Романтическое двоемирие в сказках Александра Шарова | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (42) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Горбунцова, М. А. Романтическое двоемирие в сказках Александра Шарова / М. А. Горбунцова, Ю. А. Горельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/42/2236/ (дата обращения: 26.04.2024).



ХХ столетие считают золотым веком авторской сказки. Но сегодня и очень хорошие книги отечественных писателей-сказочников порой не попадают в круг детского чтения — забываются. Александр Шаров — один из таких замечательных сказочников прошлого столетия. О нем существует статья в биобиблиографическом словаре «Русские детские писатели ХХ века», автор которой указывает на то, что в сказках писателя «поэтичность, глубина философской мысли, светлая и щемящая грусть сочетаются с мягким, тонким юмором» [2; с 487]. Имя А. И. Шарова большинству современных школьников неизвестно. В науке творчество А.Шарова почти не изучено.

Цель исследования — произвести идейно-тематический анализ сказок А. И. Шарова, анализ художественных средств создания романтического двоемирия в этих произведениях.

Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

– выявить художественное своеобразие сказок А.Шарова;

– проанализировать художественные средства создания романтического двоемирия в сказках А.Шарова.

Объект исследования — сказки А. И. Шарова. Предмет исследования –художественные особенности, композиция, сюжет, система образов.

Современные обобщающие исследования, посвященные сказкам А. И. Шарова, отсутствуют. Новизна работы состоит в том, что было проведено классифицирование сказок А. И. Шарова.

Гипотеза исследования такова: романтическое двоемирие в сказках А.Шарова создаётся с помощью определённых художественных средств.

Александр Иванович Шаров (настоящее имя — Александр Израилевич Шер) родился в 1909 году в семье революционеров, в советское время репрессированных. В 1932 году заканчивает биофак МГУ, намереваясь стать генетиком, однако увлекается журналистикой, а в военные годы принимает решение стать писателем. Первые его книги о Великой Отечественной войне, о героях науки, о детстве и юности сверстников. В 1960-е Шаров увлекается фантастикой. Среди его прозаических произведений, например, повести «Остров Пирроу», «Окоём», «Жизнь Василия Курки». Кроме того, им написана книга о писателях-сказочниках «Волшебники приходят к людям», включающая маленькие повести об Аксакове, Пушкине, Ершове, Погорельском, Одоевском, Перро, Андерсене и других авторах замечательных сказок.

В качестве объекта исследования выбраны произведения А.Шарова «Кукушонок, принц с нашего двора», «Сказка о настоящих слонах», «Володя и дядя Алёша», «Звездный пастух и Ниночка», «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков», «Человек-горошина и Простак» — всего 8 сказок.

Произведения замечательного сказочника отличает особая интонация: то чуть лукавая, то пронзительно печальная и щемяще трогательная. Главным в каждом из них является прославление великой силы любви — к миру, к человеку. Страшные, смешные, печальные, таинственные, все они пронизаны верой в добро и «бесконечным радостным удивлением перед красотой и целесообразностью мира» [3; 5].

  1. Романтическое двоемирие как особенность сказок А.Шарова

Сказка — жанр литературного повествования. Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел [5;1216]. К главным признакам сказки относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» [6]. Однако, в какие бы удивительные, фантастические обстоятельства ни попадал герой, ведёт он себя по законам человеческой логики. Необычайное лишь служит расширению пределов возможного для сказки. Реальное и чудесное в сказке едино.

Сказки русского писателя А. И. Шарова исследователи определяют как авторские. Современная авторская сказка существует в форме новеллы, притчи, повести, драматургического произведения. Сказки А. И. Шарова разнообразны по жанру, мы в своей работе обращаемся лишь к повестям-сказкам писателя. Повесть-сказка на примере вымышленной ситуации предлагает читателю разобраться в человеческих отношениях, задуматься над проблемами современности. В ней и воображаемый мир со всеми чудесами, и мир повседневный с подробностями быта героев, с хитросплетениями отношений реальных людей.

В обычной, традиционной фольклорной сказке всё действие происходит в одном мире, волшебном, необычном, но одном. В сказках В.Каверина, Р.Погодина, В.Крапивина, С.Козлова, других отечественных писателей-сказочников XX века продолжена эта традиция. А.Шаров, как и Ю.Томин («Шёл по городу волшебник»), другие авторы, продолжает, наш взгляд, в своем творчестве традиции А.Погорельского: в известной сказке «Чёрная курица и подземные жители» два мира — реальный и вымышленный — существуют параллельно, и конфликт возникает на стыке этих миров. Сказочное и реальное чудесным образом переплетается и в сказках А.Шарова, насыщенных множеством удивительных героев, волшебных превращений и увлекательных приключений.

В сказках А.Шарова самое главное — не приключенческий сюжет, а романтическое начало, романтическое отношение героев и самого автора к миру. Для романтика существует и мир обыденный, материальный, повседневный, который окружает его в реальной жизни, и мир идеальный, мир мечты, куда он стремится душой. Это романтическое двоемирие — сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — значимый принцип романтизма. Двоемирие содержится в сказках А.Шарова в повествовании в целом. Развитие действия определяется логикой характера героя.

  1. Художественные средства создания романтического двоемирия в сказках А.Шарова.
  1. Композиция

Одно из ярких художественных средств создания романтического двоемирия в сказках А.Шарова является, на наш взгляд, композиция.

В сказках «Кукушонок, принц с нашего двора», «Сказка о настоящих слонах», «Володя и дядя Алёша», «Необыкновенный мальчик и обыкновенные слова» кольцевая композиция . Романтическое двоемирие представлено здесь наиболее ярко. Герой вследствие какого-то волшебного или реального события оказывается в чудесной, воображаемой стране, где происходят удивительные события, где он чувствует себя таким, каким хотел бы быть в жизни, и участвует в таких событиях, о которых мог только мечтать, и впоследствии возвращается.

Все чудеса в этих сказках происходят не за тридевять земель, в неведомом царстве-государстве, а в наше время, среди наших современников. Так, в повести-сказке «Кукушонок, принц с нашего двора» с героем — обыкновенным мальчишкой реального советского времени — происходят чудесные приключения: он попадает в другой мир, волшебный — в обычную квартиру Цветочного Гнома, который живет на четвёртом этаже обыкновенного шестиэтажного дома, где цветы ходят, словно человечки, мягко ступая крошечными ногами. Главный герой «Сказки о настоящих слонах» — маленький мальчик Алёша, который тоскует по маме, уехавшей в длительную экспедицию, и тяжело заболевает. Волшебные события, которые случаются с ним, происходят то ли во сне, то ли наяву — читателю не совсем это понятно, но это и не важно.

В сказках А.Шарова «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Человек-горошина и Простак» с самого начала действуют волшебные персонажи в сказочном мире, который кажется читателю вполне узнаваемым, так как включает приметы реальной жизни. Однако романтическое двоемирие представлено и в этих сказках, здесь переплетаются сказочное и реальное начала .

В сказке «Приключение Ёженьки и других нарисованных человечков» читаем о том, как Добрый Художник в обычном лесу находит необыкновенного ежика — и мир изменяется вокруг героя: ёжик разговаривает с Художником, ели отвечают десятками голосов, синие подснежники выглядывают из снежных сугробов, старый пень дает советы. И вот уже целый мир нарисован волшебными карандашами: и Ёженька, и все её друзья и враги — и начинаются приключения. Герой сказки «Человек-горошина и Простак» — обыкновенный тринадцатилетний мальчик, но он живет в мире, который уже трудно назвать реально существующим, несмотря на приметы современной жизни и вполне современный язык героя; после превращений он оказывается в действительно волшебном измерении и окончательно так и не возвращается из него, потому что зло пока не побеждено. Действие сказки «Звездный пастух и Ниночка» происходит «в некотором царстве, в некотором государстве, в городе, окруженном дремучим лесом». Ниночке, героине сказки, опостылела жизнь в людоедском обществе; она мечтает о высоком — вместе со Студентом заботиться о звёздах — и готова на всё ради этого.

Композиция сказки «Мальчик Одуванчик и три ключика» не кольцевая, но её можно определить как «рассказ в рассказе» . Историю о Мальчике Одуванчике читатель узнаёт от Рассказчика, который, поведав своему сыну грустную историю, надеется, что он, попав в ту же ситуацию, что и герой его сказки, будет вести себя иначе. Всё, что происходит в волшебном мире, заканчивается печально. Мальчик Одуванчик, которому гномы в весеннюю ночь вручают волшебные ключики, делает ошибку за ошибкой, предпочитая сначала отпереть сундуки с драгоценными камнями, а волшебный лес, и любовь, и помощь страждущим откладывая на потом. За свои ошибки он платит жизнью и возвращается к Бабушке Черепахе стариком. Так не должно быть в жизни, считает Рассказчик, и по мере сил наставляет сына на правильный путь. Но, провожая собственного сына в путь, он не уверен в том, что тот сделает правильный выбор.

  1. Своеобразие сюжета романтических сказок а.Шарова

В отличие от традиционной волшебной сказки, развитие действия в исследуемых произведениях определяется не внешними обстоятельствами — нарушением запретов, правил, а логикой характера героя, его стремлением к мечте. Обстоятельства, которые герой в начале сказочных событий воспринимает как беду, конфликт, проблему, потом пересматриваются им.

Мы попробовали составить модель сюжета сказок А.Шарова, в которых представлено романтическое двоемирие.

1) Причина действия — сам герой, его характер, его отношения с окружающими, внутренний разлад между его реальной жизнью и тем идеальным, к чему он стремится.

а) Герой находится в разладе, конфликте с действительностью, случается беда в его жизни.

Кукушонок Сашка чувствует себя одиноким во дворе: из-за веснушек его все дразнят, «принцесса» Таня не хочет с ним дружить. Алёша тяжело заболевает, а мамы рядом нет. Володя тоскует по дяде Алёше, бабушка выбрасывает его друзей — фигурок человечков, он простужается и тяжело заболевает. Добрый Художник в смятении от неразрешимых проблем бредёт по лесу. Ведьмочка Ниночка не хочет жить в родительском «людоедском» доме и уходит куда глаза глядят.

б) Герою «на роду написано» совершить важное действо или пройти проверку на нравственные качества (инициацию), достигнув определённого возраста.

Мальчика-Одуванчика отправляет в трудный, но необходимый для человека путь Бабушка Черепаха, а Простака — тётя.

2) Герой проходит испытания на готовность оказаться в чудесном мире

а) Герой встречает необычное, волшебное существо, которое изменяет его жизнь, и добрым поступком показывает свою готовность к проникновению в волшебный мир.

Сашка переводит через дорогу Цветочного Гнома. Добрый Художник в мороз подбирает в лесу замёрзшего волшебного ёжика и согревает его.

б) Герой совершает добрые, бесстрашные действия, испытывая внутреннюю потребность в них.

Ниночка устраивает судьбы неудачников.

3) Герой вступает в борьбу с противником, антагонистом

Все антагонисты в сказках — воплощение зла, с которым сражаются герои.

Ниночка противостоит «тёмным» людоедским силам, которые несут гибель всему звёздному миру; Простак сражается со злым волшебником Турропуто и его сообщницей Ножницами, которые хотели сделать весь мир одинаково серым, стремились к бесконечной власти над одинаковыми людьми и для этого заколдовали целый город. Монархи Король Бурбурд Злой и Королева Бурбурдина Злющая — противники маленького Володи («Володя и дядя Алёша»); злые гномы и рыцари; Злой Художник, способный погубить весь мир, — Доброго Художника и всех добрых людей и существ, нарисованных им. («Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»).

4) Противник, антагонист побеждается или не побеждается.

Кукушонок Сашка разгадывает загадку царя Колдуна, и добро воцаряется в волшебном царстве: принцесса становится красавицей, все отрубленные рыцарям головы пришивают. Добро побеждает и в других повестях-сказках. Исключение — сказка «Человек-горошина и Простак»: Простак и его помощники выиграли одно из сражений с Турропуто и Ножницами, но счастье и безмятежность ещё далеко.

5) Герой изменяется внутренне.

Главные герои — и Кукушонок Сашка, и Простак, и Алёша, и Ниночка — изменяются: они приобретают замечательные качества — становятся более отважными, храбрыми, стойкими, потому что в том, чудесном мире эти качества помогали им выстоять, решить трудную задачу или подступиться к её решению, осознать её трудность и важность.

6) Начальная беда ликвидируется или оказывается, что и беды не было: вернувшийся герой смотрит на мир по-другому.

Итак, мы видим, что основной двигатель сказок А.Шарова — не события, а сам герой, его требования к самому себе и к окружающему. Этот момент определяет особенности сюжета, что отражено в модели сказки.

  1. Роль главного героя в системе образов сказок А.Шарова

Герои рассматриваемых нами повестей-сказок разделены на две группы: обычные дети и волшебные персонажи, которых главные герои встречают в сказочном мире. И те, и другие наделены живыми характерами, у каждого из них свои привычки, особенности поведения и речи. Это реальные дети: мальчики (возраст их колеблется от 3 до 13 лет) Простак («Человек — горошина и Простак»), Кукушонок Сашка («Кукушонок, принц с нашего двора»), Володя («Володя и дядя Алёша»), Алёша («Сказка о настоящих слонах») — и сказочные персонажи — юная ведьмочка Ниночка, Студент («Звездный пастух и Ниночка»), нарисованная волшебными карандашами дочка Доброго Художника Ёженька («Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»).

Главный герой сказок А.Шарова — человек необыкновенный, он часто одинок, находится в разладе, конфликте с действительностью, как всегда, в романтических произведениях. Он наделён особенными чертами характера — добротой, желанием помогать людям, неуспокоенной душой, — особенным отношением ко всему вокруг, способностью отдаваться фантазии, замещать ею реальность, что и делает доступным для них мир чудесного. Такой герой представлен в произведениях, мне кажется, как пример для подражания, образец человеческого поведения, носитель нравственных идеалов, утверждаемых писателем. Все герои добрые, мужественные и бесстрашные, отважно встречающие зло лицом к лицу, способные защитить слабого. Все они, независимо от возраста, — рыцари прекрасного, рыцари красоты и добра.

В сказках действуют помощники отважных героев: метр Ганзелиус, Ахмудус — сотрудник из бюро скаковых мух («Человек — горошина и Простак»); Храбрый Белый Слон («Сказка о настоящих слонах»); Чернолицый Капитан, Редисочный и Яблочный Человечки («Володя и дядя Алёша»).

Чудесные события сопровождают появление необычных персонажей в жизни самых обычных детей, и это помогает восстановить правильный порядок вещей, вносит в жизнь маленького героя недостающую гармонию. Возвращаясь в привычный мир, герои не изменяют его, но чувствуют, что изменились они сами: стали мудрее, взрослее, способны нести ответственность за то, что совершается вокруг. Так, Кукушонок Сашка после своих приключений возвращается домой, изменившись сам и изменяя мир вокруг себя: теперь он уверен в том, что добрый человек может сделать много хорошего для других — людей, сказочных существ, зверей, веснушки явно не помеха этому, а «принцесса с его двора» — Таня — наконец-то оценила преданность героя ей. Очутившись в волшебной стране вместе с Храбрым Белым Слоном Белой Королевы, Алёша, герой «Сказки о настоящих слонах», проявляет замечательные качества характера — бесстрашие, выносливость, верность друзьям и долгу. Финал сказки можно считать счастливым: к мальчику возвращается его мама — Белая Королева. А.Шаров словно старается избавить читателя от самых страшных, на его взгляд, соблазнов: тщеславия, алчности, презрительного снобизма. Писатель утверждает, что, только пройдя через горькие испытания, человек может чего-то стоить.

Бывает, что злодеи и диктаторы оказываются побеждёнными положительными героями, и тогда сказку завершает счастливый финал. Но в сказках А.Шарова это происходит далеко не всегда. Так, финал сказки «Человек-горошина и Простак» так же тревожен, как и её начало: зло не побеждено, колдун Турропуто близко, а значит, герой должен готовиться к новой встрече с ним и не имеет права струсить. Автор словно говорит своим читателям о том, что мир несовершенен, но, даже зная это, можно быть счастливым.

Ценность положительных героев оказывается не в том, что они способны уничтожить зло и уничтожают его, а в их замечательных человеческих качествах — доброте, милосердии, стремлении противостоять миру зла. Мир, словно говорит писатель, невозможно постичь и объяснить, феерических чудес в жизни не бывает; единственное, что может сделать человек в этом неласковом мире, — сказать доброе слово ближнему, сочувствовать и сострадать.

Забавные, занимательные, и грустные, и поучительные сказки Александра Шарова представляют читателю историю души человеческой, содержат стимул к решительным поступкам в жизни.

Итоги исследования

Итак, рассмотрев повести-сказки А.Шарова, я установила, что они представляют собой один из путей развития жанра романтической сказки в русской детской литературе второй половины ХХ века.

Романтическое двоемирие в сказках А.Шарова проявляется на уровне композиции (кольцевая, переплетение сказочного и реального начал, «рассказ в рассказе»), модели сюжета, особой роли главных героев в системе образов.

В отличие от многих других авторов повестей-сказок, А. Шаров фокусирует внимание не на событиях, пусть даже самых удивительных, а на характерах главных, положительных героев. Для юных персонажей приключения — непременные сражения добрых сил со злыми — становятся важным жизненным испытанием. Обращение к миру мечты позволяет герою понять и самого себя, и реальный мир, который он на время оставил.

Литература:

  1. Пропп В. Морфология волшебной сказки. — Электронная библиотека RoyalLib.ru
  2. Разгон Л. Сказочник о сказках: [предисловие] / Л. Разгон // Шаров А. Волшебники приходят к людям / А. Шаров. — М.: Детская литература, 1979. — С. 5–11.
  3. Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта, 1997. — С. 487.
  4. Словарь литературных терминов. http://slovo.yaxy.ru/61.html
  5. Советский энциклопедический словарь. — Москва: Советская энциклопедия, 1988. — С. 1216.
  6. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. Сказки. Береника Веснина. http://www.krugosvet.ru/
  7. Шаров А. И. Кукушонок, принц с нашего двора. — М.: Эксмо, 2012.
  8. Шаров А. И. Мальчик Одуванчик и три ключика. — М.: Эксмо, 2013.
  9. Шаров А. И. Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков. — М.: Эксмо, 2013.
  10. Шаров А. И. Человек-горошина и Простак. — М.: Эксмо, 2013.


Задать вопрос