Мир моды и политики в эпоху правления Елизаветы Петровны и в современной России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №9 (61) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.09.2022

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Ветрова, Е. В. Мир моды и политики в эпоху правления Елизаветы Петровны и в современной России / Е. В. Ветрова, Н. Д. Нестерова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 9 (61). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/61/3224/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается проанализировать модные тенденции эпохи правления Елизаветы Петровны, изучить связь моды и политики, как в 1741–1761 гг., так и в настоящее время.

Ключевые слова: мода, политика,императрица Елизавета Петровна, современная Россия.

Все мы в школе на уроках истории знакомились с внутренней и внешней политикой великой русской императрицы — Елизаветы Петровны, как ее называл М. В. Ломоносов в своем стихотворение «Ода на прибытие государыни Императрицы» — «дщерь Петрова» [6, с. 82]. Но Елизавета была не только известным политиком, но и, как она сама себя провозгласила — законодательницей моды. Так как я увлечена модой, меня это заинтересовало, и я решила провести исследование о роли моды в 1741–1761 гг., проанализировать есть ли взаимосвязь моды и политики, как она менялась со сменой исторических эпох.

Личность Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 г. в селе Коломенском, но так как Петр I с Екатериной I не состояли в законном браке, то будущая императрица с сестрой были внебрачными детьми. И только в 1712 году после их венчания, Елизавета была «привенчана», то есть, признана законнорождённой наследницей престола.

Уже с самого рождения будущая императрица занимала особое положение. Так, Петр I отложил празднование Полтавской победы, узнав о рождении дочери, и в честь этого события устроил пир. До императрицы в роду Романовых не было Елизавет, что также иллюстрирует ее значимость.

Елизавета Петровна была любимой дочерью Петра Великого. Об этом свидетельствует тот факт, что имя «Лизетт» принадлежало небольшому парусному судну, которое было построено и спроектировано Петром I. Как нам известно император был влюблен в кораблестроение. Также это имя носила любимая собака и лощадь Петра I.

Будущая императрица уже с детства обращала на себя внимание окружающих красотой, умением танцевать и знанием французского языка. Однако систематического образования она так и не получила. На изучении французского языка настаивала ее мать Екатерина I, так как планировалось, что Елизавета выйдет замуж за Карла-Августа Голштинского. Но так как он скоропостижно скончался в 1727 году в Санкт-Петербурге, брак так и не был заключен. После этой неудачной попытки Елизавета больше не предпринимала шагов к заключению брака.

Существует несколько оценок ее личности и времени правления. Так, М. М. Щербатов характеризует ее, как «слабохарактерную особу, которая имела некоторые задатки мощного политического лидера для страны. Но в силу своей природы не смогла их развить в той мере, которое дало бы возможность говорить, что эта императрица сильная личность» [9, с. 145].

А. И. Вейдемейер отражает противоположную позицию, утверждая, что время ее правления является самостоятельным этапом развития России, а сама она была легитимным и милосердным правителем.

Русская мода в эпоху правления Елизаветы Петровны

Культурная политика Елизаветы Петровны определялась ее личными вкусами. Несмотря на то, что был взят курс на развитие русских традиций, избавление дворца от засилья немцев, Елизавета активно интересовалась французской модой и всячески способствовала ее распространению среди придворных. «Дворцовая культура причудливым образом сочетала европейскую пышность с русскими традициями, балы и маскарады со святочными гаданиями, катанием с гор, масленицей и чесанием пяток» [8, с. 68].

Елизавету можно смело назвать продолжательницей дела отца, так реформы в одежде, начатые им, были продолжены в эпоху его дочери. Проанализировав моду ее эпохи, следует выделить скорее личные пристрастия императрицы, нежели фасоны придворных платьев. Царствование Елизаветы Петровны запомнилось современникам не только пышными балами, маскарадами, но и ее тиранией моды.

Так, если костюм придворного не соответствовал вкусу Елизаветы, это могло привести к расправе над подданным. По воспоминаниями современников Елизавета запретила продажу «парчей и прочих золотых и серебряных материй, не объявляя Ея Величеству» [7, с. 346], так как хотела первой получить лучшие ткани.

При дворе тщательно следили за портретами, на которых была изображена императрица. Так, Елизавета была зла появлением портретов, которые были написаны не искусными мастерами и не передавали всю ее красоту. После этого инцидента был назначен искусный мастер, которому следовало писать ее портреты. «Изображения Елизаветы Петровны — большей частью парадные портреты, исполненные для присутственных мест, соответствовали духу человека барокко, всегда стремящегося подняться над обыденностью жизни» [1, с. 84].

Благодаря тому, что Елизавета имела веселый, легкий и живой нрав, она легко придумывала и следовала модным увлечениям.

Большинство людей по всему миру уверены, что, именно, Коко Шанель впервые переодела женщину в брюки. Но это не совсем так, еще в 1740-х годах в Российской империи, одним из новомодных увлечений Елизаветы были переодевания. На эти балы-маскарады женщины должны были прийти в мужском наряде, например, солдата или кавалериста, а мужчины в женском. Представьте себе мужчин в кружевах, женских чулках и с глубоким декольте! Сохранились даже портреты Елизаветы с одного из таких балов.

Вызывает интерес тот факт, что императрица на законодательном уровне регулировала не только важные общегосударственные вопросы, но и придворный быт. Например, «о привозе из Астрахани» ко двору «разных фруктов», «о поставке по Астраханскому тракту подвод и лодок» для этой цели; о сыске в Казани и доставке ко двору «самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей». Указы о «кошачьей службе» при дворе повторялись не вошли в Полное собрание законов Российской Империи» [5, c. 214].

Еще о тирании моды Елизаветы Петровны свидетельствует принятие Указа на роскошь, по которому подданные не должны были иметь и носить богатые платья. Исключение было сделано для отдельных категорий. Кроме того, ранг мужа определял богатство платья его жены.

Таким образом, я пришла к выводу, что Елизавета была известна своей любовью к роскошным балам, пышным убранствам дворца, следованию модным французским направлениям, но не стоит осуждать ее расточительность. Так, например, при Анне Иоанновне расходы на содержание двора составляли более 250 тысяч в год. На содержание конюшни ее фаворита Бирона уходило 100 тысяч, а на народное образование выделялось всего 4500 рублей.

Елизавета Петровна внесла значительный вклад в развитие культуры Российской империи. При ней было основано первое светское высшее учебное заведение России — Московский Университет.

Сопоставление взаимовлияния политики и моды времен Елизаветы Петровны и современной России

Прочитав, что мода и политика связаны, может сначала показаться, что это не так. Так как кажется, что это совершенно противоположные сферы, никак не связанные между собой. Но не зря существует выражение: «Мода — зеркало истории», появление которого связывают с Людовиком XIV. В истории всего человечества политика всегда играла важную роль, а, значит, можно сделать вывод, что мода выступает и зеркалом политики.

Благодаря моде, люди демонстрируют свои политические взгляды окружающим. «Одежда — это продолжение людей, их гражданских позиций, то, как они представляют себя миру, и есть отражение текущей политической культуры. Поэтому неудивительно, что границы между модой и политикой становятся все более размытыми» [2, с. 165].

Абсолютная власть давала Елизавете Петровне возможность насаждать французскую моду русскому двору, превращая свои «модные указы» в диктатуру моды. Чего нельзя сказать о настоящем времени.

Так, согласно Конституции РФ, «Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [4].

Таким образом, сейчас мы сами вправе выбирать, что нам носить, читать, как себя вести. Поэтому, в настоящее время мода является мягким инструментом политики.

Еще одним примером взаимовлияния моды и политики является отзыв несостоявшегося жениха Елизаветы Петровны — Людовика XV, который, желая посмеяться над одной из своих фрейлин, сказал: «Как вы смешно сегодня одеты, словно русская царица!». Императрица очень жестко отреагировала на пересказанную ей историю, что повлекло за собой серьезное охлаждение русско-французских отношений» [3]. Сегодня это вряд ли будет допустимо.

В отличие от Елизаветинской модной эпохи, в настоящее время Российская политика продвигает русскую культуру и русский язык для того, чтобы установить прочные связи между страной и всем миром.

Такие отечественные дизайнеры, как Виктория Газинская, Ульяна Сергеенко и другие завоевывают мировые центры мод, одевая в свои наряды звезд первой величины. На фоне экономических санкций, мода остается вне политики и способствует консолидации людей.

Одним из событий в мире моды, которое оказало влияние на политику, является президентская компания Дональда Трампа в 2016 году. Во время проведения которой, бейсболки с надписью «Сделаем Америку снова великой» пользовались огромной популярностью среди его последователей.

Хилари Клинтон, чтобы показать свою компетентность наравне с кандидатами-мужчинами, во время предвыборной кампании носила брючные костюмы. Тем самым она преследовала цель отвлечь внимание от своих женских характеристик и перенаправить внимание прессы на действительно важные вещи.

Сейчас, как никогда, модные бренды стали попадать в политические новости. Так, на показе Chanel в 2014 году, по подиуму шли модели с плакатами и выкрикивали лозунги в поддержку феминизма. На показ обратили внимание не только поклонники бренда, но и широкий круг людей, не имеющих отношения к миру моды, но имеющих отношение к феминизму. Показ спровоцировал споры и обсуждения, а значит, одна из целей мероприятия была достигнута.

Отечественная индустрия моды выбрала индивидуальный путь развития для выражения своего политического мнения. За рубежом вырос спрос на русскоязычные надписи на одежде. Это произошло благодаря дизайнеру Гоше Рубчинскому. В последнее время в Европе популярны принты на одежде, связанные не только с языком, но и с более конкретной символикой России. Однако, в настоящее время из-за внешнеполитической ситуации, данная тенденция пошла на спад.

Таким образом, мода как «мягкая» технология обладает значительным потенциалом для развития российской внутренней и внешней политики.

Литература:

1. Анисимов, Е. В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра / Е. В. Анисимов. — Москва: Мысль, 1986. — 239 c.

2. Бадретдинова, С. А. Мода как инструмент «мягкой силы» в политике / С. А. Бадретдинова, М. Р. Байназарова. — Текст: непосредственный // E-Scio. — 2021. — № 1(52). — С. 164–171.

3. Какая придворная должность существовала при Елизавете Петровне. — Текст: электронный // Трудовое законодательство: [сайт]. — URL: https://rabota-journal.ru/professii/kakaya-pridvornaya-dolzhnost-suschestvovala-pri-elizavete-petrovne.html (дата обращения: 21.09.2022).

4. Конституция Российской Федерации с последними изменениями на 2022 год [Текст]: офиц. текст. — Москва: Эксмо, 2022. — 32 с.

5. Кургатников, А. В. Русская старина / А. В. Кургатников. — Москва: Мысль, 1996. — 379 c.

6. Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений в 11 томах. Том 8 / М. В. Ломоносов. — Москва: АН СССР, 1959. — 1288 c.

7. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен в 18 томах Том 12 / С. М. Соловьев. — Москва: Мысль, 1993. — 688 c.

8. Чирскова, И. М. Быт императорского двора, вопросы нравственности и благотворительность в культурной политике Елизаветы Петровны / И. М. Чирскова. — Текст: непосредственный // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2019. — № 5. — С. 66–84.

9. Щербатов, М. М. О повреждении нравов в России / М. М. Щербатов. — Москва: Наука, 1983. — 340 c.



Ключевые слова

политика, современная Россия, мода, императрица Елизавета Петровна
Задать вопрос