СМС как новый речевой жанр | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №7 (27) июль 2019 г.

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 2890 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, А. К. СМС как новый речевой жанр / А. К. Филиппова, О. О. Елисеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7.1 (27.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1642/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами. Во-первых, изучение SMS-языка необходимо, поскольку в XXI веке SMS-сообщения, бесспорно, — самый распространенный способ общения с помощью мобильной связи;во-вторых, лингвистические знания об особенностях современной SMS-коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения сегодня очень востребованы.

Новизна заключается в выборе самого объекта исследования, комплексной систематизации материала и выявления новых смысловых понятий.

Объектом нашего исследования выступают SMS-сообщения как новый речевой жанр

Предметом исследования являются SMS-сообщения.

Гипотеза:SMS-сообщения можно отнести к речевому жанру, не существующему ранее. От частого общения в чатах, в форумах и блогах, от повсеместного использования SMS-сообщений человеку становятся не нужными грамотно построенные предложения. Если человечество не обратит внимания на грамотность при оформлении SMS-сообщений, то это, я считаю, приведёт и уже приводит к искажению норм как английского, так и русского языков.

Цель работы — выявление особенностей языка SMS как новой формы коммуникации, определение, по каким признакам SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.

Цели обусловили задачи исследования:

  1.               Проанализировать SMS-сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру.
  2.               Изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники.
  3.               Провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы и иностранного языка. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.

При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: теоретического исследования — изучение и анализ лингвистической, методической, психологической, педагогической литературы, методической литературы по предмету (учебных пособий и научно-методических журналов), SMS-сообщений;

эмпирического исследования: беседа с учителями и школьниками; опрос методом анкетирования школьников; анализ ученических SMS-сообщений; проведение разведывательного эксперимента для выявления исходного уровня знаний учащихся об SMS-сообщениях

SMS-сообщения — это очень короткие сообщения (SMS–smallmessageservice), состоящие не более чем из 2–3 не сильно распространенных предложений. В связи с желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить как можно больше денег, места, усилий возникает множество языковых особенностей.

Свое исследование мы строили следующим образом:

–               Изучали литературу по данному вопросу.

–               Проводили анкетирование старшеклассников. Анализировали результаты опроса.

–               Собрали примеры СМС-сокращений среди подростков нашей школы.

–               Собрали и расшифровали образцы смайликов.

–               Проанализировали СМС-сообщения и выявили основные признаки, по которым их можно отнести к новому речевому жанру.

–               Провели социологический опрос и определили влияние СМС-сообщений на грамотность школьников.

В исследовательской работе наша гипотеза нашла подтверждение, и можно сделать следующие выводы:

  1.          SMS-сообщения — новый речевой жанр, т. к. они обладают признаками речевых жанров (коммуникативная цель; образ автора, образ адресата, языковые особенности, информативность и монологичность, диалогичность, определенная ситуация общения).
  2.          Несмотря на скудность языкового облика, SMS служат позитивным средством коммуникации.
  3.          SMS влияют на понижение нашей грамотности, особенно, если она ещё не сформирована.
  4.          Объективно роль SMS будет возрастать и дальше, так как они обладают существенными для молодежи качествами: скоростью, лаконичностью, экономичностью. Поэтому единственный способ недопущения их влияния на грамотность — это ответственное отношение к языку.

 

Литература:

 

  1.          Википедия. SMS-сообщения. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
  2.          Википедия. Функциональные стили речи. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
  3.          «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…».
  4.          / М. Ю. Сидорова (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва). — (http:// marinadoma.narod.ru.).
  5.          Наши любимые СМСки;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. — (http:/www.molodoy.gorny. ru).
  6.          Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с.
  7.          Ожегов. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: «А ТЕМП», 2004. — 944 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): SMS, речевой жанр, исследовательская работа, социологический опрос, грамотность школьника.


Похожие статьи

Как влияет SMS сообщение и интернет общение на грамотность...

4. Провести опрос о влиянии SMS на грамотность письменной речи. 5. Составить словарь SMS–cленгов.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть положены в основу целенаправленной работы школьников над...

Диагностика культуры письменной речи учащихся.

в работах учащихся экспериментальных классов количество речевых ошибок сократилось по сравнению с началом 2006 года на 27 %.

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми.

Научная работа в школе — Молодой ученый

Организация научной работы в школе связана со статусом учебного заведения. Если это лицей или гимназия, то в них научная работа является обязательной на уровне учебного заведения. Есть ряд локальных актов, которые предписывают учителям заниматься с обучающимися...

Автоматизированная система SMS-оповещения родителей об...

Смс-рассылка – совокупность аппаратно-программных

Работа с программой осуществляется через web-интерфейс (доступ возможен с любого устройства, подключенного к сети Интернет, с использованием персонального логина/пароля, по аналогии с электронной почтой).

Проблема чтения сельских школьников | Статья в журнале...

Социологический опрос учащихся среднего и старшего школьного звена показал, что в основном нет детей, которых не любят читать.

Мы думаем, что работа литературного кружка «Сыккыс» эффективно влияет на интерес учащихся. А значит нужно придумать что-то такое...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и

Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности...

Методы и приемы формирования информационной грамотности...

Таким образом, задача формирования информационной грамотности младших школьников может быть достигнута с помощью включения учащихся в информационную деятельность, которая подразумевает в начальной школе поиск, обработку и хранение информации.

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами...

Диаграмма представляет собой результат социологического опроса

Цель следующего этапа моей работы − добиться от учащихся самостоятельного создания несплошных текстов.

Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что работа с несплошными текстами...

Влияние СМИ на речевую культуру | Статья в журнале...

Во времена острой конкуренции, обширной глобализации и стремления к карьеризму людьми очень мало уделяется внимания родному языку. Особенно беспокоит негативное влияние средств массовой информации на современную молодежь.

Похожие статьи

Как влияет SMS сообщение и интернет общение на грамотность...

4. Провести опрос о влиянии SMS на грамотность письменной речи. 5. Составить словарь SMS–cленгов.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть положены в основу целенаправленной работы школьников над...

Диагностика культуры письменной речи учащихся.

в работах учащихся экспериментальных классов количество речевых ошибок сократилось по сравнению с началом 2006 года на 27 %.

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми.

Научная работа в школе — Молодой ученый

Организация научной работы в школе связана со статусом учебного заведения. Если это лицей или гимназия, то в них научная работа является обязательной на уровне учебного заведения. Есть ряд локальных актов, которые предписывают учителям заниматься с обучающимися...

Автоматизированная система SMS-оповещения родителей об...

Смс-рассылка – совокупность аппаратно-программных

Работа с программой осуществляется через web-интерфейс (доступ возможен с любого устройства, подключенного к сети Интернет, с использованием персонального логина/пароля, по аналогии с электронной почтой).

Проблема чтения сельских школьников | Статья в журнале...

Социологический опрос учащихся среднего и старшего школьного звена показал, что в основном нет детей, которых не любят читать.

Мы думаем, что работа литературного кружка «Сыккыс» эффективно влияет на интерес учащихся. А значит нужно придумать что-то такое...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и

Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности...

Методы и приемы формирования информационной грамотности...

Таким образом, задача формирования информационной грамотности младших школьников может быть достигнута с помощью включения учащихся в информационную деятельность, которая подразумевает в начальной школе поиск, обработку и хранение информации.

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами...

Диаграмма представляет собой результат социологического опроса

Цель следующего этапа моей работы − добиться от учащихся самостоятельного создания несплошных текстов.

Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что работа с несплошными текстами...

Влияние СМИ на речевую культуру | Статья в журнале...

Во времена острой конкуренции, обширной глобализации и стремления к карьеризму людьми очень мало уделяется внимания родному языку. Особенно беспокоит негативное влияние средств массовой информации на современную молодежь.

Задать вопрос