О вечно женственном и вечно мужественном | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кумакаева А. А., Трофимова Е. Д. О вечно женственном и вечно мужественном // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/young/archive/2/113/ (дата обращения: 26.01.2020).

Изучая историю своей страны, я часто задумываюсь, почему именно таким образом складывались события, а не иначе. Я понимаю, что на становление российской цивилизации, впрочем, как любой другой, имеет влияние и географическое положение страны, и природные факторы, и формирование страны изначально как многонационального государства, а также внешнеполитические условия. И главное, никакие условия не заработают, если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели, личности. Но есть еще что-то такое непостижимое для меня.

Читая книги, я встретила такое понятие как «мужское и женское начало». Я много думала о сущности мужского и женского начала. Что это такое? Как это? Какие отличия? В чём суть? Я не могла прийти к общему выводу. Что делать? Я уже было отчаялась, что не смогу собрать все свои мысли в единую систему знаний. Но как по велению судьбы я наткнулась на книгу И. А. Ильина «О русской душе».

Одна из тем была посвящена о мужском и женском началам. Меня поразило, с какой точностью была раскрыта тема. Раньше я не верила, как за один день может измениться человек. Но как же я ошибалась по этому поводу. Читая Ильина, я уже знала, что я не смогу смотреть на мир так, как раньше. Я проглатывала строку за строкой, словно дикий зверь. Я внимала каждому слову, боялась, что пропущу важную мысль. Мир перестал существовать для меня, было такое ощущение, что в комнате находились только я и автор. Меня охватило дикое любопытство, подстрекаемое потребностью разобраться в вопросе. Благодаря лекциям Ильина, я узнала такое, что изменило не только мои суждения, но повлияло на мое мировоззрение. Думала ли я, что книга, которую я случайно увидела на полке в кабинете истории, сможет так изменить меня? После прочтения книги И. Ильина все мои мысли о «вечно — мужском и вечно-женском» разложились по полочкам, и многое стало более понятным и в истории России.

Побудительными мотивами написания этой статьи стало настойчивое требование ума и сердца донести до сверстников своё представление об особенностях мужского и женского начала, в том числе как это отразилось на истории страны. Иван Ильин — философ, к нему неоднозначное отношение. Одни авторы утверждают, что «Ильин — всё наше», без идей Ильина нам сегодня в России ничего хорошего не построить. Другие же, напротив, утверждают, что мысли Ивана Ильина поверхностны, стиль многословен, и от творчества его пользы нет. Так или иначе, лекции Ильина вызывают неподдельный интерес, на многие вопросы дают ответ. А разная оценка творчества мыслителя толкает к прогрессу. Именно жажда истины влекла за собой мировые открытия.

У меня возник интерес к лекциям Ильина именно потому, что мне интересны вопросы истории: сложные неоднородные процессы в русской истории привлекают мое внимание. И во-вторых, захотелось узнать об Ильине, как о русском человеке. У меня появилась возможность объяснить, в какой-то степени, особенности русской души.

Душа человека и народа в целом содержит мужскую и женскую природу. В книге Ильина:

«Вечно женственное и вечно мужественное в сущности своей всегда равнозначны, однако каждым отдельным народом они по-своему воспринимаются, по-своему смешаны, по-своему взаимообусловлены и по-своему переживаются». [1]

Как это понимать? Я думаю, что каждый народ имеет своё представление о женском и мужском. Они имеют собственную внутреннюю структуру: бытие, восприятие, мышление, пение. Например, «женственное» англичанки и женственное цыганки очень отличаются. Они разные и в одежде, и в манере поведения, и в культуре, и в мышлении. Если для цыганок одно является приемлемым, то англичанки будут считать это неведомой дикостью. Мужчина в Японии и мужчина в России неравнозначны. Всё это говорит о том, что восприятие и реализация вечно-мужественного и вечно-женственного имеют национальные различия.

Драма русского народа в том, что он наделен двойственной душой, которая создает сложности в творчестве и противоречивость характера.

Мужское начало преобладало в русской душе, но не доминировало чрезмерно. Без мужской составляющей невозможно было бы защититься от бесконечных нашествий со стороны Степи и от западной агрессии, освоить огромные территории, создать государство и великую культуру.

Но так как мужское начало не доминировало, в отличие от Германии, поэтому русский народ не стремился к насильственным завоеваниям и колонизациям. При этом мужское начало на русской земле было нестабильным, женская стихия начала доминировать, и русская жизнь погружалась в пучину безвольности, неупорядоченности, что заканчивается всегда распадом и бунтом.

Женская доминанта выражается в том, с какой любовью русский человек именовал свою Родину — «матушка-Русь», главную реку — «Волга-матушка». Иван Ильин пишет, что женственная стихия в русском народе усилилась под влиянием безграничных пространств, многообразия, которые формируют душевную чуткость. «Беспредельное… стремится к вам в душу отовсюду, заставляя её изведать, стать причастной к этой безграничности, бесформенности, никчёмности богатства». Беспредельность-это особенность вечно-женственного. Женщина способна воспринимать, впитывать чувства, переживания других, она открыта для общения. Благодаря чрезмерной открытости, всё поступает в них беспредельным потоком. Она имеет склонность к неопределенному «да». Поэтому говорили древние пифагорейцы, что «женственное есть такое многое, как бесформенная материя, беспредельное, бездна, потенциальное, чётные числа». [1] Оно подобно бесконечному пространству, неизмеримому морю, бескрайней равнине. Следовательно, народ, обитающий на просторах равнины, как в России, впитал в себя нечто безмерное, что, впрочем, соответствует исторической правде.

Вместе с тем, борьба существования в суровом, в резко меняющемся климате, культивировала мужественную активность, закаленность на Руси. Вечно-мужественное, напротив, придерживается принципа предела или границы. Мужчина закрыт внутреннее, он замкнут и, чаще всего, его трудно втянуть в разговор. Они поспешны со словом «нет». Предназначение вечно -мужественного заключается в формировании, придании законченность форме, разделяя, разрезая, убирая лишнее. Ему свойственно повелевать, строить, вырезать резцом, устанавливать, защищать границы. Потому-то и говорили древние пифагорейцы, что «мужественное — это такое многое, как принцип формы, границы закона, нечетного числа».  [1] Оно соответствует ограниченному пространству. Их можно сравнить с горной цепью. Ей свойственно заканчиваться, она имеет форму, и, как и мужчина, защищает границы.

Итак, склонность к неопределенно — беспредельному — вечно-женственное; склонность к четкости формы — вечно-мужественное.

Народ, ощущающий в себе присутствие и борьбу двух противоположных начал, стремится к обретению равновесия. В поисках душевного покоя его жизнь становится интенсивна, он находится в постоянном поиске, вокруг атмосфера напряжена, нервозна, ему приходится вникать во всё, что происходит вокруг. В результате он интуитивно становится богаче, «приспособленнее», изобретательнее, напористее. Примером может стать русская культура. Великие русские писатели, композиторы, художники — у всех гениальных людей присутствовала внутренняя борьба. Благодаря поиску покоя они смогли достигнуть высочайших высот в своей области специализации.

Чрезмерная женственность русской души, которая вливается в пассивность, проявляется в неокрепшем сознании личности, её достойности и её прав. Этим и объясняется то, что русская государственность постоянно ощущала на себе чьё-то влияние, например, немецкое. Вечно-женственное подобно воде — по мягкости, податливости, готовности принять любую форму. А вечно — мужественное уподобляется огню — по своей интенсивности, по своей «сожигательной и формообразующей силе».

Но всё же суровые условия страны не допускали женственной изнеженности, и женственная открытость русской души в гармоничном сочетании с мужественностью позволяла принимать влияния и, сохраняя самоидентификацию (кроме польского влияния во времена Смуты XVII), где явно проявилось патология мужского и гипертрофированность женского начал.

Если рассмотреть революцию в России 1917 года, то можно увидеть, что она произошла, потому что «сверхмужская доктрина свернулась в сверхмужской Европе в яростный волевой клубок» и избрал Россию — растерянную, с парализованной вследствие войны волей — в качестве полигона для своих экспериментов.

В XIX — XX веках происходил доминирование или переизбыток мужского начала в культуре, исчезновение религиозных чувств, ложный стыд вместо жизненности души и сердца, формализм во всех сферах культуры и как следствие — механизация, динамизм, суматоха, революционизм, тоталитаризм, терроризм и коммунизм, доминирование мужского в женщине и переизбыток его в мужчине. Людей охватил стыд за сентиментальность, проявление чувств, и тем самым мы воспитываем в себе разбойников с жестким, черствым сердцем, этот процесс, к сожалению, стал фактически реальностью.

Разумеется, мы жизненно нуждаемся в синтезе вечно-женственного и вечно-мужественного. Но в европейских странах этот синтез будет происходить иначе, чем в России, так как у каждого народа по-своему, по-другому, творчески свободно. Но путь к выздоровлению может быть только таким: сверхнапряжение в жизни народа не должно сниматься методом дальнейшего повышения его и перезагрузки. И вечно-женственное — здесь явно спасительное средство.

Я считаю, что способность читать и понимать прозрения Ильина — это показатель духовного выздоровления, избавления от пошлости и «собственной низины», о которой он писал.

Всякий духовно зрячий человек видит расползание пошлости в современной России и оттого столь живительна для нас сила, бьющая из родника мыслей Ивана Александровича Ильина. Но, к сожалению, немногие пока зачерпнули из этого живительного родника, но «сад, тем не менее, вырастает из семян». А семена — это будущее поколение. Вкладывать необходимо в детей, они, как живительная сила, смогут прорасти и дать великолепные плоды.

Взгляд на русский характер через теорию мужских и женских начал очень интересен, многое мне стало ясно в событиях 1917 года и последующих лет России.

Спасибо Ивану Александровичу Ильину за объяснение исторических фактов и процессов в своих лекциях, посвященных русской душе. За время, которое я потратила для чтения книги и написании статьи, мне открылся новый, ранее неизведанный мир философии. Теперь я смотрю на мир совсем другими глазами, можно сказать, глазами маленького, неопытного, начинающего философа. Благодаря идеям Ильина я начала рассматривать исторические процессы и факты, с точки зрения влияния мужских и женских начал на происходящие события.

Как говорил английский писатель Честерфилд, «знания — это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца».

Я уверена, что свой приют я нашла, и первое семя было посеяно и дало росток, и я надеюсь, что вскоре прорастет прекрасный сад со спелыми плодами, которые я буду угощать уже юных искателей своего убежища.

 

Литература:

 

1.      Иван Ильин «О русской душе», сборник лекций, М.,1992г.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, начало, русская душа, русский народ, мужчина, народ, русский человек.


Похожие статьи

Русские писатели изучали древнюю историю России, народов...

Русскому человеку генетически передались противоречивые свойства славянского

Но в результате русский человек давал адекватный ответ вызовам судьбы, ибо от природы

Русская душа «вечно печалует о горе и страдании народа и всего мира», но ее «почти...

Русская гармонь — душа народа | Статья в журнале...

«В моих руках — душа России, Кусочек русской старины. Когда продать гармонь просили, Я отвечал: «Ей нет цены». Как нет цены у глаз бездонных, У звёзд, у солнца, у луны, У одержимых и влюблённых, У Веры нашей и страны!

Слово «душа» в польских и русских пословицах и поговорках.

Что заключается в выражении «русская душа», что в этом народе такого особенного? Исчерпывающий ответ на эти вопросы дал

Считается, что для русского народа слова Тютчева, как духовное кредо. Говоря о русском народе и его национальном характере, нельзя...

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Данная статья посвящена анализу национальных черт русского обмана, описанных в работах Ф. М. Достоевского (эссе «Нечто о вранье») и А. Ф. Писемского (цикл очерков «Русские лгуны»); приведены результаты социологического исследования...

Культура русского народа всегда служила образцом для развития...

Русская культура уникальная. При ее изучении рассматриваются такие понятия, как «русская идея», «русский характер». Ещё один феномен русской культуры, который является пристальным объектом внимания, является «русская душа». Во-первых, многие российские...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Культура русского народа всегда служила образцом для развития культуры всех народов нашей страны.

Так как восприятие и деятельность человека зависят от его представлений, то его

Русский язык стал средством и инструментом образования, межнационального общения...

К вопросу о национальной идее | Статья в журнале...

Идея русской самобытности противопоставляется идее включения России в какой бы то ни было контекст мировой истории [4, 5]. Ради сохранения самобытности требуется пожертвовать вхождением России в мировое сообщество, а принимая во внимание масштабы нашей...

Выражение концепта «народ» в русском языке | Статья в журнале...

Народ - это сообщество людей, ограниченное определенной территорией

В самом своем смысле, русское слово народ обозначает группу людей народившихся

Например, сближение со словом полк в XIII в. В воинских повестях народ – толпа мужчин (основное значение).

Образ России в произведениях Р. М. Рильке | Статья в журнале...

Вопрос о «русских истоках» поэтической образности Р. М. Рильке является одним из основных в современном «рилькеведении». На примере данной статьи мы попытаемся проследить развитие духовных исканий поэта и выявить реалии русского православия в творчестве Р. М. Рильке.

Похожие статьи

Русские писатели изучали древнюю историю России, народов...

Русскому человеку генетически передались противоречивые свойства славянского

Но в результате русский человек давал адекватный ответ вызовам судьбы, ибо от природы

Русская душа «вечно печалует о горе и страдании народа и всего мира», но ее «почти...

Русская гармонь — душа народа | Статья в журнале...

«В моих руках — душа России, Кусочек русской старины. Когда продать гармонь просили, Я отвечал: «Ей нет цены». Как нет цены у глаз бездонных, У звёзд, у солнца, у луны, У одержимых и влюблённых, У Веры нашей и страны!

Слово «душа» в польских и русских пословицах и поговорках.

Что заключается в выражении «русская душа», что в этом народе такого особенного? Исчерпывающий ответ на эти вопросы дал

Считается, что для русского народа слова Тютчева, как духовное кредо. Говоря о русском народе и его национальном характере, нельзя...

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Данная статья посвящена анализу национальных черт русского обмана, описанных в работах Ф. М. Достоевского (эссе «Нечто о вранье») и А. Ф. Писемского (цикл очерков «Русские лгуны»); приведены результаты социологического исследования...

Культура русского народа всегда служила образцом для развития...

Русская культура уникальная. При ее изучении рассматриваются такие понятия, как «русская идея», «русский характер». Ещё один феномен русской культуры, который является пристальным объектом внимания, является «русская душа». Во-первых, многие российские...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Культура русского народа всегда служила образцом для развития культуры всех народов нашей страны.

Так как восприятие и деятельность человека зависят от его представлений, то его

Русский язык стал средством и инструментом образования, межнационального общения...

К вопросу о национальной идее | Статья в журнале...

Идея русской самобытности противопоставляется идее включения России в какой бы то ни было контекст мировой истории [4, 5]. Ради сохранения самобытности требуется пожертвовать вхождением России в мировое сообщество, а принимая во внимание масштабы нашей...

Выражение концепта «народ» в русском языке | Статья в журнале...

Народ - это сообщество людей, ограниченное определенной территорией

В самом своем смысле, русское слово народ обозначает группу людей народившихся

Например, сближение со словом полк в XIII в. В воинских повестях народ – толпа мужчин (основное значение).

Образ России в произведениях Р. М. Рильке | Статья в журнале...

Вопрос о «русских истоках» поэтической образности Р. М. Рильке является одним из основных в современном «рилькеведении». На примере данной статьи мы попытаемся проследить развитие духовных исканий поэта и выявить реалии русского православия в творчестве Р. М. Рильке.

Задать вопрос