Современная библиотека и подростки | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №8 (60) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.08.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Жабон, А. Б. Современная библиотека и подростки / А. Б. Жабон, А. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 8 (60). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/young/archive/60/3183/ (дата обращения: 02.05.2024).



Библиотеки — волшебные места. Раньше они служили людям для всевозможных целей. Их ценность была настолько большой, что представить жизнь людей до появления интернета без библиотек невозможно. Библиотек по всему миру и по всем временам было невероятно много, однако с появлением интернета библиотеки перестали пользоваться такой популярностью. Так с чем же это связано? Может, дело в неудобстве библиотек или их устаревших правил? Как можно повысить популярность библиотек среди подростков? Как должна выглядеть лучшая библиотека? Как библиотеки работают сегодня? Кто в основном посещает библиотеки? Такими вопросами мы задавались в начале нашей работы и в ходе работы предприняли попытку дать на них ответы. Актуальность данной темы заключается в том, что библиотека представляет собой одно из центральных мест культурного и социального взаимодействия, и необходимо повышать её популярность и расширять круг читателей, так как это позволит повышать уровень их образованности и престиж чтения.

Целью данной работы является разработка вариантов конкретных мероприятий, позволяющих привлечь новых читателей из числа подростков в библиотеку. Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи: изучить и описать существующие функции, выполняемые современными библиотеками; найти и описать варианты модернизации современных библиотек, уже реализованных в разных библиотеках по всему миру; разработать программу мероприятий для подростков, которые могут быть реализованы в библиотеках г. Чита.

В ходе работы была представлена следующая гипотеза: модернизация библиотек, расширение их функций может привлечь новых читателей и повысить популярность библиотек в современном обществе. Объект исследования — современные библиотеки. Предмет исследования — технологии, позволяющие сделать библиотеки более популярными среди подростков. Методы исследования: изучение литературы и электронных ресурсов, опрос, сравнение.

Современные библиотеки

В настоящее время библиотека в традиционном своём понимании (место получения информации) теряет свою ведущую роль. Именно поэтому сегодня библиотеки проходят путь модернизации, отвечая запросам современного общества. Как же выглядят библиотеки, привлекательные для современных людей?

Основное направление развития библиотек сегодня происходит в сфере коммуникации между библиотекой и читателем [8]. С развитием технологий и процесса глобализации, у современных библиотек появилась возможность измениться и отвечать теперь не только потребностям сбора и хранения информации, но и потребностям осмысления и обсуждения этой информации, что способствует успешной социализации читателей и нахождению ими места в современном мире [9]. Современная библиотека — это, в первую очередь, особое социальное пространство, пространство межличностной и межкультурной коммуникации.

Отдельно хотелось бы сказать о Центральной библиотеке Хельсинки — «Oodi» [6], которая была открыта в конце 2018 года и по сей день является одной из наиболее популярных библиотек мира. В этой библиотеке каждый этаж библиотеки предлагает разные форматы деятельности: читатели могут посещать выставку, пользоваться оборудованной музыкальной студией и мастерскими (швейными, по созданию моделей и др.), работать в зале для коворкинга, подкрепиться в кафе и даже посмотреть фильм (не массового проката, а отечественный и на тему культуры и искусства).

Таким образом можно прийти к следующим выводам: для того чтобы библиотека оставалась культурным и социальным центром общества, необходимы и другие изменения в её функциях: библиотеки становятся центром коммуникации и сотрудничества в разных сферах человеческой деятельности. Примеры успешного изменения библиотек существуют по всему миру, и мы считаем, что данный опыт может быть использован и в небольших городах для развития существующих библиотек и привлечения в них новых читателей.

Как сделать библиотеку привлекательной для подростков?

Могут ли сегодня библиотеки быть привлекательными для подростков? Традиционные библиотеки, выполняющие лишь функцию хранения и передачи информации, проигрывают Интернету. Подросткам сегодня привычно добывать информацию быстро, в пару кликов, поэтому традиционные библиотеки не выглядят привлекательными. Какие изменения и дополнения сделают библиотеку интересной современным подросткам, такой, в которой им захочется проводить свое время?

Современные библиотеки могут привлечь молодых читателей не только современным интерьером, но, что важнее, программой, отвечающей современным реалиям. Мы считаем, что такие возможности есть у многих библиотек, и хотели бы показать это на примере Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, г. Чита. Библиотека обладает уникальным собранием книг, а также привлекает читателей интересными мероприятиями, проходящими на территории библиотеки: фестивали книг, культурные и национальные праздники, встречи с интересными людьми, образовательные курсы. Кроме того, на территории библиотеки расположена «Точка кипения» — коворкинг, в котором проводятся презентации, собрания и мероприятия различных организаций социальной направленности. Как же сделать это место ещё более привлекательным для подростков?

Таким образом, можно говорить о том, что библиотека может быть популярным пространством проведения досуга подростков. Такая библиотека должна иметь уникальный стиль, предоставлять возможность чтения книг в онлайн-формате, обладать эксклюзивными книгами (например, с подписями авторов), а также проводить различные мероприятия.

Мы полагаем, что проведение тематических дней, посвященных определённым произведениям, может расширить круг посетителей и читателей библиотеки. Так, это могут быть тематические дни, посвященные современным книгам, которыми интересуются подростки. Тематические дни помогут читателям не только погрузиться в книгу и понять её смысл, но и познакомиться с единомышленниками и найти наставника из числа взрослых. В ходе работы нами была предпринята попытка создания программы тематического дня, посвященного серии книг о Гарри Поттере. Программа включает в себя такие мероприятия. Как кулинарный мастер-класс, косплей-фестиваль, зал компьютерных игр и другое, а также отвечает запросам подростков на поиск друзей со схожими интересами, профессионального самоопределения и реализации творческого и личностного потенциала.

Программа первого тематического дня по вселенной книг о Гарри Поттере представлена в таблице ниже.

Описание мероприятия

Необходимые ресурсы

Торжественное открытие тематического дня, приветственная речь директора библиотеки

Микрофон, экран, презентация с расписанием дня

Дискуссионная площадка «В чем магия популярности Гарри Поттера даже 20 лет спустя?», обсуждение проблемных вопросов, связанных с историей

Пространство для мероприятия, куратор дискуссии

Декорации и костюмы: конкурс косплея по Гарри Поттеру, мастер-класс от декоратора Драматического театра, г. Чита

Призы для участников и победителей, материалы для проведения мастер-класса «Создаём Плакучую Иву»

Компьютерная игра «Гарри Поттер»: этого в книге не было?

Компьютеры для игроков, наушники, микрофон

Подготовка миниатюры «Хогсмит» — театральная постановка сцены из книги совместно с актерами Драматического театра, г. Чита

Декорации, музыкальные инструменты

Мастер-класс «Волшебная еда»: приготовление блюд из вселенной Гарри Поттера по «Кулинарной книге Гарри Поттера» (автор — Гримм Том) под руководством профессионального повара

Продукты для блюда, фартуки, одноразовые перчатки, шапочки

Закрытие тематического дня, тематическая фотосессия

Фотозона в стиле Гарри Поттера, фотограф

Таким образом, можно говорить о том, что библиотека может быть популярным пространством проведения досуга подростков. Такая библиотека должна иметь уникальный стиль, предоставлять возможность чтения книг в онлайн-формате, обладать эксклюзивными книгами (например, с подписями авторов), а также проводить различные мероприятия.

Библиотеки являются неотъемлемой частью жизни человеческого общества. Вопрос того, как сделать библиотеки популярными для широкого круга читателей, в том числе и для подростков, является актуальным сегодня. В мире существуют различные примеры успешной модернизации библиотек, связанных с изменением их дизайна и расширением их возможностей.

Так как подростки сегодня не являются основными посетителями библиотек, нами была предпринята попытка выявления основных причин этой ситуации. К сожалению большинство библиотек имеют лишь ограниченный набор возможностей. Однако многие библиотеки обладают большим потенциалом и достаточными ресурсами для привлечения юной аудитории читателей. Так, в современных библиотеках открываются пространства для совместной работы и творчества, для встреч и обсуждений проблем, для поиска новых решений и создания новых проектов. Одним из вариантов проведения мероприятий мы видим организацию тематических дней, посвященных подростковым произведениям, и включающих в себя разнообразную деятельность, направленную на профессиональное самоопределение, реализацию творческого и личностного потенциала подростков.

Литература:

  1. Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина: [Электронный ресурс] // Официальный сайт библиотеки. URL: http://www.zabunb.ru/. (Дата обращения: 03.02.2022.)
  2. К вам в музей пришел подросток: [Электронный ресурс] // АртГид. URL: https://artguide.com/practices/2132. (Дата обращения: 07.01.2022.)
  3. Книжный архив KLEX: [Электронный ресурс] // Книжный архив KLEX. URL: https://www.klex.ru/. (Дата обращения: 23.12.2021.)
  4. ЛитМир: [Электронный ресурс] // ЛитМир. Электронная библиотека. URL: https://www.litmir.me/. (Дата обращения: 23.12.2021.)
  5. ЛитПортал: [Электронный ресурс] // LitPortal. Литературный сетевой ресурс. URL: https://litportal.ru/. (Дата обращения: 23.12.2021.)
  6. Лучшая библиотека в мире. Хельсинки: [Электронный ресурс] // YouTube-канал Varlamov. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H6dvrtWrKzw. (Дата обращения: 03.10.2021.)
  7. Пятнадцать самых необычных и интересных библиотек мира: [Электронный ресурс] // KUKU Travel. URL: https://kuku.travel/article/15-samyx-interesnyx-i-neobychnyx-bibliotek-mira/. (Дата обращения: 15.12.2021.)
  8. Роль и место библиотек в информационном обществе: [Электронный ресурс] // ЧОУНБ. Больше, чем библиотека. URL: https://chelreglib.ru/ru/news/1008/. (Дата обращения 12.10.2021.)
  9. Современная библиотека и её гуманистический потенциал. Кокорина Светлана Васильевна: [Электронный ресурс] // Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/17-a/publ/konf_2012/3.php?id_sec=41&papka=17-a. (Дата обращения 13.10.2021.)
  10. Тайны легендарных древних библиотек: [Электронный ресурс] // Культурология. История и археология. URL: https://kulturologia.ru/blogs/130321/49276/. (Дата обращения: 08.12.2021.)
  11. Точка кипения — Чита: [Электронный ресурс] // Официальный сайт площадки. URL: https://leader-id.ru/places/684. (Дата обращения: 04.02.2022.)
  12. Удивительные библиотеки Древности: [Электронный ресурс] // YouTube-канал Видеоуроки в Интернете. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hWCufgwu11w. (Дата обращения: 08.12.2021.)
  13. Что может дать библиотека современному подростку. Огнева Ирина Николаевна: [Электронный ресурс] // Журнал Молодой учёный. URL: https://moluch.ru/archive/135/37853/. (Дата обращения: 03.01.2022.)


Задать вопрос