Вклад Русской православной церкви в победу СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Тисленко, С. К. Вклад Русской православной церкви в победу СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / С. К. Тисленко, С. В. Боровкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3087/ (дата обращения: 25.04.2024).



Введение. Все дальше вглубь истории уходят от нас события Великой Отечественной войны. Вместе с этим приходит понимание того, насколько сильно изменился наш мир за последние 77 лет. В странах-бывших союзниках по антигитлеровской коалиции, в соседних странах на Западе, которые входили в состав СССР, пережили ужас оккупации и были освобождены Советской Армией от фашистских захватчиков, сегодня впали в беспамятство и совершают деяния, которые не красят ни народы этих государств, ни сами государства. Отовсюду идет массированное наступление на нашу Победу.

Религиозная политика Советского государства после 1917 г. была жесткой и непреклонной. Положение верующих в Советской России было чрезвычайно трудным: всё, что касалось религии, было подвержено репрессиям. Казалось, что правящая Коммунистическая партия была близка к достижению провозглашённой в области религиозных отношений цели: утверждение атеизма. Официальные социологи настойчиво уверяли о сокращении числа верующих день ото дня.

Русская православная церковь сыграла немаловажную роль в ходе Великой Отечественной войны, помогая народу вынести эту неравную битву, когда сама была подвержена гонениям не только со стороны врага, но и со стороны власти. В самый напряженный период войны атеистическое государство внезапно изменило курс своей религиозной политики и начало сотрудничество. И пускай длилось оно недолго, но в истории нашего государства данный факт не прошел бесследно.

Глава 1. Изменение государственно-церковных взаимоотношений

1.1 Реакция РПЦ на вступление страны в схватку с фашизмом

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Местоблюститель Русской православной церкви, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), один из первых, кто узнал о нашествии немецких войск. В этот же день он написал Послание Церкви по случаю начала войны, которое было направлено к церковным пастырям и верующим людям с призывом встать на защиту Родины. «Православная наша церковь,— сказал он, — всегда разделяла судьбу народа... Не оставляйте народа своего и теперь. Благословляет она всех православных на защиту священных границ нашей Родины» [1, c. 78]. Митрополит Сергий сделал выбор, указав, на чьей стороне будет все русское патриаршество — на стороне народа.

26 июня Сергий отслужил молебен «О даровании победы», по окончании которого выступил с речью перед верующими, в котором он выразил надежду об улучшении дел в советском обществе. В своем выступлении он выражал некую надежду на улучшение дел в советском обществе: «наступающая военная гроза послужит к оздоровлению нашей атмосферы духовной. Мы уже видим некоторые признаки этого очищения». [3, c. 334]. После этого молебна по всем церквям советского государства стали совершаться подобного рода молебны по специально составленным текстам.

Когда линия фронта приближалась к Москве, осенью 1941 года, 12 октября, Митрополит Сергий составил завещание, в котором на случай своей смерти велел передать свои полномочия Местоблюстителя Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому).

Все страшные дни блокады митрополит Ленинградский Алексий не разлучался со своей паствой. Он жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье. Температура в храмах опускалась часто ниже нуля, певчие от голода едва держались на ногах. Из-за частых обстрелов, в храмах были выбиты окна.

Прихожане неоднократно устраивали сборы средств на содержание нуждающихся. Зимой 1942 года Сергий организовал сбор средств на создание танковой колонны «Дмитрий Донской» и эскадрильи боевых самолетов им. Александра Невского, и мирянами было собрано почти 400 тыс. рублей.

1.2 Религиозная политика Германии на оккупированных территориях

Среди основных причин изменения отношений между государством и церковью одно из основных мест занимает церковная политика Гитлера на оккупированных территориях. Основная цель Гитлера — расчленение и порабощение народа, вследствие этого, и РПЦ угрожало гонение. В апреле 1943 года Гитлер издал указание, в котором говорилось о необходимости избегать создания единых церквей на обширных русских землях: «Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту, которая почитала бы Бога по-своему. Наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола» [4, c. 112]. Конечной целью религиозной политики Гитлера было расчленение религии во всей стране. Для этого было принято решение проведения «поместного собора», который должен был пройти в Ставрополе или Ростове. Собор должен был состоять из отобранных фашистами представителей духовенства во главе с митрополитом Серафимом, но победа советских войск в Сталинградской битве сломала гитлеровские планы.

Советское правительство с начала войны сделало первые шаги в деле нормализации отношений с религиозными организациями. В стране была прекращена антирелигиозная пропаганда и деятельность Союза воинствующих безбожников. Церкви активизировали свою работу, а государство фактически заняло позицию невмешательства в религиозную жизнь страны. И. В. Сталин и советское руководство были обеспокоены тем, что немецкая церковная политика может стать неким козырем в руках Гитлера против советской власти. В связи с религиозной политикой Германии по отношению к оккупированным территориям СССР, у И. В. Сталина появился достаточно обширный круг вопросов, касающихся русского патриаршества. Главный из них — кто должен стать Патриархом Русской православной церкви?

31 августа 1943 г. состоялась встреча митрополитов в доме в Елохове, где жил митрополит Сергий, где он же и сообщил верующим о запланированной ночной встрече. 4 сентября состоялась встреча митрополитов Сергия, Алексия и Николая с представителями руководства страны: И. В. Сталиным, В. М. Молотовым и председателем Совета по делам православной церкви Г. Г. Карповым. На этой встрече митрополитами было получено разрешение на созыв Архиерейского собора. Иерархи считали, что для его подготовки понадобится месяц, но Сталин посоветовал подготовить Собор, как он выразился, «в большевистском темпе».

Глава 2. Архиерейский Собор 1943 г.

К Архиерейскому Собору готовились в ускоренном темпе: некоторых участников доставили в Москву на военных самолетах, некоторых освободили из лагерей и ссылок.

8 сентября 1943 г. в переданном Московской Патриархии здании «особняк по адресу Черный переулок, дом пять» [4, c. 115] состоялся Архиерейский собор. Собор заслушал доклад Патриаршего Местоблюстителя о патриотической работе Русской православной церкви, заслушал доклад митрополита Ленинградского Алексия на тему «Долг христианина отечественной войны». На Соборе единогласно был избран Патриарх Московский всея Руси — им стал исполнявший до тех пор должность Местоблюстителя Сергий, интронизация которого состоялась 12 сентября. Помимо этого, было вынесено много решений: Сталин согласился рассмотреть вопрос об освобождении архиереев из ссылок, тюрем и лагерей, право епархий на открытие свечных заводов и финансовой поддержке Церкви от государства и принятие делегации Англиканской Церкви.

Итоги Собора стали колоссальными как для государства, так и для РПЦ. Прежде всего, были выделены основные направления укрепления взаимоотношений власти с РПЦ. Все решения были осуществлены в самые кротчайшие сроки.

Глава 3. Примеры патриотического служения

Ни для кого не секрет, что до Второй мировой войны многие священнослужители находились в лагерях и ссылках, и как только началась война, многие из них добровольцами пошли в армию. Неоценим вклад этих людей в Победу. Батюшки сражались наравне с солдатами, защищая свою веру и Отечество, а священники, не попавшие на фронт, работали в тылу, на заводах и в колхозах. Я расскажу только о двух самых, на мой взгляд, запоминающихся священниках-участниках войны.

3.1 Святитель Лука Крымский. Целитель Лука

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) действительно является святым нашего времени, а не какой то далекой эпохи. В начале Великой Отечественной войны профессор-хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий, находясь на положении ссыльного, самоотверженно предложил свою помощь как хирурга и выразил готовность вернуться в ссылку по окончании боевых действий. Вместе с тем, высшие гос. чины ссылку не прервали, и он оставался в ссылке вплоть до 1943 г., и каждую неделю 3 раза ему нужно было отмечаться в учреждениях МВД Красноярска, куда он был срочно доставлен из п. Большая Мурта, где он отбывал третью ссылку.

Валентин Феликсович постоянно был под особым наблюдением. Первое время красноярские чиновники относились к нему очень надменно. Даже выпуск его главного детища «Очерки гнойной хирургии» всеми способами пытались предотвратить. «Надежда Алексеевна, вы пройдите, познакомьтесь, поговорите с этим — не то попом, не то хирургом» [2, c. 77] — так, начальник эвакогоспиталя № 1515 военный врач В. Н. Пичугин выразил недовольство прибытием в военный госпиталь политического ссыльного. Но уже в июле 1942 г. в справке о работе госпиталей Красноярска о нем писали как о крупном специалисте в области гнойной хирургии, трудящемся в Красноярском крае и его ставили на первое место в списке среди прочих докторов Красноярья.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г». В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским.

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал вести консультативные приёмы больных и лечащих врачей, молился о здравии болящих, и по его молитвам творились чудеса. Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

3.2 Александр Федорович Романушко

Александр Федорович Романушко являлся протоиреем Русской православной церкви по совместительству партизаном Великой Отечественной войны в составе партизанского отряда имени Куйбышева. Отец Александр неоднократно участвовал в боевых операциях и ходил в разведку: в брошенных священниками храмах и на местах сожжённых гитлеровцами церквей он проводил заупокойные службы, отпевая мирных граждан и партизан, погибших от рук фашистов. Сначала, с конца лета 1941 года, он лишь помогал подпольщикам, но с 1 марта 1943 года уже сам работал в подполье, совмещая свою партизанскую деятельность со служением в храмах.

Говоря об Отце Александре, нельзя проигнорировать случай, который произошел летом 1943 года. Тогда ему пришлось отпевать полицая, убитого в стычке с партизанами. Он, неожиданно для всех, призвал всех присутствующих предать анафеме убитого и прекратить сотрудничество с оккупационными властями. Тогда члены оккупационной даже не тронули его, а позже многие из них под влиянием речи священника перешли на сторону партизан.

Отец Александр принимал участие в партизанском движении вплоть до 1944. Александр Фёдорович был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». и «Партизану Отечественной войны» I степени. В 1945 году он был возведен в сан протоирея, а в июне 1954 Александр был отправлен служить в Олонецкую епархию и стал настоятелем Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске, проработав на этом посту чуть больше года. 27 июня 1955 года он умер после продолжительной болезни, похоронен в Петрозаводске.

Заключение. Патриотическая деятельность РПЦ во время Великой Отечественной войны — явление во многом уникальное. Советское государство в довоенный период сделало почти всё возможное, чтобы не рассчитывать на такое поведение церкви в войне. После проведенного исследования, я могу сделать вывод, что вклад РПЦ в победу СССР в Великой Отечественной войне крайне весом и значим. В годы войны укрепилось положение РПЦ в общественной жизни страны, возросла роль Церкви на международном уровне. РПЦ массово собирала деньги на нужды фронта, священники воевали и, конечно, молились за Победу нашей Родины.

Литература:

  1. Кудрина Ю. В. Великая Отечественная война. 1941–1945: Энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. //Отв. Ред. А. О. Чубарьян; Олма Медиа Групп, 2015.- 375 с.
  2. Оглезнева Г. В. Известия Иркутского государственного университета.. Т. 23. Серия «История», 2018.-102 с.
  3. Одинцов М. И. Русские патриархи 20 века.Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов./ М. И. Одинцов — М.: изд-во РАТС,1999.-244с.
  4. Шкаровский, М. Нацистская Германия и Православная Церковь. Немецкая политика по отношению к Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2002- 478 с.


Задать вопрос