К вопросу о значении крещения Руси | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая научная новизна

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 13.06.2022

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Таскаева, Д. В. К вопросу о значении крещения Руси / Д. В. Таскаева, В. В. Володин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3140/ (дата обращения: 03.05.2024).



Крещение Руси киевским князем Владимиром Величавым считается одним из самых весомых и поворотных факторов истории, определившим вектор становления культуры всех восточных славян, которая с этого момента стала плотно связана с православным христианством. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала духовным наследником культурных ценностей Византийской империи.

Цель — охарактеризовать значение крещения Руси.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть крещения Руси как историческое событие отечественной историографии.
  2. Описать значение крещения Руси.

Реализуя первую задачу исследования, нами было рассмотрено крещение Руси как историческое событие в отечественной историографии.

Крещение Руси — это принятие Православного Христианства в качестве государственной религии на Руси, которое произошло летом 988 года

В первую очередь Владимир стремился получить поддержку городских дворянских старейшин Градского. Им принадлежало право на предварительное совещание, и без него ни один вопрос не мог быть доведен до вечных споров. Старейшины согласились с договоренностями князя и заявили, что готовы к крещению. По замыслу Владимира, язычники должны были своими глазами увидеть тривиальность древней религии и неизбежность надвигающегося изменения веры. Для этого Владимир приказал снести Перунский храм, который несколько лет назад он сам приказал устроить «на холме за пределами Теремного двора». Благородным слугам было приказано оставить статую Перуна на земле, привязать ее к хвосту лошади и перетащить» с горы» на берег Днепра. После этого Владимир послал в город христианских священников, которые «шли полным ходом, учили людей вере во Христа». Роль проповедников взяло на себя небольшое количество священнослужителей киевских храмов и «корсунских священников», приехавших вместе с Владимиром. Перед приходом болгарских священников стояла непростая задача: в течение нескольких месяцев подготовить всех киевлян к освящению летом. Только летом в водах Днепра можно было крестить многих соотечественников, так как в Киеве еще не было храмов с приспособленными для этого крестными домами. Священники неустанно объясняли молодым и старшим основы христианской веры. В их руках было Евангелие на славянском языке — дело равноапостольного Кирилла и Мефодия. Благодаря братьям Левым славянский язык стал четвертым языком (после иврита, греческого и латинского), и он воззвал о Сыне Божьем, посланном на землю, со словами: «Пусть не все, кто верит в него, умрут, но будут жить вечно»»

Князь Владимир терпеливо ждал добровольного выбора киевлян. К середине лета стало ясно, что большинство жителей Киева хотят принять крещение, некоторые до сих пор не решаются на выбор, а некоторые настаивают на язычестве. Крещение в Киеве прошло довольно мирно, ведь люди уже сами хотели принять новую веру. В других городах крещение прошло довольно резко.

Например, в Новгороде крещение состоялось только в 991-992 годах. Когда епископ Иоаким прибыл в Новгород, ситуация здесь обострилась до предела. Противники христианства сумели организовать и одержали верх над Неревским и на концах народа (в западной части города), взяли в заложники его жену и «некоторых родственников» Добрыни, не сумев перейти на другую сторону Волхова. Добрыня напрасно предупреждал их «словами лагоды» — они не хотели его слушать. Чтобы не допустить проникновения взвода Добрыни на левый берег города, новгородцы разогнали Волховский мост и поставили на берег два «безнравственных» (камнемета): «У яко есть враги». Положение княжеской стороны осложнялось знанием города и присоединением к нему священников. Ослушание на их лицах настигло достойных вождей. Выслушав эти слова, разъяренная толпа упала во двор Добрынина, где находились под стражей жена и родственники губернатора, и убила тех, кто был там. После этого все пути к примирению были отрезаны.

Реализуя первую задачу исследования, нами была охарактеризована роль крещения Руси:

Крещение Руси помогало укреплению внешнеполитического положения древнерусского государства, и эта конкретика ни у кого не вызывает сомнений. Все исследователи, каких бы исходных концепций они ни придерживались, допускают это и не особенно даже пытаются аргументировать. Максимова Е. Р говорила, Крещение Руси имело большее значение, так как это содействовало укреплению государства. Единая вера давала всем людям новое ощущение единства и общности. Благодаря принятию христианства увеличивается внешнеполитическое состояние нашей страны, налаживаются взаимоотношения с соседними христианизированными странами. Велика и духовная роль в принятии новой религии [1]. В самом деле, представляется очевидным, что принятие христианства значило вступление Руси в семью европейских христианских народов, увеличивало авторитет государства и доверие к его внешнеполитическим акциям. Христианство содействовало укреплению великокняжеской власти, упрочению связи между всеми частями государства, его внутренней устойчивости и, следовательно, военной и политической мощи. Хотелось бы обратить внимание на еще один серьезный аспект: христианизация Руси возвысила нравственный потенциал русского народа, столь необходимый для выполнения им его исторической миссии внутри многонационального государства и на интернациональной арене. С ведением христианства наше государство приобрело массовый доступ к накопленным человечеством знаниям, в том числе познаниям историческим, политическим, естественнонаучным, а это не могло не вмещать положительных результатов для древнерусского государства. Наконец, по словам В. Пашуто, «Церковь в лице митрополита, епископов, священников, паломников стала авторитетным компонентом и внешней политики, и самой дипломатической службы» [2]. Ход собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы начался еще в дохристианскую эпоху. Князь Владимир в первый период своего властвования постарался использовать для укрепления единства религиозный фактор. Он реформировал староязыческие культы, учредив государственную религию с пантеоном богов во главе со славянским Зевсом-Перуном. Но этот княжеский бог и эта государственная религия оставались для народа такой же внешней силой, какой была княжеская дружина. Только утверждение христианства [3] привело к возникновению долговременных внутренних связей в государстве на всех уровнях и, главное на уровне клетки государственного организма — единичной личности. Объяснение факторов перехода Владимира в христианство побудило среди ученых полемику. Слабое объяснение митрополита Филарета — покаянное состояние братоубийцы и развратника Владимира. [4] Слабое пояснение Соловьева — недостаток и бессодержательность язычества. Общими причинами, по-видимому, была узкая связь Руси и Византии, постепенное усвоение христианства в русское общество, просвещение в Киеве авторитетной христианской общины; непосредственно на Владимира воздействовали воспоминания детства (княгиня Ольга), может быть, связь с благоверными христианками (Голубинский) [5]. Крещение киевлян случилось в 989 или 990 году, может быть, по внешней обстановке так, как поведано в «Повести временных лет». Несомненно, свежая вера повстречала определенное сопротивление, о котором безмолвствуют историки. Исключительно про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима, что там дело не ограничилось вооруженной борьбы. Христианство при Владимире распространялось на Руси медленно. Имелись ли при нем русские митрополиты — вопрос нерешенный. Остальные известия о времени Владимира большей частью достоверны, хотя не лишены прославленных тонкостей и формировались под воздействием всенародных преданий и песен.

В качестве выводов можно сформулировать положения:

  1. Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры.
  2. Усиление государственности, политическое единство, престиж власти.
  3. Влияние на русскую культуру византийской и античной культур, развитие просвещения, искусства, архитектуры.
  4. Укрепление международного авторитета, сближение с христианскими государствами (Византией).
  5. Внедрение идеи равенства людей перед богом, что способствовало смягчению жестких нравов бывших язычников.
  6. Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся на века.
  7. Культ богов сменился культом святых с прежними «языческими функциями». Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.
  8. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство было вынуждено воспринять и приспособить некоторые его черты.

Литература:

  1. Максимова Е. Р., and Муканалиева А. Р.. «Крещение Руси» Бюллетень медицинских интернет-конференций, vol. 5, no. 12, 2015, pp. 1571–1571.
  2. Иоанн (Экономцев), игумен. «Крещение Руси и внешняя политика древнерусского государства». Сборник статей «Православие, Византия, Россия». «Христианская литература», М., 1992. Стр. 46.
  3. Духовные, культурно-исторические, социо-политические и др. факторы и подробности обращения Владимира и русского народа в христианство в: Карташев А. В. «Очерки по истории русской Церкви». Электронный вариант; «Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года». Энциклопедия. Научное издательство «Большая Русская энциклопедия». М., 1994.
  4. Подобная точка зрения выражена и: Толстой М. В. «Рассказы из истории Русской Церкви». Электронный вариант.
  5. «Христианство». Энциклопедия Эфрона и Брокгауза. М., 1993. Том 1-й. Стр. 367.
  6. https://sergeytsvetkov.livejournal.com/563834.html
  7. https://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/
  8. https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/kreshhenie-rusi/


Задать вопрос