Виртуальный обучающий тренажёр для отработки действий с огнетушителями | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №8 (49) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.08.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Лукьянова, В. Ю. Виртуальный обучающий тренажёр для отработки действий с огнетушителями / В. Ю. Лукьянова, А. О. Николаев, О. С. Склез. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 8.1 (49.1). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/49/2592/ (дата обращения: 25.10.2021).



Целью работы является создание тренажера в виртуальной реальности для отработки четкой последовательности действий с огнетушителем при ЧС.

Ключевые слова: ситуация чрезвычайная, огнетушитель, реальность виртуальная, возгорания очаг.

Рефлексы у людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации разные. У кого-то привлекаются все жизненные ресурсы, а, бывает, наоборот снижается работоспособность. Такие противоречия объясняются личными свойствами и качествами организма человека, его осведомлённостью, восприятием потенциальной опасности, моральной устойчивостью и психическим состоянием.

В течение дня окружающие часто сталкиваются с пожароопасными предметами, нарушение правил эксплуатации которых, может привести к плачевным последствиям. Поэтому актуальность данного проекта ясно видна.

Тема пожаров — самая распространённая среди различных чрезвычайных происшествий в нашем мире. Они приносят большой моральный и материальный ущерб.

Большая часть населения нашей планеты не брала в руки огнетушитель и не практиковалась в его применении, что свидетельствует о частом распространении пожаров на значительные радиусы из-за медленной реакции, потери времени или простого бездействия, когда огонь можно было предотвратить на начальной стадии. Невозможно предугадать, когда человек окажется в чрезвычайной ситуации, поэтому нужно подготовить себя к ней заранее, так как в такие моменты счет пойдет на секунды и жизнь будет зависеть от выполнения четкой последовательности действий.

Воспроизвести подобные ситуации в жизни очень сложно: нужно уезжать на специальные полигоны, привлекать пожарных, закупать оборудование.

Для того, чтобы обрести опыт работы с огнетушителем при пожаре, возникла идея создания опасной ситуации в виртуальной реальности. Главное достоинство данной технологии — реализация опасных или неисполнимых в реальной жизни сцен без вреда для здоровья и окружающей среды. Так же данная технология позволяет пользователю полностью погрузиться в предлагаемую ситуацию и буквально пережить конкретный момент.

В данной работе разрабатывается тренажёр для отработки действий при ситуациях, связанных с возгоранием, но на самом деле можно симулировать совершенно любую чрезвычайную ситуацию.

Принцип действия тренажера.

Пользователь надевает VR-очки и оказывается в комнате, где есть очаг возгорания и предметы его устранения, то есть огнетушители. С помощью джойстиков управления и быстрой реакции пользователь должен переместиться к огнетушителям, взять необходимый, приблизиться к очагу возгорания и произвести его тушение. Выбор огнетушителя исходит из характера воспламенения, так как для каждого из них есть свой тип тушения.

Для успешного выполнения действия тушения, в виртуальном тренажёре, необходимо действовать по заранее оговоренной инструкции. Например, если очагом возгорания является электроника, то понадобится порошковый огнетушитель, который активируется после срывания пломбы с запорно-пускового механизма, устранения чеки, освобождения насадки шланга и далее по пунктам из основной части [1].

Если все действия выполнены верно и в нужной последовательности, очаг возгорания устраняется, и пользователь переходит в следующую сцену с другой ситуацией. В противном случае ничего не происходит, очаг остаётся, и пользователь пробует разные способы выхода из ситуации, тем самым, запоминая, нужную последовательность.

Тренажёр создавался с помощью нескольких ПО. Unity использовалась для создания комнат с очагом возгорания, анимации 3D моделей, добавления физических свойств объектам, для, непосредственно, создания проекта, который будет открываться в очках виртуальной реальности. В Blender создавались 3D модели, которые добавлены в сцену. Visual Studio использовалась для создания сценариев на языке программирования C#. Готовые скрипты прикрепляются к нужным объектам и выполняют свою функцию, которая прописана в коде, созданном в Visual Studio.

Результатом проделанной работы стал тренажер виртуальной реальности. После апробации пользователи получили навыки, знания и опыт в ситуациях опасных для жизни.

Сцена с очагом возгорания

Рис.1. Сцена с очагом возгорания

Литература:

  1. Сайт. Теоретическая часть курса по пожаротушению. [Электронный ресурс]/URL-адрес: http://edu-mns.org.ua/avtomat/lessons/25/index.html (Дата обращения 16.04.2021)


Ключевые слова

ситуация чрезвычайная, огнетушитель, реальность виртуальная, возгорания очаг
Задать вопрос