Выявление роли комнатных растений в жизнедеятельности человека | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2015

Статья просмотрена: 4149 раз

Библиографическое описание:

Утяева, Д. Р. Выявление роли комнатных растений в жизнедеятельности человека / Д. Р. Утяева, Н. А. Ихонкин, Д. М. Кадермятова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1 (4). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/231/ (дата обращения: 16.11.2024).



Выявление роли комнатных растений в жизнедеятельности человека

 

Комнатные растения радуют глаз, украшают дизайн интерьера и очищают воздух в квартире. Они выполняют свою главную функцию: дарят радость людям, помогают им быть здоровее, а значит лучше трудиться и большего достичь. И люди, и животный мир в отсутствии растений долго жить не способны. Комнатные растения нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы далеко не всегда бывает чистым и безопасным. Со всеми этими проблемами могут справиться комнатные растения, но не все, а только определенные. Сегодня, люди имеют дома комнатные цветы, но часто не задумываются об их пользе. Поэтому, данная тема была выбрана в качестве исследования.

В работе использовалась научно — популярная, учебная и справочная литература. Особый интерес, представляет, книга Герасимова С. О. «Редкие комнатные растения» в которой приводятся интересные факты из жизни растений. Также использованы материалы из интернета ru.wikipedia.org и учебник Биология (6 класс; авт. Пономарева И. Н.).

Цельисследовательского проекта: выявить роль комнатных растений в жизни человека.

Гипотеза исследования: Все комнатные растения одинаково полезны для человека.

Задачи:

  1.                Изучение литературы по данному вопросу.
  2.                Выявить количество и разнообразие комнатных растений в квартирах.
  3.                Выявить роль комнатных растений в квартирах.
  4.                Опытным путём доказать, что зелёные растения выделяют кислород; доказать, что кислород выделяется растениями только на свету.
  5.                Анализ результатов проведенного исследования.

Методы исследования:

Сбор информации по теме исследования; Анкетирование; Описание; Наблюдение; Построение графиков и диаграмм; Эксперимент; Анализ собранной информации.

Условия проведения эксперимента:

Комнатная температура (20–23 0С), освещение (с прямым и без прямого попадания солнечных лучей); влажность воздуха — обычная.

Сроки исследовательской работы: 25.02.15–5.03.15.

Оборудование: 2 большие емкости; крышки, лучина, спички, пинцет.

Объект: различные виды комнатных растений.

Практическая часть исследования.

Выявление количества и разнообразия комнатных растений в квартирах.

Анкетирование учеников 6 Б класса (25 человек). Анализ анкет учеников показал, что в основном количество комнатных растений в квартирах 5–14 видов. Наиболее распространённые виды комнатных растений: алоэ, фиалка, толстянка, каланхое, герань, финиковая пальма, фикус, роза, кактус. Основная функция комнатных растений, по мнению учеников: декоративная, а также выделение кислорода и очищение воздуха в помещениях.

Было решено выявить на самом ли деле наиболее распространённые комнатные растения выполняют эти функции: очищают воздух и служат для украшения помещений. А так же, поставлен еще один вопрос: только ли эти функции выполняются данными растениями? Для этого была изучена литература по каждому виду растений.

Экспериментальная часть работы:

Цель экспериментальной части работы:

Опытным путем доказать, что зеленые растения выделяют кислород; доказать, что кислород выделяется только на свету.

В две большие стеклянные банки помещаются небольшие комнатные растения в горшках. Банки наполняются углекислым газом и плотно закрываются, чтобы не проникал воздух. Первую банку выставляют на яркий свет, вторую ставят в темный шкаф. Через сутки банки открывают и опускают в них горящие лучинки. В первой банке лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Следовательно, в банке появился газ, поддерживающий горение — кислород. Зеленые листья поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода. Опущенная во вторую банку горящая лучинка потухнет. Следовательно, зеленые растения выделяют кислород только на свету.

Практическая значимость исследования.

В ходе исследования было выявлено, что ни все комнатные растения одинаково полезны для человека. Выяснилось, одни комнатные растения выделяют достаточное количество кислорода, что положительно влияет на очистку воздуха в помещении (хлорофитум, алоэ, фикус (выделяет фитонциды, которые подавляют жизнедеятельность организмов), драцена, финиковая пальма, фиалка). Другие комнатные растения выполняют медицинскую функцию: применяются при лечении различных заболеваний. Герань или пеларгонию часто называют домашним доктором. Особенно для лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Для всех остальных это растение — отличный способ профилактики злокачественных новообразований. Бегония, диффенбахия, антуриум, пеларгония, традесканция, красула древовидная снижают общее количество содержащихся в воздухе помещений микроорганизмов. Алоэ применяется как антибактериальное, противоожоговое и противовоспалительное средство. Его соком можно лечить насморк, повысить аппетит, а так же усилить защитные функции организма. Аспарагус поглощает из воздуха тяжелын металлы, полезен при наличии легочных заболеваний. Каланхоэ пименяется для лечения ран, долго не заживающих язв.Третьи виды комнатных растений выполняют декоративную функцию и служат для украшения помещений (розы, бегонии, анютины глазки, фиалки).

Поэтому, практическая значимость данной проектной работы заключается в том, что при выборе видов комнатных растений, необходимо учитывать, для какой цели они необходимы дома.

В перспективе, планируется исследовать, как влияют внешние факторы на рост и жизнедеятельность комнатных растений.

Выводы:

Таким образом, гипотеза данной исследовательской работы (все комнатные растения одинаково полезны для человека) не подтвердилась. Исходя из проделанной и проанализированной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Количество комнатных растений в квартирах в среднем 5–14 видов.
  2. Все комнатные растения выделяют кислород; кислород растениями выделяется только на свету.
  3. Степень полезности комнатных растений для человека не одинаковая.
  4. Одни комнатные растения выделяют достаточное количество кислорода, что положительно влияет на очистку воздуха в помещении (хлорофитум, алоэ, фикус, драцена, финиковая пальма, фиалка).
  5. Другие комнатные растения выполняют медицинскую функцию (применяются при лечении различных заболеваний: алоэ, аспарагус, каланхоэ и др.).
  6. Третьи виды комнатных растений выполняют декоративную функцию и служат для украшения помещений (розы, бегонии, анютины глазки, фиалки и др.).

 

Литература:

 

  1.      Бибикова В. Ф. и др. Цветоводство. — М.: Изд-во Высшая школа, 2002. — 318 с.
  2.      Брешке Н. Н. Неприхотливые комнатные растения. — М.: Внешсигма, 2007.
  3.      Герасимов С. О. Редкие комнатные растения. — М.: Росагропромиздат, 1999.
  4.      Гортинский Г. Б. Комнатные растения. Целители в вашем доме. — М.: Фитон, 2002.
  5.      Киреева М. Ф. и др. Цветоводство в сельской местности. — М.: Росагропромиздат, 1999. — 127 с.
  6.      Учебная книга цветовода / А. А. Чувикова и др. — М.: Изд-во Колос, 2001–224 с.
  7.      Хессайон Д. Г. Всё о комнатных растениях. Книга — М.: Кладезь-Букс, 2008. — 128 с.
  8.      http://ru.wikipedia.org/
  9.      http://www.landplants.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): растение, финиковая пальма, украшение помещений, кислород, декоративная функция, исследовательская работа, медицинская функция, практическая значимость, углекислый газ, экспериментальная часть работы.


Задать вопрос