Роль завода «Зенит» в истории Западно-Казахстанской области | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (16) апрель 2018 г.

Дата публикации: 08.04.2018

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Кыдыргалиев, Н. К. Роль завода «Зенит» в истории Западно-Казахстанской области / Н. К. Кыдыргалиев, С. С. Иргалиев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1208/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В истории каждой страны, каждого города, каждого человека есть то, что делает его особенным неповторимым. Город — это больше чем живой организм, у города есть своя душа. В период Советского Союза был распространен понятие градообразующее предприятия. В городе Уральске это, несомненно завод «Зенит». Говорить и описывать в компилятивной форме историю завода, значит просто пересказать, не вникая в душу, историю взаимоотношения людей, которые строили не только завод, но и город. Мир с немыслимой скоростью несется вперед, вот и в нашей стране реализовывается программа форсированного индустриально- инновационного развития провозглашенная с 2010 года. Актуальность исследования аргументируется потребностью, социальным запросом в изучении конкретной научной проблемы. В этом году Президент Н. Назарбаев объявил о начале третьего этапа модернизации Казахстана- «Рухани жаңғыру» — которая не может быть и без модернизации общественного сознания. Несомненным фактом является то что «Первое условие модернизации нового типа — это сохранение своей культуры, собственного национального кода» — Н.Назарбаев. Экономическое развитие невозможно без духовного единства патриотизма, воспитания начинается именно с любви к своей земле, родному краю путем объединения усилий организаций образования, семьи и истории своей Родины. От малой родины начинается любовь к большой родине — своей родной стране. История завода Зенит — это больше чем история это история города, это судьбы людей посвятивший свою жизнь заводу.

Исследование нацелено на изучения истории Завода «Зенит», его экономического вклада не только в экономику СССР, но и вклада в экономику современного Казахстана, особое место в исследовании будет отведено роли завода в Великой Отечественной войне, а также в строительстве нашего города Уральск. Исследование представляет особый интерес для людей, которые интересуются истории Великой Отечественной войны и военной техники, что может способствовать более ясной и подробной понимания роли завода в целом.

При анализе научно-исследовательской литературы можно отметить что, интерес к изучению истории завода нашел свое отражение в многочисленных публикациях в печатных изданиях.

Несмотря на большое количество литературы, изучение не получило до нашего времени подробного научного освещения ни в казахстанских, ни зарубежных работах. Причина недостаточного внимания исследователей обусловлена тем, что в Советское время завод был закрытым и секретным объектом, да и сейчас завод выпускает военную продукцию, которая тоже не может полностью быть освещена в СМИ, однако один факт неоспорим деятельность завода несомненно укрепляет оборонную силу Вооруженных сил Республики Казахстан. Но наша задача не выискивать секреты и тем более не выдавать их.

Для начала необходимо отметить что непосредственным пусковым механизмом создания завода была объявленная в СССР «индустриализация», которая выражалась в форсированном наращивании промышленного потенциала для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся с мая 1929 года по июнь 1941 года. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. [1]

В октябре 1931 года в городе Ленинград в связи с началом индустриализации был введён в строй действующих опытно-экспериментальный завод Особого технического бюро по разработке военной техники («ОСТЕХБЮРО»), под руководством талантливого изобретателя Владимира Ивановича Бекаури, который получил имя «Машиностроительный завод имени К. Е. Ворошилова (завод № 231)». Завод строился на базе завода «Двигатель», который также входил в состав «ОСТЕХБЮРО», и с 1931 года находился практически на одной с ним производственной площадке. 231-й специализировался на выпуске радиоуправляемых мин, приборов для торпед и различных приспособлений и устройств для авиации [2].

Под его руководством Остехбюро стало крупнейшим центром по разработке направлений, имевших важное оборонное значение. Бекаури курировал и лично участвовал в различных проектах бюро: минно-торпедного оружия, систем телеуправления, радиоуправляемых мин и т. д.

В 1937 году В. И. Бекаури был арестован и 8 февраля 1938 года расстрелян. Спустя 18 лет дочь Бекаури Нина Васильевна получила официальное извещение о невиновности своего отца. В документе говорилось: «Сообщаю, что в имеющихся у Военной коллегии Верховного суда СССР материалах содержатся материалы о том, что осужденный 8 февраля 1938 года Бекаури Владимир Иванович за шпионскую деятельность в пользу Германии определением Верховного Суда СССР от 9 июня 1956 года реабилитирован. Приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР по вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело о нём прекращено». [3]

История рождения Уральского завода «Зенит», завода им. К. Е. Ворошилова, 231-го, непосредственно связана с началом Великой отечественной войны, когда нацистская Германия вероломно напав на Советский Союз стала быстро продвигаться вглубь страны. Что в свою очередь вызвало необходимость срочной эвакуации предприятий в тыловые районы. О самой эвакуации можно написать отдельную книгу, ее можно сравнить по значимости величайшим битвам Великой Отечественной войны, явилась одним из подвигов, совершенных советским правительством и народом в эти годы. Работой руководил Совет по эвакуации при СНК СССР, созданный на третий день войны. За второе полугодие 1941 года на восток только по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятия. Около 70 процентов разместили на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане, остальные — в Поволжье и Восточной Сибири. Почти вся промышленность была эвакуирована в первые месяцы войны. Вместе с производством выехали 30–40 процентов рабочих, инженеров и техников. [4]

Эвакуация промышленных предприятий из прифронтовых территорий на восток — преследовала цель создания здесь главного арсенала страны для нужд фронта. Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести значительное число крупных предприятий с их трудовыми коллективами. 24 июня 1941 года была создана комиссия, 3 июля председателем совета по эвакуации был назначен Н. М. Шверник. 19 августа 1941 года в г. Уральск поступило распоряжение № 5523 из Кремля, подписанное председателем Совета по эвакуации Н. М. Шверником, в котором говорилось о необходимости приёма и размещения 15 эшелонов из Москвы. Вместе с беженцами в город Уральск стали прибывать промышленные предприятия. Завод «Зенит», как и другие оборонные предприятия, был скомпонован из различных разрозненных частей нескольких заводов с западной части страны. В основе завода можно найти как минимум четыре завода, но это не только заводы, но и судьбы этих людей которых соединил город Уральск. Основой завода стал — ленинградский завод № 231 им. К. Е. Ворошилова. Вторым предприятием стал ленинградский завод № 181 «Двигатель», хотелось бы отметить, что именно руководитель данного предприятия стал его бессменным руководителем 42 года, это легендарный директор Петра Александрович Атоян. Третий завод № 175 им. С. М. Кирова из города Большого Токмака Запорожской области Украинской ССР, откуда вышли первые директора, созидавшие завод на уральской земле в суровые годы войны, четвертым предприятием был завод № 182 «Двигательстрой» из дагестанского города Каспийска. Первый эшелон ленинградского завода им. К. Ворошилова № 231 прибыл в Уральск из блокадного Ленинграда 10 сентября 1941 года. Он состоял из эшелона в 35 вагонов, в которых находились 94 рабочих и инженерно-технических работника и 194 единицы оборудования. Почти одновременно с ним из Ленинграда прибыли рабочие и специалисты с оборудованием заводов № 181 «Двигатель» и «Компрессор». Уже на следующий день, 11 сентября 1941 года, обкомом партии и облисполкомом Уральской области было принято совместное решение «О размещении завода № 231». Именно эта дата является днем рождения 231-го завода им. К. Е. Ворошилова на уральской земле. в сентябре 1941 года, стали прибывать эшелоны с отдельным оборудованием и людьми с завода № 175 им. С. М. Кирова из Большого Токмака. Немного позже, с декабря 1941 и в 1942 году — с торпедного завода № 182 из Каспийска. Всего с сентября по декабрь 1941 года в Уральск прибыло уникальное оборудование и около 1000 специалистов и членов их семей из Ленинграда, Большого Токмака, Каспийска и Феодосии. Основная часть рабочих и специалистов прибыла с ленинградского завода № 181 «Двигатель» — они продолжали прибывать в Уральск вплоть до августа 1942 года. На начальном этапе завод им. К. Е. Ворошилова разместили на отдаленных друг от друга площадках — в гаражах и мастерских автоуправления в городе на территории современного завода, и в судоремонтных мастерских затона имени В. И. Чапаева в 12 километрах от города. Жители города приняли с большим радушием приняли эвакуированных, потеснившись с жильем, выделили им 220 комнат — 110 в городе, остальные — в Затоне. На одного человека приходились менее двух квадратных метров. [2]

В отдельности каждый из заводов выпускал свою специфическую продукцию.

В данный момент 231 завод именуется как Ленинградского машиностроительного завода «Звезда» им. К. Е. Ворошилова, находиться в Санкт-Петербурге, который занят производством дизельных двигателей для военной техники и народного хозяйства [5]

Второй завод Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера (Старый Лесснер) — Завод «Двигатель» просуществовал до 1966, в 20–30 е годы выпускал минно-торпедное оружие [6]

Третий завод «Юждизельмаш» (ранее Дизелестроительный завод им. С. М. Кирова, «Красный прогресс», «Завод № 175») — крупный машиностроительный завод в городе Токмак Запорожской области. Один из старейших заводов на Украине, основанный в 1882 году, постановлением правительства заводу в 30 е годы ставится задача освоить производство первого отечественного образца морского оружия — самодвижущихся морских мин. Уже в начале 1938 года на вооружение ВМФ СССР была принята изготовленная заводом торпеда калибра 450 мм под шифром 45–36Н (без стабилизатора). [7]

Четвертый завод «Дагдизеля» берет свое начало в 1931г., когда было принято решение о строительстве предприятия по производству морского оружия. Завод располагался в 18 км от г. Махачкала в поселке Двигательстрой на берегу Каспийского моря и назывался «Завод № 182». В 1948г. на заводе стартовало дизелестроение, в следствие чего в 1966г. он был переименован в «Дагдизель». Тем не менее, в этот период приоритетным оставалось производство военной ракетной техники.С развалом СССР количество Госзаказа сильно сократилось и завод запустил производство сельскохозяйственной и строительной техники. С 2008г. ОАО «Дагдизель» вошел в состав «Концерна «Морское оружие Гидроприбор». [7]

Первым директором завода № 231 им. К. Е. Ворошилова в Уральске стал Розенштейн Михаил Борисович. Именно на его долю выпало самое ответственное, он решал самую сложную задачу это пусконаладочные работы, одним из серьёзных проблем было отсутствие рабочих и квалифицированные рабочие выполняли работу за нескольких, с установлением станков на завод стали записываться местная молодежь в возрасте 15–16 лет, при заводе было создано ремесленное училище по фабрично-заводскому обучению, в котором обучали рабочим профессиям учащихся 8–9 классов школ города. Неимоверным трудом в течении двух месяцев с рабочим днем в 12–16 часов завод уже 8 октября 1941 года выдал первую военную продукцию для фронта. Электрическая торпеда ЭТ-80, инженером которой был Николай Николаевич Шамарин, начали использоваться: уже в 1943 году на Север поступили первые три электрические торпеды, а в 1944 — еще 55. С лета 1944 ЭТ-80 стали подавать на корабли: по четыре принимали «С-15», «С-102» и «С-103»; по восемь — «С-51», «С-101» и «Щ-402»; шесть — «Л-15»; итого 42 изделия. Однако только 14 из них применили в реальных боевых действиях, одна попала в цель. В определенной степени такое небольшое количество использованных ЭТ-80 объясняется тем, что командиры подлодок не любили эти торпеды и всячески уклонялись от приема их на борт. Во-первых, им не нравилась их маленькая скорость, что требовало более точного определения элементов движения цели. Во-вторых, только на Севере имели место три взрыва аккумуляторных батарей ЭТ-80, в том числе один раз на борту «С-101» в море. Дело дошло до того, что 22.5.1944 по приказу Наркома ВМФ на Северном флоте подводная лодка «Л-20» провела демонстрационные практические и боевые стрельбы торпедами ЭТ-80, а заодно и 53–39. Однако, по-видимому, это мало что изменило, так как на Балтике ЭТ-80 все равно не применяли, хотя это могли делать как минимум «М-90», «М-96», «М-102», «Щ-303», «Щ-307», «Щ-309», «Щ-310» и «Л-3». На Дальнем Востоке к началу войны с Японией ЭТ-80 готовы были принять «Щ-121», «Щ-124» и «Щ-136». [8]

Всего за годы войны заводом было отправлено флоту 303 торпеды ЭТ-80. Основные разработчики торпеды — главный конструктор Н. Н. Шамарин, конструкторы В. Д. Горбунов и Г. И. Жигарь в марте 1943 года были удостоены звания лауреатов Государственной премии 1-й степени (премии имени Сталина), а более 40 заводчан представлены к правительственным наградам. В годы войны торпедами было уничтожено более 1000 кораблей противника, среди них, конечно, были корабли и суда, уничтоженные торпедами ЭТ-80, которые выпускал только завод № 231. Известно, что заводскими торпедами были потоплены гигантский лайнер фашистского флота «Вильгельм Густов» и вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен».

«Вильгельм Густов» был потоплен 30 января 1945 года Советской подводной лодкой С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско. [9]

«Генерал фон Штойбен» был потоплен 10 февраля 1945 года подводной лодкой С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско [10]

Один из экземпляров знаменитой торпеды ЭТ-80 был выставлен в зале Ленинградского Военно-Морского музея. А на открытой площадке Севастопольской панорамы в числе важнейших образцов оружия Великой Отечественной войны была выставлена контактная гальваноударная мина М-08, к выпуску которой, наряду с 20-миллиметровыми снарядами для авиационных пушек и других видов мин, завод приступил также в 1942 году. За годы войны завод имени К. Е. Ворошилова поставил кораблям флота около 4000 мин различных типов. На минных заграждениях подорвалось 213 судов противника, в том числе 103 боевых корабля. Практически каждый двадцатый корабль противника подорвался на мине, изготовленной нашим заводом. Кроме торпед и мин, в годы войны завод выпускал для фронта также корабельные компрессоры; взрыватели; патроны фосфорно-кальциевые; индукционные ударные приборы; приборы «Обри»; снаряды авиационные; детали ВЕХ и другое необходимое оборудование, номенклатура которого составляла 16 наименований. Только до конца 1941 года фронту было направлено около 28,5 тысяч взрывателей различных типов, 4000 патронов фосфорно-кальциевых, несколько тысяч приборов для авиации. [2]

В 1942 году был назначен Компанец Феодосий Данилович, прибывший в Уральск с должности директора торпедного завода № 175 им. С. М. Кирова из г. Большой Токмак Запорожской области, куда вновь вернулся обратно в 1943 году.

В 1943 году коллектив завода вместе с трудящимися Казахской ССР и других союзных республик, воодушевлённый боевыми и трудовыми успехами, включился во всенародное движение по сбору средств на строительство танковых колонн, авиационных эскадрилий, артиллерийских батарей. На эти цели заводчане отчисляли большую часть своей мизерной зарплаты, желая приблизить разгром ненавистного врага, и не задумываясь о личном благополучии и обогащении. В апреле 1943 года молодые работники завода совместно с молодёжью Уральска собрали на постройку авиационной эскадрильи «Комсомол Казахстана» 102500 рублей. Рабочие, специалисты и служащие вносили личные средства в размере месячного и двухмесячного заработка на танковую колонну «Западный Казахстан», а также подписывались и на государственные займы. Было собрано 379000 рублей, о чем было сообщено телеграммой Государственному Комитету обороны. В ответ заводчане получили телеграмму от его председателя И. В. Сталина со словами благодарности, которая хранится в музее завода. В 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне завод, единственный среди предприятий Казахстана, был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Третьим директором был Яблоков Иван Дмитриевич, назначенный на эту должность в 1944 году. На период руководства заводом Яблоковым И. Д. пришёлся последний военный год и начало восстановления разрушенного войной хозяйства, вплоть до назначения директором завода им. К. Е. Ворошилова Атояна П. А. 18 октября 1947 года.

После развала Советского союза в 1991 году завод переживал множество проблем среди них было отсутствие госзаказов на оборонную промышленность, рушились десятилетиями наработанные хозяйственные связи. Оборонная промышленность подверглась конверсии, производство нужно было перестраивать на выпуск гражданской продукции, находить новые заказы, которые приходилось буквально «вырывать» у конкурентов. Шла ожесточённая борьба за завоевание рынка. Впереди образовалась полная неопределённость. В условиях конверсии на заводе в кратчайшие сроки было организовано новое производство более 60 наименований гражданской продукции. При поддержке Главы государства и Правительства республики в 1993 году воплотилась в кораблестроительную программу Казахстана, в которой завод был определён головным исполнителем по изготовлению катеров и кораблей для силовых структур республики, в том числе быстроходный катер проекта FC 19, Катера проекта 0200 «Бүркіт» (Беркут) и проекта 100 «Сұңқар» (Сункар). С 1993 года АО «Уральский завод «Зенит» изготовил 18 кораблей различного класса. Среди них четыре катера проекта «Сункар», семь — проекта «Буркит» и четыре — проекта «Барс».

Сегодня Уральский завод «Зенит» — это узнаваемое предприятие не только в Западно-Казахстанской области и республике, но и далеко за её пределами, в том числе в дальнем зарубежье. Помимо выпуска кораблей и катеров для силовых ведомств страны, завод также поставляет на экспорт по межзаводской кооперации в Россию для вновь строящихся и ремонтируемых подводных лодок аварийно-спасательные изделия РСУ-1Д.

В заключение хотелось сказать, что осуществленное исследование имеет прежде всего прикладное значение, Материалы и обобщения, содержащиеся в проектной работе, могут быть полезны для учеников, которым интересна история родного города, кто занимается краеведением, кто увлекается историей военной техники, особая важность и значимость связана с тем, что объект изучения внес неоценимый вклад в разгром фашистской Германии.

Материалы проектной работы могут также послужить основной для подготовки аналитических сообщений, учебных пособий и специальных курсов об истории завода «Зенит».

 

Приложение

Электрическая торпеда ЭТ-80

http://submarine-at-war.ru/pics/et-80_01.jpg

 

Корабли, потопленные торпедами ЭТ-80

Похожее изображение Судно в 1925 году, ещё под прежним названием — «Мюнхен» (München)

«Вильгельм Густлов»Вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен»

 

https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/783bbf9e/1_6014d3bd.jpg

Гальваноударная мина М-08

 

Картинки по запросу РСУ-1Д.

Аварийно-спасательный буй РСУ-1Д.

 

https://ic.pics.livejournal.com/dambiev/74651708/1318678/1318678_original.jpg

Катер проекта 100 «Сұңқар» (Сункар)

 

Литература:

 

  1.                Программа КПСС. 1961 год.
  2.                http://zenit.kz/ru/ob-upravlenii.html
  3.                Смирнов С. А. Зубков В. И. КРАТКИЕ ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ВНИИРТ 1996
  4.                https://lenta.ru/articles/2016/05/09/warplant/
  5.                http://spbdiesel.ru/uslugi/gos_oboron_zakaz/
  6.                http://www.citywalls.ru/house6269.html
  7.                http://neva-diesel.com/yuzhdizelmash_tokmak,_istoriya_za
  8.                Платонов А. В. — Энциклопедия советских подводных лодок. 1941–1945. — М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004. — 592 с.: ил.
  9.                Владимир Дайнес История России и мирового сообщества хроника событий Москва Олма пресс 2004 г. Стр. 288
  10.            Дмитрий Верхотуров. Клевета на Победу как оболгали Красную армию освободительницу. Эксмо — 2015
Основные термины (генерируются автоматически): завод, Уральск, Великая Отечественная война, Токмак, город, военная техника, ленинградский завод, Киров, Запорожская область, Морское оружие.


Похожие статьи

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища в историю Санкт-Петербурга

История пионерской организации г. Магнитогорска

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Особая роль химической промышленности в развитии Волгоградской области

Современное состояние и развитие растениеводческой отрасли Западно-Казахстанской области

Промышленное развитие города Коканда

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака

История и география России в названиях улиц Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области

Вклад академика А.С. Сагинова в становление и развитие КарПИ

Похожие статьи

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища в историю Санкт-Петербурга

История пионерской организации г. Магнитогорска

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Особая роль химической промышленности в развитии Волгоградской области

Современное состояние и развитие растениеводческой отрасли Западно-Казахстанской области

Промышленное развитие города Коканда

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака

История и география России в названиях улиц Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области

Вклад академика А.С. Сагинова в становление и развитие КарПИ

Задать вопрос