О влиянии реагентов на рост растений | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Анюхин, Иван. О влиянии реагентов на рост растений / Иван Анюхин, Василий Анюхин, Т. В. Минюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2918/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрено влияние реагентов на рост растений.

Ключевые слова: безопасность, антигололедные реагенты, рост растений.

Прошлым летом, выезжая в деревню к бабушке, мы обратили внимание, что одни и те же травы вдоль трассы низкие и растут редко, а вдали от дороги они высокие и сочные. Еще обратили внимание, что зерновые культуры пшеница, рожь, ячмень, овес вдоль дороги выглядят хуже, чем в середине поля. Мы задумались, что так влияет на рост растений?

С приближением зимы мы невольно отметили, что снег вдоль дороги очень грязный. И однажды мы увидели, как дороги обрабатывают от снега и наледи.

В литературе, и особенно в средствах массовой информации, мы обнаружили достаточно противоречивые сведения о влиянии противогололедных средств на окружающую среду. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с очевидными последствиями борьбы со льдом: белый налет на обуви; повреждение обуви и одежды; разъеденные лапы животных; коррозия металлических частей машин, дорожных ограждений и ливневых люков; ухудшение качества почвы, ухудшение роста растительности вдоль дорог. Возможно, это влияние противогололедных реагентов.

Значит, противогололедные реагенты и смеси одновременно и вредны и полезны.

Для того чтобы разобраться в обнаруженных противоречиях, необходимо выяснить, насколько сильно влияние противогололедных смесей на окружающую среду и как снизить их отрицательное действие. Мы решили изучить влияние противогололедных реагентов на растения на примере прорастания семян пшеницы.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что противогололёдные реагенты отрицательно влияют на растения на этапе прорастания семян и формирования молодых растений.

Цель исследования: изучение влияния реагентов на рост растений.

С наступлением холодов на дорогах и тротуарах возрастает риск образования корки льда. В это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий и обращений в травмопункты. Ручная уборка льда очень трудозатратна и не позволяет достичь нужного эффекта. Поэтому в борьбе с гололедом почти повсеместно применяются противогололедные реагенты.

Все существующие средства для борьбы с гололедом можно разделить на две группы:

  • естественные реагенты (соль, песок или его смесь с солью, гранитная или мраморная крошка);
  • искусственные (хлориды натрия, кальция, магния и другие).

Противогололедные реагенты бывают жидкие, твердые и комбинированные, имеют разный состав, но общее назначение – плавить лед. В снежную и слякотную погоду чаще используют твердые реагенты, а сухую погоду – жидкие химические реагенты.

В Самаре в 2020 – 2021 годах было закуплено реагентов на сумму 568 миллионов рублей. В общей сложности было использовано 30 тысяч тонн реагентов, из них 15 тысяч тонн реагента «Бионорд», 10 тысяч тонн песко-соляной смеси, остальное – песок и другие смеси.

Методика постановки эксперимента: в эксперименте изучалось влияние растворов противогололедных реагентов на прорастание семян пшеницы.

Пшени́ца (лат. Tríticum) — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae), ведущая зерновая культура во многих странах. Пшеница – однолетнее злаковое растение с полым прямым стеблем высотой от 30 до 200 сантиметров и стержневым корнем длиной до одного метра. Листья плоские, неширокие (10-12 миллиметров), в зависимости от сортовой принадлежности растения могут быть покрыты волосками. Соцветие – продолговатый колос длиной до 15 сантиметров. Ареал распространения пшеницы обширен: мировые посевы этого злака занимают порядка 20% всей обрабатываемой земли. В России пшеницу выращивают практически повсеместно, кроме Крайнего Севера.

Методика исследования: посадку семян пшеницы проводили в две емкости, воду для полива не использовали. После посадки семян первую емкость поливали чистой талой водой, собранной в парке – это был контрольный образец. А вторую емкость поливали талой водой из снега, собранного у обочины дороги в городе – это был исследуемый образец. Следили за всхожестью, цветом и ростом растений. Для этого проводили наблюдения и фотографировали.

Место и сроки проведения исследования: исследование и практическая часть проводились в январе 2022 года в условиях городской квартиры, экспериментальные образцы располагались на одном подоконнике.

Выводы: в нашей работе установлено, что противогололедные реагенты отрицательно влияют на прорастание семян и формирование молодых растений пшеницы.

Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Всхожесть контрольного образца, который поливали чистым снегом, составила 93 %. Всхожесть исследуемого образца, который поливали талым снегом с реагентами, составила 14%. Кроме того, интенсивность роста по сравнению с контрольным образцом была замедлена.

Необходимо задуматься, как соблюдать баланс между безопасностью жизни человека и сохранением окружающей среды.

Для уменьшения негативного влияния на природу использовать:

  • менее опасные реагенты;
  • мраморную иди гранитную крошку;
  • обрабатывать дорожное покрытие до выпадения осадков;
  • наполнители к асфальобетонной смеси, которые придают покрытию антигололедные свойства.

Практическая значимость: материалы нашего исследования могут быть полезны и интересны другим учащимся, учителям и преподавателям, ведущим внеклассную и кружковую работу экологической направленности.

Надеемся, что на нашем опыте ученики захотят сделать подобный нашему эксперимент и узнают, используют ли на их улице антигололедные вещества.

Мы получили навыки организации практического опыта, разработали и заполнили протокол наблюдения. Эти умения пригодятся на уроках окружающего мира.

Появилось желание подробнее узнать химический состав антигололедных веществ, что мы сможем сделать на уроках химии в старших классах.

Литература:

  1. Мосин О.В. Статья об антигололедных средствах 2008, 12-15 с.
  2. Перрин Д., Органические аналитические реагенты, пер. с англ., М., 1967, 30-32 с.
  3. А.Г. Стародубов, С.Б. Чудакова. «Эколого-гигиеническая оценка опасности антигололедных реагентов» Сборник докладов 4-ого Международного конгресса по управлению отходами, 2005, 20-32 с.
  4. ОДН 218.2.027-2003. Отраслевые дорожные норма. Требования к противогололедным материалам.


Ключевые слова

безопасность, рост растений, антигололедные реагенты
Задать вопрос