Учитель с большой буквы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае Отличные иллюстрации

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №10 (40) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.10.2020

Статья просмотрена: 477 раз

Библиографическое описание:

Степченкова, С. С. Учитель с большой буквы / С. С. Степченкова, В. Д. Тиссен, Л. А. Томашева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 10 (40). — С. 65-0. — URL: https://moluch.ru/young/archive/40/2192/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: учитель, школа, Смоленск

Учитель…

Сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали,

Чтобы верили,

Чтобы помнили люди меня…

Труду учителей уделяют незаслуженно мало внимания, хотя они в наше время являются самыми настоящими героями, дающими подрастающему поколению не только знания, связанные со школьной программой, но и жизненный опыт, ценность которого несоизмерима.

Герой нашей статьи не носит плащ и шляпу, однако за свою долгую жизнь он успел сделать много добрых дел и внес огромнейший вклад в жизнь нашего города.

Николай Григорьевич Маслов — учитель, известный общественный деятель, замечательный человек.

Николай Григорьевич живет в Смоленске. Свою жизнь он связал, как сейчас принято говорить, со сферой образования.

Он родился третьего февраля 1933 года, «ещё в прошлом веке», в деревне Жваненки Краснинского района Смоленской области. Практически середина XX века, страшное время, оставляющее на судьбах людей страшный отпечаток.

До начала Великой Отечественной войны Николай Григорьевич успел закончить только первый класс, после начался период оккупации. Во время нашей беседы он вспоминает, что в эти годы в Уралёвской средней школе учителя организовали уроки для детей, что было, несомненно, очень опасно — как и для них самых, как и для учеников. Впрочем, все обошлось не худшим образом: «немцы узнали и закрыли», организовав в школе лазарет. Как только область была освобождена от захватчиков, он вернулся в школу, потеряв пару лет. Отучившись в Красновской семилетней школе, в 1949 году Николай Григорьевич поступил в Оршанское педагогическое училище, где и началась, пожалуй, самая трогательная часть его биографии. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Ниной Петровной, с которой ему суждено будет связать свою жизнь раз и навсегда. С нежностью Николай Григорьевич вспоминает, как сперва просто сидел с ней за одной партой, а потом вдруг ему «стало нехорошо», поэтому пришлось пересесть назад.

Наверное, можно сказать, что именно в небольшом белорусском городке Орша берёт свое начало длинный и тернистый педагогический путь Николая Григорьевича.

По окончании училища, в 1953 году, Николай Григорьевич решает продолжить учиться и поступает в Смоленский Государственный Педагогический институт на правах «Отличника учёбы» без экзаменов (вот такой он трудолюбивый человек!) на историко-филологический факультет, где учился пять лет, так как им ввели дополнительно пятый курс, посвященный литературе с древнейших времен до современности, и, так называемый, «курс директора». Введен он был из-за нехватки кадров, соответственно для того, чтобы их подготовить и решить данную проблему.

Николай Григорьевич вспоминает, как некоторые его одногруппники оставили учебу, стоило только появиться пятому курсу, но оно и понятно — «у кого-то семья, у кого-то работа» . Сам он, конечно же, тоже беспокоился на этот счет. Времена были трудные, и в один из приездов домой, в деревню Жваненки, не зная, как поступить, он спросил у своих родителей, смогут ли они его доучить, и получил ответ: «Конечно, Коля, только учись!»

Судьба снова возвращает Николая Григорьевича в Белоруссию в 1958. Но уже не студентом, а педагогом. До 1974 года Маслов работал директором Вировлянской, а затем Бычихинской средних школ Витебской области Белорусской ССР. Здесь Николай Григорьевич проявил свою очень внимательную, чуткую и инициативную натуру: целых 15 лет он, будучи очень неравнодушным к судьбам учеников школы, укрепляет позиции учебного заведения. Наш герой вспоминает этот период своей деятельности с нежностью и светлой грустью: «Школа работала на дровах, каменного угля не было. Я начал ходить по всем организациям — школе дали каменный уголь. Не было телефона — стал доказывать, что школе нужен телефон, ведь вдруг что-то произойдет, а связаться с родителями или скорой не выйдет, придется бежать к телеграфу! Огромная площадь: ни сада, ни спортивной площадки — занялся этим вопросом». Так, благодаря самоотверженности Николая Григорьевича, Бычихинская средняя школа расцвела, в ней появилось все для того, чтобы дети могли учиться с комфортом. До сих пор там вспоминают о том, что Николай Григорьевич сделал для школы — присылают ему поздравительные открытки.

Открытка, присланная Николаю Григорьевичу

Рис. 1. Открытка, присланная Николаю Григорьевичу

Проработав в Белоруссии, как он сам говорит, «юный, комсомольский, и зрелый партийный возраст», Николай Григорьевич наконец вернулся в наш Смоленск в 1974 году, став директором Смоленской школы-интерната № 2, расположенной на улице Краснофлотской. И здесь он вновь проявляет свой характер — Николай Григорьевич вспоминает, как когда только начал свою работу, знакомился со всеми: «И вот, захожу в кабинет завуча по воспитательной работе, Галины Ивановны, а она сидит и наклонилась, и слезы у нее на глазах. Спрашиваю: «Галина, вас кто-то обидел?», а она кивает на окно и говорит: «Николай Григорьевич, посмотрите, дети уголь в котельную возят и все измазались!». И я так сел рядом с ней, говорю: «Галина Ивановна, я займусь переводом школы на газовое топливо». Поняв, что нужно было проводить топливо от Железнодорожной больницы через частные огороды — он пошел собирать подписи, беседуя с каждым, через чей огород надо было проводить трубопровод, аргументируя это тем, что и им в будущем это дело пригодится. Ну, и что же? Собрал все подписи, начали делать, а его за это повысили в 1976 году до заведующего городского отдела народного образования города Смоленска, так что директором школы интерната он проработал недолго, но даже за это время сумел добиться значительных результатов. Если вам вдруг показалось, что Николаю Григорьевичу под силу решение любого вопроса, то вы не ошиблись. Если же у вас вдруг возникли сомнения по этому же поводу, то сейчас мы их развеем.

Маслов Н. Г. Директор школы

Рис. 2. Маслов Н. Г. Директор школы

В период работы Николая Григорьевич как заведующего ГОРОНО было введено в строй 5 средних школ, 4 детских дошкольных учреждения и открыто 2 межшкольных учебных комбината. Казалось бы, раз так много — значит легко, но вы когда-нибудь задумывались, чего стоит построить школу? Это же надо не только возвести здание, но закупить и мебель, и оборудование… Более того, четырем спортивным школам были выделены отдельные помещения. Поэтому и сам Николай Григорьевич признался нам, что это было очень непростое дело.

В эти годы комитету народного образования города впервые было вручено «Переходящее красное знамя» ЦК КПСС, совета министров СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК Профсоюза.

Продолжая вносить огромный вклад в жизнь города, Николай Григорьевич, занимает очень серьезную должность — председатель Ленинского района г. Смоленска с 1991 по 1993 год, а после становится заместителем главы администрации Ленинского района г. Смоленска.

За срок своей службы на посту Учителя (да-да, именно с большой буквы!) Николай Григорьевич совершил немало добрых дел. Его труд не остался незамеченным. У Николая Григорьевича множество государственных наград, грамот и благодарственных писем. Две почетных грамоты Верховного Совета БССР, почетная грамота Министерства Просвещения СССР, три медали, значок «Отличник просвещения СССР», звание «Старший учитель», многочисленные грамоты и благодарственные письма от Смоленского горкома КПСС, Ленинского райкома КПСС, исполкома горсовета, областного отдела народного образования, администрации области и Ленинского района, СДЮШОР № 5, а также денежные премии и вознаграждения — вот далеко не весь славный трудовой путь нашего героя. Но самая главная награда для любого учителя — это, конечно же, благодарность учеников и уважение коллег.

Некоторые из благодарственных писем и почетных грамот

Рис. 3. Некоторые из благодарственных писем и почетных грамот

Даже те, кто сейчас на заслуженном отдыхе, Теслина Татьяна Сергеевна, Сынкина Лариса Фоминична и многие другие, вспоминают Николая Григорьевича добрым словом: говорят, что он мог решить любую задачу, найти ответ на любой вопрос и отмечают, что он был душой коллектива! Общительный, благонадежный, исполнительный, объективный, заботливый, внимательный, чуткий, добродушный — это все о нем, об Учителе с большой буквы.

Грамоты

Рис. 4. Грамоты

Весь свой великий путь Учителя, преподавателя и просто хорошего человека Николай Григорьевич прошел рука об руку со своей супругой, о которой мы уже мельком вспомнили выше. Много счастливых лет они живут в мире и согласии, связанные любовью и общими интересами: путешествиями, стихами, танцами. Вместе они уже 65 лет. За это время Николай Григорьевич и Нина Петровна много путешествовали. Кавказ, Краснодарский край, Крым, Литва, Белоруссия и Украина вдохновляли своими красотами нашего героя и его супругу, тоже Учительницу, на добрые дела. Посещали они и дальнее зарубежье.

Маслова Н. П. Супруга Николая Григорьевича

Рис. 5. Маслова Н. П. Супруга Николая Григорьевича

Увы, не все так прекрасно шло в их жизненном пути, как хотелось бы. Нина Петровна пережила страшное — инсульт. Именно поэтому на данный момент Николай Григорьевич возложил на себя большую часть домашних обязанностей и заботится о своей супруге.

Сейчас Николай Григорьевич находится на заслуженном отдыхе и проводит время в кругу любимой семьи, занимаясь также своими увлечениями. И пускай он сейчас отдыхает, Николай Григорьевич до сих пор имеет очень активную позицию. Внучка Николая Григорьевича, Виктория, продолжила семейную династию. Она также выбрала путь педагога. Виктория преподаватель иностранных языков.

На этом наш рассказ заканчивается. Желаем Николаю Григорьевичу счастья и долгих лет жизни!



Ключевые слова

школа, учитель, Смоленск
Задать вопрос