Социальное неравенство и проблема бедности в России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (56) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Мартынова, С. М. Социальное неравенство и проблема бедности в России / С. М. Мартынова, Д. А. Ильина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2961/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор исследует причины социального неравенства и методы борьбы с бедностью в современной России.

Ключевые слова: социальное неравенство, проблема бедности, государственная социальная помощь.

Все живое и неживое на Земле обладает отличными друг от друга характеристиками. Люди различаются по полу, темпераменту, цвету волос и глаз, возрасту, уровню интеллекта и многим другим признакам. Неравенство, которое вытекает из естественных различий, является первой формой неравенства.

На сегодняшний день проблема социального неравенства является актуальной. Это касается и нашей страны. В результате перехода России от командной экономической системы к рыночной произошло серьезное изменение социально-экономического положения населения. Смена форм собственности на средства производства, коммерционализация ранее общественных благ привели к резкому увеличению социально-экономического неравенства российского населения.

Современная РФ сталкивается с мировыми проблемами, которые способствуют росту социального неравенства. В последние годы факторами, влияющими на социально-экономическое благополучие граждан России, стали мировые и финансовые кризисы (кризис мировой финансовой системы в 2008 г.); санкции, введенные европейскими странами против России в 2014 г., пандемия коронавируса и т. д.

27 января 2021 г. президент России Владимир Путин, выступая на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021», говорил: «Рост экономических проблем и неравенство раскалывают общество, порождают социальную, расовую, национальную нетерпимость» [1].

Таблица 1

Дифференциация доходов в России

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

Величина

прожиточного минимума

млн. человек

в процентах от общей численности населения

1999

41,6

28,4

907,8

2000

42,3

29,0

1210

2001

40,0

27,5

1500

2002

35,6

24,6

1808

2003

29,3

20,3

2112

2004

25,2

17,6

2376

2005

25,4

17,8

3018

2006

21,6

15,2

3422

2007

18,8

13,3

3847

2008

19,0

13,4

4593

2009

18,4

13,0

5153

2010

17,7

12,5

5688

2011

17,9

12,7

6369

2012

15,4

10,7

6510

2013

15,5

10,8

7306

2014

16,3

11,3

8050

2015

19,6

13,4

9701

2016

19,4

13,2

9828

2017

18,9

12,9

10088

2018

18,4

12,6

10287

2019

18,1

12,3

10890

2020

17,8

12,1

11312

2021

16

11

11653

Из этих данных видна тенденция снижения общей доли беднейших слоёв населения с доходами ниже прожиточного минимума. Однако по итогам 2021 г. за чертой бедности находилось 11 % населения [3], что свидетельствует о наличии проблемы бедности в современной России. Бедность остается одной из главных социальных угроз успешного развития российского общества.

Эффективным средством государства в борьбе с бедностью является ФЗ «О государственной социальной помощи» [3].

В ст. 3 сформулированы конкретные цели предоставления государственной социальной помощи: «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное и рациональное использование бюджетных средств». Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5 определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что «в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы» (ч. 2 ст. 5).

Важным новшеством является то, что ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно ст. 8, предусматривает возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного обследования), направленной на подтверждение сведений, которые представлены в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи. Также регламентируются порядок и сроки принятия решения по таким заявлениям.

Закон весьма подробно указывает причины отказа в государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей социальной помощи.

На основе изученного материала, представлю собственное видение решения проблемы бедности в России:

– Обеспечение на государственном уровне правовой надежности и порядка в сфере экономической деятельности.

– Реальная эффективная борьба с коррупцией и монополизмом в сфере экономики.

– Увеличение финансирования здравоохранения, образования, науки, национальной культуры.

– Разработка эффективной социальной политики, которая реально отвечала бы интересам беднейших слоев населения.

– Обеспечение экономического роста за счет развития всех секторов экономики, рационального использования природных ресурсов.

– Обеспечение снижения уровня инфляции, отрицательно сказывающейся на доходах бедных слоев населения

– Внедрение прогрессивной системы налогообложения.

Литература:

  1. Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» // http://www.kremlin.ru
  2. ФЗ «О государственной социальной помощи» // http://www.consultant.ru
  3. Федеральная служба государственной статистики // https://rosstat.gov.ru


Задать вопрос