История становления и развития греческой колонии (Горгиппия) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №8 (60) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.08.2022

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Тарасов, Г. А. История становления и развития греческой колонии (Горгиппия) / Г. А. Тарасов, Л. В. Трубникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 8 (60). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/young/archive/60/3201/ (дата обращения: 02.05.2024).



История древнего мира всегда поучительна и познавательна. А античная история оставила огромное наследие для всего мира. Древнегреческая культура нашла свое отражение в истории нашего государства и края, в котором мы проживаем.

В VIII–VI веках до н. э. греки основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей. Эти колонии стали независимыми государствами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой. Угроза голода, стремление освободиться от долгов заставляли греков покидать родные селения и города в поисках счастья на чужбине. Была и другая причина массовых отъездов за море. Во многих полисах шла ожесточенная борьба между демосом и знатью. Селились греки всегда близ моря. По словам Геродота «как лягушки у болота». Выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. На них они сеяли хлеб, разводили виноград. Много колоний греки основали на берегах Черного моря, одна из таких колоний получила название — Горгиппия.

Древний город Боспорского царства — Горгиппия. Расположена Горгиппия (современное название — Анапа) на северо-восточном побережье Чёрного моря в центре одного из самых знаменитых курортов России на западе Краснодарского края.

Примерно в конце VII в. до н. э. на окраине этого синдского поселения возникло небольшое место, являвшееся местом торговли между эллинами (греками) и синдами. Через некоторое время, во второй половине VI в. до н. э. это торговое место разрослось до полноценного поселения греков, названное археологами Алексеевское поселение. Основными товарами торговли, по всей видимости, являлись вино и масло в амфорах, посуда, амулеты со стороны греков и зерно со стороны синдов. На большинстве импортной посуды (как и на посуде из иных синдских поселений) были изображены птицы, что, скорей всего, свидетельствовало о их высоком спросе среди синдов. Видимо птицы имели значимое место в синдской культуре и были связаны с распространением среди них предметов быта, выполненных в скифском зверином стиле. Распространено было ношение египетских амулетов в виде скарабеев. Недалеко от поселения был обнаружен некрополь, погребения которого относились к синдскому, греческому и смешанному обряду. Это свидетельствует о смешении культуры среди местного населения.

«В период появления Алекссеевского поселения в земли синдов начали совершать походы скифы. Пик этих походов приходится на V в. до н. э. По свидетельствам Геродота, скифы передвигались с крытыми повозками, что дает право предположить, что наведывались они к синдам за зерном». [1, с. 70].

В отличие от скифов и киммерийцев, скорей отбиравших зерно у синдов в виде дани, чем приобретавших, греки, так же заинтересованные в зерне, предложили синдам взаимовыгодную торговлю без всякого наложения дани, благодаря чему остались в выигрыше. Кроме того, сами греки стали заниматься выращиванием зерна. Именно земледельцы составили основное население Алексеевского поселения, а не торговцы. По мнению А. А. Завойкина, «первым греческим населением в анапской округе стали ионийцы» [2, с. 137].

Греками же и был основан Пантикапей, что располагался на восточной части современного крымского полуострова и другие города, в том числе в малой Азии и восточной причерноморской её части. Вторым городом по своему значению после Пантикапеи была Фанагория, она располагалась в восточной части побережья через Киммерийский Боспор (пролив), а еще восточней в V веке до нашей эры в предгорьях северного Кавказа был основан город Синд или Синдика — будущая Горгиппия.

«Вначале городище называлось иначе — Синдская гавань (поначалу тут проживали представители племени синдов, а уже потом поселились греки) и существовало оно как независимое город-государство, имеющее хорошо налаженные связи с близлежащими поселениями — Пантикапеем, Батой, Гермонассом, Фанагорией». [3, с. 24].

Нет ничего удивительного в том, что некоторое время спустя, в IV ст. до н. э., греческие колонии, расположенные вдоль северного побережья Чёрного моря, решили объединиться в одно государство — Боспорское царство.

В VI в. до н. э. греческие колонии-поселения, были основанны на берегах Понта Эвксинского (Черного моря). С момента их образования греками-поселенцами велась оживленная торговля с окружавшими их местными племенами: скифами, синдами и меотами. Эти племена в VI в. до н. э. находились уже на той стадии социального развития, когда произошло имущественное расслоение и выделилась племенная знать, заинтересованная в торговле. Не случайно в скифских курганах находят множество ювелирных изделий и прекрасных расписных ваз, сделанных в Греции. Позднее в Боспорском царстве был создан сильный флот, он и защищал всё черноморское побережье от морских разбойников. Защиту поселенцам обеспечивали воины-гоплиты. А корабли обеспечивали активную торговлю колоний с греческими полисами.

До войны с персами город Синдика (Синдская гавань) не подчинялся Боспорскому царству (это греческие города-колонии, объединенные в единое государство), и его царь Сатир, пока греки вели войну с Ксерксом решил овладеть Синдикой, но впутался в политические интриги, распри и войну против синдского царя Гекатея, и, в конце концов, умер от перенапряжения и потери своего младшего сына. Архонтом (наследным правителем) Боспора стал его мудрый и дальновидный старший сын Левкон (389–349 год. до н. э.). Он прислал своего брата Горгиппа в Синдику и тот, используя свой талант политика, путем переговоров и щедрых даров, склонил Синдику к миру и стал там первым наместником царя Боспорского царства.

Итак, в IV веке до н. э. Синдика вошла в состав Боспорского царства и являлась его ключевым пограничным городом. «Новое имя — Горгиппия было даровано городу в качестве заслуг Горгиппа перед Боспорским царством за его великие деяния, как отмечают источники. Левкон же царствовал в Боспоре сорок лет и получил афинское гражданство, хотя по происхождению вовсе не был греком. Его сыновья Спарток и Пэрисад получили подтверждение от афинского народа относительно преимуществ, данных их отцу и деду Сатиру. От Спартока пошла династия боспорских царей — Спартокидов. Они царствовали ещё около трехсот лет и были верными союзниками Греции. Соблюдался всеобщий порядок. Местные скифы платили Боспору умеренную дань и силой удерживались от набегов. В Боспорском царстве был сильный флот, он и защищал всё черноморское побережье от морских разбойников». [4, с. 94].

С V в. до н. э., после подчинения греческих городов Малой Азии персидскому царю и особенно после полного разрушения персами Милета в 494 г. до н. э., основная роль в торговле с Боспором постепенно переходит в руки афинян. Прекрасная расписная посуда и ювелирные изделия поступают теперь на Боспор главным образом из Аттики. Особенно укрепляются торговые связи с Афинами после экспедиции Перикла — главы афинского государства, совершившего в 440 г. до н. э. с большой эскадрой объезд греческих городов Понта Евксинского.

При Митридате Евпаторе Горгиппия выдвинулась в число важнейших городов Боспорского царства. В последующие годы город продолжал процветать и богатеть. Здесь возводились общественные постройки, чеканились собственные серебряные монеты, в мастерских гончаров изготовлялись большие кровельные черепицы. Еще при Левконе I в Горгиппии было введено самоуправление в рамках гражданской общины.

Горгиппийская серебряная дидрахма (двойная драхма) начала I в. до н. э. имеет на лицевой стороне изображение головы Диониса — древнегреческого бога виноградарства и виноделия. На обороте в венке из ветвей плюща с подвешенной сверху виноградной гроздью помещено название города — Горгиппия.

Описание: Монета Горгиппии, изображение №2 Описание: https://museumanapa.ru/wp-content/uploads/2020/05/PFiubjHCXA4.jpg

Горгиппия была значимым, очень богатым городом, торговым центром всей малой Азии и крупным и ключевым морским портом. Уже не одну сотню лет греческие купцы доставляли сюда вино, благовонные масла, изящную чернолаковую греческую посуду, дорогие ткани, ювелирные изделия. Увозили же в огромных количествах пшеницу, кожи, меха, скот, мед, соленую рыбу и, конечно же, рабов.

Кстати, в Афинах, на агоре в то время были установлены статуи Сатира, Перисада и Горгиппа от «благодарного афинского народа».

В конце I-начале II века царь Савромат I воздвигает, снесенные ранее в ходе войн, крепостные стены Горгиппии.

А в 14–37 г. в периoд правления царя Боспора Аспурга (Рискуповид I) город окончательно получает статус «полиса», большую роль играет Совет граждан города и народ Горгиппии.

До нашего времена дошел важный археологический памятник правления в Горгиппии — это мраморная скульптура наместника Боспорского царя Неокла 186 г. Создание такого памятника с почетной надписью говорило о его заслугах перед полисом Горгиппия.

А также захоронение богатого жителя Горгиппии получившее название «Склеп Геракла», с настенными фресками подвигов Геракла.

«Наибольшего расцвета древний город Горгиппия достиг в I-II веке н. э. Он отличался:

– тщательно продуманной архитектурой;

– большим количеством храмов, посвященных Посейдону, Деметре, Зевсу, Афродите;

– разделением на жилые кварталы и общественные пространства;

– наличием системы водостоков и водоприемных колодцев;

– мощной оборонительной крепостью;

– различными мастерскими — гончарными, ювелирными, черепичными, камнерезными». [5].

Единственным для нас очевидцем путешествия в «живую» Горгиппию был историк Павсаний. Он то и рассказал Миру свои впечатления о посещении Горгиппии в своём «Описании Эллады» в 11-й книге во II в. нашей эры. Поэтому, пока, мы и будем следовать его путевому дневнику.

«…Когда Вы плывете в Горгиппию на корабле со стороны Пантикапеи, то вы видите, как песчанный равнинный берег всё больше выдается в море, образуя мыс, который рассекает великолепная бухта. …Однако, если ваш корабль минует бухту, и обогнет этот мыс, то перед вами откроется совершенно иная картина — высокий берег, плавно переходящий в суровые безжизненные горы, почти отвесно спускающиеся в море. Ничего удивительного, что к именно этим скалам, по приказу Зевса Гефест приковал Прометея…». [5].

Кстати, эта местность сейчас входит в черту современного города Анапы, и местные жители называют её «Высокий берег».

Новый город перекрыл своими постройками все слои предшествующих более мелких анапских поселений. Огромнейшее значение в его жизни стал играть порт.

Вокруг города на протяжении до 20 км располагалась «хора» — пригород Горгиппии. Хора представляла собой отдельные усадьбы, выстроенные из камня и имеющее широкие подворья. В наше время до сих на полях вокруг Анапа можно встретить их остатки — небольшие вытянутые холмы с наличием камней и керамики. Отдельные части хоры были связаны с городом каменными мощенными дорогами.

«Древнегреческий историк Павсаний писал «…Во время своего пребывания в Горгиппии, я видел строительство новых храмов. Перестраивался и театр, теперь он подгонялся под простые вкусы римлян, а это значит, что он должен был быть пригодным для ведения гладиаторских боев. При входе на агору открыты здание суда и гимнасия. На самой центральной площади — воздвигнуты храмы, посвященные Посейдону — владыке морской стихии, Деметре — покровительнице земледельцев, Афродите — пенорожденной защитнице мореходов и непременно — великому Зевсу-Спасителю. Это действительно жилища богов. Они поражают мощностью, и даже тяжеловатостью своих форм.

Из статуй мое внимание обратило огромное изваяние Афины, покровительницы Геракла. Как мне объяснили, это работа Гипатодора, выполненная им к 102-м Олимпийским играм и выкупленная у мегалопийцев Митридатом, специально для своего пограничного города Горгипиии…» [5].

Греческие города, основанные на берегах Боспора Киммерийского, вели оживленную торговлю с окружавшими их местными племенами: скифами, синдами и меотами. Cреди импортных товаров в Горгипии преобладает продукция малоазийских городов и островов, расположенных вблизи малоазийского побережья Эгейского моря. В большом количестве привозят амфоры и пифосы — большие глиняные сосуды — с вином и оливковым маслом с островов Лесбос, Хиос, Родос и др., гончарную посуду, поверхность которой покрыта и расписана черным лаком, из Милета, с островов Родос и Самос. Расписные вазы экспортируют также города материковой Греции — Коринф и Афины.

По-видимому, историческая судьба Горгиппии, которая была самым южным и окраинным из крупных боспорских городов, несколько отличалась от судьбы других городов азиатской части Боспора. Окраинное положение Горгиппии всегда заставляло боспорских царей заботиться о ее укреплении. К середине III в., когда Боспорское государство переживало глубокий кризис и центральная власть была ослаблена, жить в городе стало опасно. В конце 30-х годов III в., вероятно, при боспорском царе Ининфимее Горгиппия подверглась нападению, были разрушены отдельные кварталы или даже весь город. Катастрофа, очевидно, произошла незадолго до нападения врагов на Танаис — крупный торговый центр в низовьях Дона, который был разрушен в середине 40-х годов III в. Это вражеское нашествие явилось лишь первым звеном в цепи нападений, в результате которых оказались разрушенными города европейской части Боспора.

О том, кто разрушил Горгиппию, Гермонасс и другие города Боспорского царства, письменных свидетельств до нас не дошло. Во втором веке город после жестоких боёв на какое-то время оказался под властью Римской империи, затем в начале третьего столетия сюда вторглись готы. Правда, у римского историка Зосимы, жившего в V в., имеется сообщение о том, что готы вместе с другими племенами вторглись в границы Боспорского царства около середины 50-х годов III в., отобрали у боспорцев флот и отправились грабить Пицунду и другие богатые города Причерноморья. Возможно, они высадились по дороге и в Анапской бухте, а сам город почти полностью сгорел во время пожара после 238 года.

Город был сожжен и разрушен готами в 238 году нашей эры. Горгиппия одной из первых приняла этот неожиданный и катастрофический удар варварских племен с Балтии. Часть жителей убили, всех остальных увели в рабство — это было главным промыслом готов.

Несмотря на то, что местные жители, уцелевшие во время бедствия, смогли восстановить разрушенные жилища, возвести разрушенные оборонные стены не смогли: денег и сил на строительные работы после многочисленных набегов у них не осталось. Через сто лет на эту территорию пришли гунны, и история о жизни и процветании городов Боспорского Царства оказалась завершена. На этом его славная античная история заканчивается, но постепенно начинается другая...

Литература:

  1. Новичихин А. М. Греческая колонизация Синдики // МАИАСК, Вып. 9., 2017, С. 67–96. http://anapatoday.com/f/2014/12/15/1412150002xf.pdf
  2. Завойкин А. А. Синдская гавань (Синдик) — Горгиппия // Вестник древней истории, 1998, № 3(226), С. 137–145. http://anapatoday.com/f/2014/12/03/1412030005vi.pdf
  3. Алексеева Е. М. Горгиппия. Последний этап развития (конец I-III в. н. э.) // Древности Боспора, 2015, Т. 9., С. 24.
  4. Кругликова И. Т. Синдская гавань. Горгиппия. Анапа. М., 1977, С. 94.
  5. Горгипия; история и реконструкция в древнем городе./ https://architectureguru.ru/ancient-city-of-gorgippia-in-anapa/
  6. Суппотницкий В. М. О Горгиппии со ссылками на Павсания: http://www.supotnitskiy.ru/stat/stat43.htm
  7. Малышев А. А., Жеребятьев Д. И., Королева С. В., Моор В. В. Реконструкция жилого квартала Горгиппии // Информационный 3d-ресурс: античный город горгиппия (домостроительство, быт, верования), Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер, 2016, № 45, С. 115–117. / https://anapatoday.com


Задать вопрос