Село, не умирай, или Куда девался Архангел Михаил?
Моё родное село Архангеловка Оренбургского района месяц назад отметило 174 года со дня основания. В доме культуры прошёл праздничный концерт. Участие в нём приняли и дети, и взрослые. Все они желают своему родовому гнезду процветания и здравия. Да будет так! Ведь село, именованное в честь Архангела Михаила, давно лишено поддержки: и государственной, и небесной.
Есть в России деревеньки, что от мира далеки
Поселение было основано переселенцами тамбовской губернии в 1843 году. Они выстраивали избы, обживали местную степь и возводили на собственные средства храм, от которого сейчас, к сожалению, ничего не осталось. Первые колхозы образовались в 1930 году и просуществовали до перестроечных 90-х годов. Колхоз-миллионер имени Михаила Ивановича Калинина, расположенный в Архангеловке, считался самым богатым в Оренбургском районе!
Славно село и рождением в 1873 году Лукиана Васильевича Попова — академика живописи, члена Товарищества художественных передвижных выставок. В последние годы своей жизни он обосновался в Оренбурге на улице, которая теперь называется его именем. В областном музее изобразительных искусств экспонируется много картин кисти Л. В. Попова.
Сегодня этот некогда богатый уголок Оренбуржья выглядит печально. Многие дома заброшены. Стоят они кривобокие и безглазые (окна давным-давно выбила местная шпана) в зарослях травы и непролазного кустарника, будто стыдятся своего нынешнего существования.
Недалеко от местного Дома культуры сохранились свидетели добрых времён — два складских помещения. Это жалкие покосившиеся пустующие деревянные срубы. Зато как выигрышно на этом фоне смотрится новенький завод, принадлежащий главе села. Предприятие занимается производством минеральной воды. Под небольшое современное здание отведена огромная, заасфальтированная, обнесенная забором территория. (Видно, у хозяина в планах — расширять бизнес). Местные жители говорят, что когда предприятие строилось, народ обрадовался: будут в селе рабочие места! Но недолго радость длилась. Пару человек были трудоустроены. А теперь предприниматель обходится своими силами: ему семья в помощь.
Прежде народ работал в мастерских, где ремонтировали машины и тракторы. Сейчас и они пустуют. Животноводческая ферма перешла в руки частников. Раньше молока с этой фермы хватало на соседние сёла. Сегодня архангеловцы покупают привозное молоко. Банная улица получила своё название благодаря общественной бане. Народ ходил туда бойко. Нынче на дверях общественной помывочной — амбарный замок.
…При въезде в Архангеловку в глаза сразу бросается большой старый деревянный крест, обнесенный маленьким зелёным заборчиком. Немного позади — табличка с названием и датой основания села. Как это похоже на могильную оградку!
Интернет, который живёт на крыше
С сотовой связью дела в селе обстоят неважно. Всё из-за того, что оно располагается в низине и окружено холмами. Сигнал очень слабый, и чтобы его поймать, приходится искать возвышение. Стабильный интернет — мечта местных жителей.
Молодёжь нашла выход из положения. Вечерами на конце деревни, рядом со школой — там самое высокое место! — собираются толпы. Кто-то разговаривает по телефону, другие сидят в социальных сетях, третьи — скачивают музыку или загружают фильмы.
Недавно в соседней деревне установили вышку сотовой связи. Обещали и нам такой подарок сделать. Ждём. А пока, человек с телефоном в руке, тянущейся к небу, — обычное явление в селе.
Хочешь развиваться, люби и денежки платить
Пять лет назад местная школа стала девятилеткой. Желающие продолжать обучение в 10–11-х классах ездят в соседнее село на автобусе. Проезд бесплатный, но иногда приходится возвращаться домой на маршрутке. В Архангеловке нет ни секций, ни кружков. Чтобы дать ребенку возможность заниматься тем, что ему нравится, родителям приходится отправлять его в областной центр. Расстояние до Оренбурга — 44 километра. С учётом езды по городу и обратной дороги выходит 100 км за одну поездку. Цена 98 рублей в одну сторону и столько же в другую. Проще (но не дешевле) тем, у кого есть личный транспорт.
Кинотеатров, театров, парков развлечений и прочего в селе и подавно нет. Посмотреть премьеру фильма или спектакля, сходить на выставку, посетить музей можно только в городе. Это себе могут позволить не все. Представьте, семья из четырех человек, не имеющая машины, собирается поехать в театр. На проезд в город и обратно уйдёт уже 784 рубля. При стоимости билета 600 рублей культпоход выльется в 3 тысячи 184 рубля. И это без учета непредвиденных расходов.
Чтобы чаще Господь замечал…
В селе есть церковь. Это маленький кирпичный домик с прилепленным сверху несуразным куполом. (Раньше здесь располагался фельдшерско-акушерский пункт) Присматривают за церквушкой пожилая чета, живущая рядом с ней. Старики периодически подкрашивают забор и купол, обихаживают территорию.
Любой желающий в любое время может зайти в этот храм. Дедушка выслушает, расскажет историю каждой иконы, ответит на вопросы. В церкви можно крестить ребенка. Только для этого нужно собрать по деревне всех желающих совершить это таинство и ждать, пока батюшка приедет из города.
В церковные праздники и Рождество в церквушке идёт служба. Незадолго до Нового года во дворе проходит детский утренник. Детки в костюмах водят хороводы вокруг елки и поют песни.
Жителей не смущает, что этот домик внешне мало похож на православную церковь — альтернативы нет! Поэтому в храме всегда горят свечи.
Эх, развернись душа!
Субботними вечерами в доме культуры проходят дискотеки. Клуб открыт с девяти вечера до полуночи. На ноутбуке, подключенном к колонкам, включают музыку. В плейлисте песни группы «Грибы» чередуются с «Ласковым маем». Сильно! Желающие могут подпевать в дребезжащий микрофон.
За порядком на дискотеках следят. К примеру, в здание алкоголь приносить запрещено. Поэтому туда либо уже приезжают пьяными, либо пьют, стоя прямо на крыльце. Несовершеннолетние, опасаясь, что их заметят, прячутся с бутылками за клубом. Некоторым удаётся обмануть администрацию: они смешивают алкоголь с соком и проносят этот «коктейль» в бутылках из-под лимонада.
Раньше дискотеки разрешалось посещать только с 16 лет. Сейчас же, на радость школьникам среднего звена, возрастное ограничение убрали.
Работники клуба, конечно, пытаются вести воспитательную работу. Например, на столике в фойе выкладывают журналы и литературу, взятую из местной библиотеки. Но так они и остаются лежать нетронутыми — молодёжь танцевать пришла, а не умничать!
Село, живи!
По данным 2017 года, в Архангеловке проживает 750 сельчан. Это на 150 человек меньше, чем два года назад. Причины переездов, из-за которых численность населения уменьшается, почти у всех одни и те же: отсутствие благоустроенного жилья, рабочих мест, учебных заведений, отдалённость от города.
Как бы у меня ни сложилась дальнейшая судьба, где бы я ни находилась, приезжать на свою малую Родину я, конечно, буду. И точно знаю, буду скучать. Но здесь оставаться не хочу. В Архангеловке нет возможности ни учиться, ни работать, ни развиваться. А как хорошо было бы, если б в селе была бы средняя образовательная школа. Чтобы вместо дискотек в клубе вели кружки. Чтобы на место развалин появился спортивный зал. Жители села тоже хотят быть счастливыми, здоровыми, образованными. Архангел Михаил, помоги!
В 2008 году каждый день в России умирали по две деревни. За два года с карты страны полностью исчезли 290 городов и 11 000 сёл, 13 000 деревень остались без жителей. С 1990 года по 2010 в России исчезли около 23 000 населённых пунктов, из них около 20 000 — это сельские поселения. По данным 2017 года, в 10 000 российских деревень проживает меньше 8 жителей, 95 000 не имеют газификации. 42 000 сёл не имеют телефонной связи, 32 000 — почты.