Однажды, сидя дома перед телевизором, я вертел в руках шнурок и навязывал на нём узлы. «Это, что у тебя за макраме?" — спросила мама. Я удивился непонятному слову. Оказывается, когда мама была школьницей, она ходила в кружок, где училась плести из узелков разные вещи. Подобные изделия были почти в каждом доме. В нашей квартире таких вещей не оказалось. И я заинтересовался, как из простой верёвки с узлами может получиться что-то интересное. Я попросил научить меня, мама сказала, что «макраме» — это женское рукоделие. Я подумал, почему женское? Кто может завязать узел лучше и крепче мужчины?
Возникла гипотеза моего будущего проекта: макраме — не только женское рукоделие, но и серьёзное мужское дело.
Объектом исследования стал узел, как основной элемент макраме.
Предметом исследования — история происхождения ручного узелкового плетения, материалы и приёмы плетения, его применение и место в современном мире.
Цель исследования: изучить технику плетения макраме и доказать, что это занятие для мужских рук.
Интересно было узнать, знают ли мои одноклассники, что такое макраме? Я провел социологический опрос. В анкетирование участвовало 20 человек. Были заданы следующие вопросы:
- Вы умеете завязывать узел?
- Сколько вариантов узлов вызнаете?
- Хотели бы вы научиться завязывать новые узлы?
- Что такое макраме?
- Есть у вас дома изделия в технике макраме?
Проанализировав ответы ребят, я сделал вывод о том, что большинство из них знает о макраме и у некоторых есть дома вещи, выполненные в данной технике. И почти все ребята хотят больше узнать о новых узелках, а значит освоить технику макраме. (рис. 1)
Рис.1. Социологический опрос
Я отправился в библиотеку. Изучив предложенную литературу, узнал следующее.
Изначально плетение было исключительно мужским ремеслом, моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложны и оригинальны по своей красоте. Моряки, в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Именно парусный флот стал одним из посредников проникновения искусства узелкового плетения с Востока в Европу в 13–19 веке. Моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии.
В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом. Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.
Для некоторых древних народов узелковое плетение служило средством накопления и передачи информации. Именно отсюда пошло выражение «завязать на память узелок». Так, у древних инков, в Индии, у индейцев, кое-где в Африке, у аборигенов Австралии, в Прибалтике существовала развитая система своеобразной «узелковой письменности». Расшифровать «узелковое письмо» можно было по форме, размеру, цвету и по взаимному сочетанию узлов.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди так и назвали геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях фараонов. Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны.
В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий». Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, который разрубил Александр Македонский и стал властелином Азии.
На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия). На Руси плетение считалось языческим (колдовским) занятием, осуждалось, преследовалось и каралось смертью. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.
Прошли годы, декоративная сторона плетения победила древнюю заклинательную символику, и узелковое плетение начали использовать во многих сферах жизни.
Узелковое плетение на Руси стало считаться особым искусством и по значению приравнивалось к умению ковать мечи и строить суда. Плетение достигло расцвета во время формирования Киевской Руси. Не перечесть всех профессий, связанных с плетением: ременник, кнутник, гайтанник, канатник, счальник (соединяющий канаты — профессия сохранилась), броздочник (плетельщик конской упряжи) и многие другие. О широком распространении узелкового плетения на Руси свидетельствует то, что более 40 ремесел были основаны на нем.
Искусством плетения во все времена владели немногие и технику плетения держали в секрете, поэтому узлы и узоры зачастую терялись.
Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевал в течение многих столетий. В разных странах такое плетение называлось по-разному: мексиканское кружево, арабское квадратное плетение, плетево, узорочье, вязь на Руси. И только в 19 веке этот вид работ, связанных с завязыванием узлов и плетением нити стали называть макраме. В переводе с турецкого «макраме» — это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» — это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.
Узлы в буквальном смысле сопровождают нас везде — с их помощью завязываются бантики на обуви, головные уборы, галстуки. Морские узлы по-прежнему в ходу в парусном спорте. В горном, водном спорте и альпинизме узлы встречаются на каждом шагу. Они же — часть рыболовного промысла, охоты.
Декоративные возможности применения узлов также очень широки.
Панно, коврики, роскошные скатерти, выполненные в этой необычной технике, придадут любому помещению особый уют и оригинальность. Плетеные кулоны, цепочки, броши, заколки, серьги, ремешки, сумочки дополнят костюм любой модницы. Плетеные браслеты, часовые ремешки, брелоки на ключи, ремни, перстни, галстуки делают мужчину стильным.
Мужчины в макраме. Бродя по просторам интернета, я наткнулся на замечательного мастера Владимира Денщиков. Владимир Денщиков из Крыма создаёт удивительные по своей красоте и мастерству иконы.
В его творческом багаже выполненные на высочайшем художественном уровне объемные иконные ризы и картины. Для создания икон Владимир Анатольевич использует уникальную авторскую технику макраме-коллаж, не имеющую аналогов в мире. Лики и руки святых прописываются, а ризы и оклады выполняются из льняной нити. На одну такую икону уходит 3–6 месяцев. По профессии Владимир Денщиков артист драматического театра и кино, позже режиссер и художник-постановщик, сегодня преподаватель в Институте культуры. Но называть его картины хобби просто невозможно. Работы Денщикова покоряют зрителя удивительной атмосферой света, добра и спокойствия. Иконы — произведения искусства! (рис.2)
Рис. 2. Работы Денщикова покоряют зрителя.
Одним из показателей популярности рукоделия в современном мире, является наличии в магазинах наборов для творчества данной тематики. Я отправился в магазин. В сети магазинов игрушек «Бегемотик» наборов для творчества с темой макраме или плетения нет, так как спрос на данный вид товара отсутствует. Сообщила нам управляющая магазина г. Балахна. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. Считаем, что наличие в продаже наборов для творчества с материалами и подробной инструкцией по плетению красивой и нужной вещи заинтересовало бы любого покупателя.
Узлы в макраме различаются по степени сложности. Чтобы начать заниматься макраме, необязательно сразу же учить все возможные узлы: комбинации всего из 2–3 простых узлов дают возможность создавать целый ряд различных узоров. Узор в макраме — это варианты одних и тех же узлов в определенной последовательности. Материалы для плетения вполне доступны, а приспособления для занятий можно сделать самому.
– рабочее основание для крепления нитей — устойчивая в меру жесткая подушка — это первый помощник.
– швейные булавки с головками,
– ножницы,
– линейка,
– клей ПВА,
– декоративные элементы.
В процессе исследовательской работы было предложено учащимся 4 Д класса поучаствовать в эксперименте, в нем участвовало 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек. Каждому из ребят было предложено сплести браслет в технике макраме.
В результате проведенного эксперимента мы выяснили, что плетение макраме вызвало интерес у всех ребят. Мальчики и девочки с большим увлечением осваивали древнее искусство. Некоторые мальчики справлялись со сложным переплетением нитей лучше девочек. Все ребята захотели сплести ещё что-нибудь в технике макраме. (рис.3)
Рис. 3. Экспериментальная работа
Изучив и освоив представленные узлы:
- выпустили брошюру «Несложная азбука узелкового плетения»
- сплели несколько браслетов
- изготовили набор для творчества с материалами и подробной инструкцией по плетению брелока стрекозы
- разработали лепбук (рис.4)
Рис. 4.Лепбук «Макраме»
Разработки были предложены одноклассникам для самостоятельной деятельности во время перемены. Многие ребята проявили интерес к данному виду творчества. В дальнейшем планируем создать наборы по различным тематикам и предложить учащимся других классов.
В процессе исследовательской работы я узнал, что истоки искусства макраме — в далеком прошлом. В процессе долгих творческих поисков узелковое плетение превратилось в художественное плетение. За свою многовековую историю макраме неоднократно забывалось, но, благодаря красоте узоров и прочности плетения, возрождалось вновь и вновь.
В процессе работы выяснилось, что родоначальниками узелкового плетения макраме являются моряки, которые создавали новые узлы, совершенствовали старые. В большинстве случаев макраме — хобби отставных моряков, для которых вязание узлов привычное дело. А для творческих личностей становится делом жизни.
Плетеные изделия хорошо вписываются в современный интерьер, придавая оригинальность и уют. Аксессуары, выполненные узелковым плетением, очень красивы. Они способны украсить любой костюм как женский, так и мужской.
Однако не каждый материал для плетения подвластен женским рукам. Если необходимо сплести плотный ремень для походной сумки или жёсткий пояс для брюк, женщины просто физически не смогут этого сделать. Массивные шнуры, толстые льняные и пеньковые верёвки также потребуют мужской силы. Сложно работать с нитями, имеющими скользкую поверхность. Узлы из них быстро развязываются, поэтому затягивать их надо как можно туже.
Проведенный мною эксперимент показал, что современное мужское поколение, в лице учащихся 4 Д класса, заинтересовалось техникой узелкового плетения.
Приёмы узелкового плетения развивают моторику рук, мышление, память, фантазию, усидчивость, а также множество других навыков, которые пригодятся в будущем. Занятия макраме помогают воспитывать чувство меры и вкус, предоставляют широкие возможности для творческого проявления личности.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: макраме — это не только женское рукоделие, но и серьёзное мужское дело.
Узелок на память завязал. И о макраме вам рассказал.
Изучил я разные узлы. Где же пригодятся мне они?
Яхту у причала швартовать. В скалах друга в связке удержать.
Это в будущем, ну а сейчас вот прямо,
Я сплету браслет для милой мамы!
Литература:
- Интернет: наhttp://sobor.in.ua/node/347
- Интернет: http://sovets.net/165-kak-plesti-makrame.html.
- Мифы и легенды народов мира. Детская энциклопедия «Махаон», Москва,2012–122с.
- Соколовская М. М. «Знакомьтесь с макраме», Москва «Просвещение», 1986–112с.