Страхи и фобии в старшем подростковом возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (56) апрель 2022 г.

Дата публикации: 17.03.2022

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Татарникова, О. С. Страхи и фобии в старшем подростковом возрасте / О. С. Татарникова, Т. И. Дубинина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2858/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы пытаются определить основные страхи и фобии в старшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: страхи, фобии, подросток, старший подростковый возраст.

В процессе социализации личности мы сталкиваемся с большим количеством трудностей, стоящих на пути благополучного вхождения человека в социум. К таким затруднениями мы можем отнести «страх» и «фобии», которые могут выступать причиной эмоциональных нарушений развития личности.

Страх считается самой древней и сильной человеческой эмоцией. Страхи присущи всем людям и сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. В состоянии страха активизируется симпатическая нервная система, которая подготавливает организм к физической нагрузке [4].

Страх — эмоциональная реакция на реальную или потенциальную угрозу «которая располагается в пространстве и к которой, по крайней мере теоретически, можно приспособиться», базирующаяся на инстинкте самосохранения [2, с.102].

Страх — это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия [4, с.178].

В словаре психологических терминов страху дается следующее определение «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Диапазон оттенков страха: опасение, боязнь, испуг, ужас» [5].

Стоит отметить, что человеческий страх отличается от страха животных именно тем, что может возникать при предвосхищения события.

Таким образом, страх представляет собой эмоциональное состояние человека, возникающий в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида как при предвосхищении события, так и в момент протекания события, направленный на источник действительной или воображаемой опасности.

Фобия в свою очередь представляет собой навязчивые страхи и относится к разновидности навязчивых состояний. Люди, подверженные фобиям, постоянно сталкиваются с неослабевающим чувством тревоги. Существует большое количество различных видов фобий: например, ксенофобия (чувство крайнего страха и опасения, возникающее при встрече с незнакомцем или иностранцем), гемофобия (страх от вида крови), арахнофобия (панический ужас пауков) и т. д. [1, с. 178].

Основное и существенное различие между этими видами боязни — природа возникновения: страх имеет, как правило, врожденный характер, фобия в свою очередь это приобретенный симптом.

Над решением проблемы со страхами и фобиями человечество задумывается очень давно. В 1915 году Фрейд З. Ш. пишет работу «Бессознательное», в которую входит часть ранее написанной, но не изданной работы «Страх». В 2006 г выходит книга «Психология страха» Юрия Викторовича Щербатых. Как мы видим эта проблема актуальна в разное время и в разных странах.

Но на сегодняшний день, я думаю, что это наиболее актуально. В связи с пандемией COVID-19, в сложившейся обстановке изоляцией людей и множеством ограничений страхи и фобии могут провялятся гораздо чаше, чем раньше, в обычной жизни. Поэтому на сегодняшний день важна диагностика и помощь детям на начальной стадии, без применения медикаментов.

В нашем исследовании ставилась цель — изучить и проанализировать страхи и фобии в старшем подростковом возрасте.

Была выдвинута гипотеза о том, что девушки, в отличии от юношей, больше подвержены различным страхам и фобиям.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 27. В исследовании принимали участие учащиеся 11-го класса в количестве 25 человек (11 юношей и 14 девушек).

Нами были использованы качественные не стандартизированные методики «Виды страха» И. П. Шкуратовой, «Свободное описание страхов» (СОС) И. П. Шкуратовой.

В таблице 1 отображены результаты исследования по методике «Виды страха» И. П. Шкуратовой: страхи девушек и юношей по пяти категориям: мистические, криминальные, социальные, учебные страхи и фобии.

Таблица 1

Сравнение процентных соотношений видов страхов у девушек и юношей

Мистические страхи

Криминальные страхи

Социальные страхи

Фобии

Учебные страхи

Юноши

8,3 %

14,8 %

11,3 %

12,7 %

10 %

Девушки

58,5 %

32,5 %

26,4 %

23 %

23 %

Из данных таблицы мы видим, что, распространённым страхом у девушек является — мистические страхи. Его испытывают 58,5 % испытуемых. Менее распространены криминальные страхи -— 32,5 % и социальные страхи — 26,4 %. Меньше всего девушки испытывают учебные страхи и фобии — 23 %.

Распространённым страхом у юношей является криминальные страхи — 14,8 %, менее распространены: фобии — 12 %, социальные страхи — 11,3 %, учебные страхи — 10 %. Меньше всего юноши испытывают мистические страхи — 8,3 %.

Результаты данной методики показали, что девушки больше подвержены разным страхам и фобиям.

Методика «Свободное описание страхов» (СОС) И. П. Шкуратовой показала следующие результаты:

— Более воплощенным у молодых людей оказался страх одиночества (юноши 20 баллов, девушки 50 баллов).

— Самые распространенные страхи у юношей: страх смерти близких людей — 18,11 %, страх одиночества — 12,52 %, страх высоты — 14,17 %. Меньше всего парни боятся: полёта на самолетах и Бога — 3,93 %.

— девушки больше всего боятся: одиночества — 23,69 %, террористического взрыва — 20,20 %, вызова родителей в школу — 19,21 %. Менее распространенными страхами у старшеклассниц были: страх сглаза и порчи — 12,34 %, страх критики и наказания за неуспеваемость — 13,86 %.

Наибольший страх у всех учеников: страх одиночества. При этом у девушек он выражен ярче (23,69 %), чем у юношей (12,52 %). Это связанно с тем, что в подростковом возрасте тело и психика меняются так быстро, что организм не успевает с этим справляться и поэтому испытывает сильный стресс. Становится трудно управлять эмоциями, переживать негативные чувства (боль, отчаяние, печаль), справляться с жизненными трудностями.

Таким образом, в ходе работы была подтверждена гипотеза о том, что девушки больше подвержены различным страхам и фобиям, в отличии от юношей. Это можно объяснить различием в воспитании. Традиционно мальчиков с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах.

Полученные результаты вносят определенный вклад в понимание страхов и фобий в старшем подростковом возрасте. И позволяют взглянуть на них в новом ракурсе.

Литература:

  1. Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ЮФУ. Технические науки. 2002. № 5 — с. 177–184.
  2. Заворуева А. С. Психологические и социально-философские аспекты феноменов тревоги и страха (от Фрейда до Мадди) // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2007. № 2–3 — с. 101–111.
  3. Изард К. Э. Психология эмоций. Перев. с англ. — СПб: Издательство «Питер», 1999–464 с.
  4. Крутых Е. В. Социальные страхи студентов: страх ошибки // Инновационная наука. 2016. № 1–2 (13) — с. 258–259.
  5. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  6. Самоукина Н. В. Экстремальная психология. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 2000. — 208 с
  7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006–256 с.
  8. Щербатых Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий: [Монография] / Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева; Центр эксперим. медицины и безопасности жизнедеятельности во МАНЭБ. — Воронеж: Истоки, 1998. — 281 с.


Задать вопрос