родитель, эго-состояния, качество успеваемости
Задать вопрос