Наряд женщины села Аношкино начала XX века | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Селиванова, К. А. Наряд женщины села Аношкино начала XX века / К. А. Селиванова, А. А. Смородинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2949/ (дата обращения: 03.05.2024).



Однажды с бабушкой я была в гостях у её соседки и увидела фотографию, на которой была женщина в интересной одежде. Подруга бабушки рассказала, что это фото сделано в 1994 году. На нём жительница села Аношкино в «уборе» своей матери. Мне стало интересно, и я занялась исследованием этого костюма.

В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета — белый, красный и чёрный. А чёрный цвет — цвет земли и покоя — считается любимым в Воронежском крае, потому что символизирует ещё и чернозём. Воронежские историки считают, что это дань черноземной земле, которая кормила крестьянина.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Конопля являлась широко распространенной культурой в черноземной зоне России. Конопляное масло употреблялось в пищу и было известно намного раньше подсолнечного. В народном костюме цвет одежды имел большое значение, символика цвета выражала эстетическое восприятие народа

Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи, вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты — нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники одевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам рубахи или делали съемными. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером

Рубаху из белого холста расшивали геометрическим орнаментом черными нитями. Рубах было около 11 видов — из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т. д. Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха «дурочка” — была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи «блошницы” — это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью,

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, не приталенная кофта — «кундя”. По фасону она напоминает жакет. Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Украшали черную понёву лапочками и прозументами. Прозумент — это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) — шленка.

Что же за наряд я увидела на фото? Чтобы узнать ответ на этот вопрос я обратилась к старшим. И вот что я для себя выяснила:

Наряд был сшит вручную в начале ХХ века, сейчас он находится в сельском музее. Это понёвный наряд, праздничный. Принадлежал взрослой женщине.

Изучив литературу и рассмотрев костюм, я определила из чего он состоит:

Рубаха — основа женского костюма. Шилась она до пояса из домотканой холстины, позже — из покупной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богача и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любые случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи украшали вышивкой и блёстками.

Понёва — это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском.

Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками — «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками — «синеглазки». Размер клетки на понёве указывал, много или мало земли имеют крестьяне на селе. Понёвы делились на праздничные и будничные.

Запан фартук, или передник был важным элементом женского костюма.

При работе он надежный защитник от грязи. К тому же это хорошее украшение женского наряда. По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука — завеска, потому что фартуки как бы «завешивали” поневу, чтобы она не рвалась.

Очень распространённым головным убором и для девушек, и для женщин был платок . Он был очень удобен в пользовании.

Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус , сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье — полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.

Важным элементом народного костюма была покромка — это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка «завязывалась”, вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Почти в каждом районе губернии лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян. Но в данном комплекте одежды он отсутствует.

Литература:

  1. Губанова Е. Н. Хроматический символ в народном воронежском костюме// Текстиль и мода: сб. докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж, 2007. С. 11–12. 4. Губанова Е. Н. Женский костюм Воронежской губернии // Народное творчество. 2008. № 3. С. 40–43.
  2. https://www.showbell.ru/blog/archives/4689
  3. https://pandia.ru/text/80/360/55299.php
  4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/10/23/issledovatelskaya-rabota-istoriya-russkogo-narodnogo-kostyuma
  5. https://infourok.ru/spravochnie-materiali-po-kraevedeniyu-narodniy-kostyum-voronezhskoy-oblasti-1571450.html


Задать вопрос