Ключевые слова: литературный аноним, современная литература, литература, историческая литература, произведение.
Современная литература не перестает развиваться, растекается по классическим и модным направлениям. К модным можно отнести постмодернизм, интеллектуальную литературу, концептуализм, магический реализм, фэнтези, киберпанк, а также многочисленные книжные сериалы. Сюда же относятся графические романы (комиксы), электронный эпистолярный жанр, и новые формы фольклора в виде песен, анекдотов, скетчей, лингвистических экспериментов.
Литература на современном этапе подвергается серьезным структурным изменениям. Она обновляется, приспосабливается к новому ритму жизни, к новому читательскому восприятию действительности. Она становится более разноплановой.
Литературные анонимы — вот чем отличается современная литература XXI века. Анонимные тексты бродят по интернету. Анонимные писатели пишут сценарии к фильмам и сериалам.
Анонимным называется литературное произведение, не подписанное именем автора.
Причин появления анонимов — множество. Условно мы их можем разделить на группы, представленные на рис.1.
Рис. 1. Причины появления литературных анонимов
Среди известных литературных анонимов, вошедших в историю, выделим следующие (рис. 2):
– «Будильник французов» (1574 г.): ответ гугенотов на резню Варфоломеевской ночи; здесь разоблачались злодеяния короля Карла IX и членов его семьи
– «Академики» (1650 г.): высмеивались сорок «бессмертных», назначаемых пожизненно членов Французской Академии, учрежденной в 1634 г. кардиналом Ришелье
– «Цепи рабства» (1774 г.): значительный вклад в развитие Идей просвещения, продолжив идеи Руссо и предугадав развитие Великой Французской Революции и буржуазного общества в целом. Автор, следуя идеям Руссо, сравнивает развитие общества, нации с процессом развития индивидуума: его младенчество, юность, зрелость и старость.
Рис. 2. Произведения, вышедшие впервые как литературные анонимы
В рамках нашей работы было проведено анкетирование. Цель анкетирования — изучение мнение сверстников о литературных анонимах. В анкете приняли участие учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы № 7 г. Пензы в количестве 27 человек.
Результаты анкетирования показали, следующее:
- 61 % учащихся 9-х классов читают произведения, непредусмотренные школьной программой.
- Существенная часть школьников (71 %) используют электронные ресурсы при чтении литературы.
- 83 % учащихся сталкивались с произведениями неизвестных авторов.
- 92 % школьников затруднилась дать понятие анонима, лишь 8 % — смогли правильно сформулировать понятие литературного анонима.
- Небольшая часть (3 %) девятиклассников размещали в сети интернет свое литературное творчество (рассказы, очерки, стихотворения и т. д.), из них 9 % — анонимно. Основной причиной анонимности дети указывали свое стеснение.
Таким образом, достаточное количество учащихся 9-х классов читают различные произведения, не предусмотренные школьной программой, они часто встречают в сети Интернет произведения анонимных авторов, однако сформулировать само понятие «литературный аноним» не смогли.