Некоторые особенности школьного образования в Финляндии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Россия в мире

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Ганоцкий Д. В., Лебедева Е. А. Некоторые особенности школьного образования в Финляндии // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/young/archive/5/318/ (дата обращения: 23.01.2020).



 

В школе ребенок проводит от 9 до 11 лет — большой период. Конечно, хочется не только овладеть необходимыми базовыми знаниями, но за это время получить и те знания и умения, которые пригодятся во взрослой жизни. Согласно Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) одной из ведущих стран мира в области образования является Финляндия. «PISA — значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню» [1]. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

                    грамотность чтения,

                    математическая грамотность,

                    естественнонаучная грамотность.

С 2003 года было введено еще одно направление — способность решать различные проблемы [2].

Чем объясняется успех финского образования?

Во-первых, главный принцип — равенство во всем. Во всех школах одинаковое оборудование, нет углубленного изучения отдельных предметов. Нам бы хотелось остановиться на равенстве родителей. Учителя не имеют права узнавать, кем работают родители, их заработок. В этом мы видим огромный плюс — учителя относятся ко всем ученикам одинаково, не зависимо от статуса родителя.

Главное равенство — равенство учеников. Все дети «одинаковые», нет «плохих», «слабых» и «хороших», «отличников». Учителям запрещено иметь «любимчиков», выделение ученика — повод к увольнению.

Особенно важно — равенство учителя и ребенка. Ученики не боятся, а уважают учителей. С первого класса детям объясняют их права, то, что они самостоятельная личность. Кроме того, с учителями заключают трудовой договор на учебный год. Если на учителя есть жалобы, его просто увольняют.

Второй главный принцип — индивидуальность. Детей не «сортируют» по классам, исходя из способностей. В классе одновременно ученики решают задачи разного уровня сложности. Для каждого составляется индивидуальный план обучения. Решил простую задачу — отлично. Переходишь к более сложной. Не решил сегодня — ничего страшного. Решишь завтра. На наш взгляд, это — огромный плюс. Дети не чувствуют себя неспособными, отстающими. Самооценка в таких условиях только повышается, растет чувство уверенности.

Третий принцип — практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое» [3]. Экзаменов практически нет. Если они и проводятся, то можно пользоваться планшетами для поиска информации. Такой подход напоминает реальную жизненную ситуацию. Ведь самое важное — уметь найти информацию и применить ее.

Еще один огромный плюс отсутствия экзаменов — отсутствие стресса из-за страха не справиться и получить плохую оценку.

Четвертый принцип финского школьного образования — добровольность. Учителя стараются максимально заинтересовать ученика, но если ребенок хочет заняться на уроке математики чем-то своим — никто ему не мешает. Считается, что не всем предстоит конструировать космические корабли, кто-то должен уметь печь хлеб и водить автобус.

Но это не говорит о мягкости. Если ребенок прогуливает уроки, он должен отсидеть урок в прямом смысле. Причем, девятиклассника могут отправить в пятый класс. Если будет плохо себя вести, час не засчитывают.

Еще одна особенность учебного процесса заключается в том, что детям не обязательно сидеть за партами. Ученики могут сидеть на диванах или на полу.

Нам кажется, это замечательная идея. Во-первых, это помогает снять физическое напряжение и усталость. Во-вторых, атмосфера в классе более домашняя, открытая и расслабленная, в которой улучшается восприятие урока и его запоминание. Третье — в центре внимания — не учитель, а сами ученики.

Важная деталь, на наш взгляд, — отсутствие школьной формы. Ученики ходят, в чем удобно: кроссовки, джинсы, футболки. Главное — не то, во что они одеты, а их знания. Огромный плюс — ученики не скованны. Например, в школьной форме может давить ремень на брюках. Или как в рассказе «Пианино» Розмари Бордер — главный герой — одаренный пятнадцатилетний Энтони Эванс чуть не провалил свой первый музыкальный конкурс из-за тесной, «жгучей» пары новых туфлей [4]. Кроме того, одежда помогает детям проявить индивидуальность и самовыражение.

Следующая особенность финской школы — в теплую погоду многие уроки проводятся на улице. А во время перемен ученики обязательно выходят на школьную площадку. Преимущество трудно переоценить: дети двигаются, при этом улучшается работа мозга, дети лучше воспринимают и запоминают изученный материал.

Домашнее задание практически не задают. Нам кажется, этому несколько причин: 1. дети должны отдыхать после школы; 2. ребята должны проводить больше времени с семьей. Например, в России задают много домашнего задания. Родители приходят после работы и вместо того, чтобы общаться с семьей, начинают делать с детьми домашнее задание или его проверять, часто «срываясь» на детей из-за усталости.

Еще одна важная деталь финской школы — учеников не вызывают к доске. Во-первых, многие ученики испытывают страх, чувство неуверенности, выходя к доске. Во-вторых, многие дети боятся стать «посмешищем», если ответят неправильно. Учитель просто задает общий тон урока, затем с помощником ходит между учениками, помогая и контролируя выполнение задания.

И последнее — в школах можно писать карандашом. Учитель проверяет задания тоже карандашом. При этом можно стирать и исправлять, сколько угодно. Это повторяет и международные принципы, например, на Кембриджских экзаменах YoungLearners также пишут карандашом. Даже экзамен IELTS, по результатам которого поступают в ведущие университеты мира, рекомендуется выполнять карандашом.

Итак, можно сделать вывод, что школьное образование в Финляндии дружественное к ученикам, имеет особые подходы, основывается на взаимопонимании и поддержке, что дает свои положительные результаты и выводит Финляндию на одно из ведущих мест в мире в области образования. На наш взгляд, многие подходы, принципы и методы заслуживают тщательного изучения и применения в российской системе образования.

 

Литература:

 

  1.                URL: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html
  2.                http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf
  3.                http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510/
  4.                Border R., The Piano. Oxford Bookworms, 2008. — 58p.
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, ребенок, ученик, учитель, Финляндия, домашнее задание, главный принцип, финская школа, школьная форма, IELTS.


Похожие статьи

Реформация технологий преподавания на примере финской...

Финская «основная школа» предполагает максимально маленькое количество учеников

За все время обучения ученики практически не имеют домашних заданий, имеют удобное

За весь процесс обучения в основной школе есть всего лишь один аттестационный элемент...

Мотивация к изучению школьниками финского языка...

Во-первых, это школа с углублённым изучением английского и финского языка (финский

Ученикам дано задание: нарисовать объект и написать его название на финском языке.

Поэтому занятия Финской ходьбы — отличная возможность изучать язык в игровой форме с...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Основные термины (генерируются автоматически): Япония, Финляндия, PISA, система образования, Казахстан, школа, Южная

- принципы и порядок организации производственной практики учащихся на предприятиях и организации учебно-производственных площадок при.

Опыт и перспективы перехода на метапредметное обучение...

Метапредметное обучение в Финляндии. В Финляндии в последние десятилетия были

Финская система образования, как и системы образования в других Скандинавских странах

Ученик является центром учебного процесса, учитель лишь помогает ему в усвоении знаний.

Современный этап развития сельских воспитательных домов...

Как известно, в Хаубинда имеются школьный парламент и школьный суд, регулярно

Здесь используется принцип индивидуального подхода к каждому ученику в процессе обучения и

Финская школа — это второй дом для учеников. – международная программа по оценке...

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку...

Тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика...

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

Ученик, выполнивший задание, сдает учителю тетрадь и тут же получает оценку. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся

Однако, не стоит забывать, что основная задача обучения иностранным языкам в школе — научить учащихся говорить на изучаемом языке.

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для решения задач начального образования, а именно обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося...

Индивидуализированное обучение младшего школьника...

В рамках развития современного школьного образования недопустима «работа на одного ученика»

Конечно, учителю интереснее и проще работать с таким учеником, от

Изучение английского языка в начальной школе – сложный процесс формирования новой речевой...

Похожие статьи

Реформация технологий преподавания на примере финской...

Финская «основная школа» предполагает максимально маленькое количество учеников

За все время обучения ученики практически не имеют домашних заданий, имеют удобное

За весь процесс обучения в основной школе есть всего лишь один аттестационный элемент...

Мотивация к изучению школьниками финского языка...

Во-первых, это школа с углублённым изучением английского и финского языка (финский

Ученикам дано задание: нарисовать объект и написать его название на финском языке.

Поэтому занятия Финской ходьбы — отличная возможность изучать язык в игровой форме с...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Основные термины (генерируются автоматически): Япония, Финляндия, PISA, система образования, Казахстан, школа, Южная

- принципы и порядок организации производственной практики учащихся на предприятиях и организации учебно-производственных площадок при.

Опыт и перспективы перехода на метапредметное обучение...

Метапредметное обучение в Финляндии. В Финляндии в последние десятилетия были

Финская система образования, как и системы образования в других Скандинавских странах

Ученик является центром учебного процесса, учитель лишь помогает ему в усвоении знаний.

Современный этап развития сельских воспитательных домов...

Как известно, в Хаубинда имеются школьный парламент и школьный суд, регулярно

Здесь используется принцип индивидуального подхода к каждому ученику в процессе обучения и

Финская школа — это второй дом для учеников. – международная программа по оценке...

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку...

Тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика...

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

Ученик, выполнивший задание, сдает учителю тетрадь и тут же получает оценку. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся

Однако, не стоит забывать, что основная задача обучения иностранным языкам в школе — научить учащихся говорить на изучаемом языке.

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для решения задач начального образования, а именно обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося...

Индивидуализированное обучение младшего школьника...

В рамках развития современного школьного образования недопустима «работа на одного ученика»

Конечно, учителю интереснее и проще работать с таким учеником, от

Изучение английского языка в начальной школе – сложный процесс формирования новой речевой...

Задать вопрос